Интегрированное занятие по экологии "Первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Материалы к природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята дошколята Сельских поселений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervotsvety_21.docx | 284.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Куньинский детский сад «Лучик»
Куньинского района Псковской области
ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: « В гости к первоцветам».
Воспитатель: Павлова Жанна Владимировна
2021 г.
Задачи по экологии: 1. Дать детям представление о первоцветах. 2. Расширить представления о первых цветах весны и об их значении в жизни людей.
3. Закреплять основные правила поведения в лесу, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.
4. Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар).
Задачи по аппликации:
1. Формировать у обучающихся умения наклеивать детали цветка сон-травы из цветной бумаги, правильно располагать композицию на листе бумаги, аккуратно работать с бумагой и клеем.
2. Формировать знания о строении цветка, его частях, о том, как нужно беречь первоцветы.
3. Формировать бережное отношение к первоцветам.
4. Закрепить знания о правилах безопасности при работе с ножницами.
5. Воспитывать желание порадовать маму, создать для неё что-то красивое.
Оборудование: аудиозапись легкой тихой музыки, презентация « Первоцветов Куньинского района», картинки, иллюстрации весенних первоцветов, форма эколят, экран, ножницы, цветная бумага, клей.
Ход занятия
Занятие проводится в групповой комнате, группа украшена рисунками с изображением первоцветов.
1 часть занятия:
Воспитатель: Ребята встаньте в круг, возьмите друг руга за руки.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам,
И каждый становится чуть веселей
И пусть это доброе утро продлится до самого вечера!
Доброе утро ребята, повернитесь друг к друг и пожелайте доброго утра.
(дети поворачиваются друг другу и с улыбкой говорят «Доброе утро!»).
Играет легкая тихая музыка.
Воспитатель: Вот и наступила весна. Тает снег, бегут и звенят ручейки. В затишье на укромных лесных полянах припекает солнышко, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую- приятно. Греются на солнце и ели , и березы, тянутся веточками к солнышку . Как только растает снег, появляются первые проталинки – зацветают первые весенние цветы. Они так и называются первоцветы. Сегодня я познакомлю вас с раннецветущими растениями нашего Куньинского района, мы рассмотрим их на картинках и поговорим о них.
Воспитатель: Ребята, а куда можно отправиться , чтобы отыскать первые весенние цветы? (Ответы детей)
Воспитатель: Ну , конечно же . в лес! Мы с вами Эколята-Дошколята и уже знаем как вести себя в лесу. Но мне бы еще раз хотелось повторить правила поведения в лесу.
Дидактическая игра « Правила поведения в лесу» ( воспитатель показывает детям экологические знаки, дети отвечают и называют что нельзя делать в лесу).
Воспитатель: Правила поведения мы с вами повторили , а теперь я предлагаю отправиться в лес . И так в путь!
Дети змейкой под музыку идут за воспитателем. (Подходят к первой картинке «Мать и мачеха»).
Воспитатель: - Как вы понимаете слово первоцвет ? (Ответы детей).
- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
Воспитатель: Посмотрите ребята , вы узнали этот цветок. (Ответы детей). Правильно это мать -и -мачеха. На нашем участке, где мы с вами гуляем, эти цветы появляются первыми. Они растут на глиняных откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях виднеются озорные огоньки. В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается Мать -и -мачеха, показывает свои цветочки миру очень рано, а вот листья показываются в конце мая, в начале июня. Листья мать- и -мачехи необычные : сверху они зеленые, жесткие и холодные , а снизу листья теплые, и мягкие с ворсинками. Поэтому, наверное этот цветок и прозвали мать-и-мачеха. Верхняя сторона строгая- мачеха, и нижняя ласковая как мама. В каких сказках вы читали про злую мачеху . (Ответы детей). Молодцы дети.
Воспитатель: Запомнили как называется этот первоцвет? ( Выслушивает ответы детей). А теперь идем дальше. (Дети идут за воспитателем)
Воспитатель: После таяния снега образуются лужи. А в лесу и на полянах можно увидеть маленькие озера воды, по берегам рек и озер можно увидеть первоцветы желто-зеленого цвета, а называются они – калужница болотная.
Давайте рассмотрим ее, длинный подводный стебель на суше, тугие бутоны превратились в ярко желтые цветы. Свое название она получила от слов «калужа2- болото, стоячая вода, лужа. Калужница ядовитое растение! Трогать и особенно рвать его нельзя!
Дети с воспитателем идут дальше.
Воспитатель: В тенистых лесах цветет еще один весенний цветок.
Отгадайте загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».
Дети: Ландыш.
Воспитатель: Правильно , это ландыш. Цветет ландыш в мае – начале июня. Его листья широкие, кверху заостренные, плотно прилегают к стеблю. На стрелочке –веточке друг за другом расположены горошинки –цветочки. В августе плоды ландыша становятся красными. Они ядовитые и рвать их нельзя!
Послушайте какие стихи сочинили поэт С. Маршак про это красивейшее растение.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Воспитатель: А наша тропинка привела нас в хвойный лес. Удивительное растение зацвело там!
Этот цветок похож на колокольчик, На растении всюду нежный серебристый пушок. Это растение называют прострел весенний или сон-трава. В народе говорят, что этот цветок навевает сны, а медицина подтвердила: в нем действительно содержится вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка к первоцветам. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (проводится под музыку)
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром улыбнется – Одуванчик в шесть проснется. (покружиться).
2 часть занятия:
Воспитатель: Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. Проходите садитесь за столы. Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.
Загадка 1
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
Загадка 2
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Загадка 3
Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. (Сон-трава)
- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: А вы хотите сделать так чтобы эти красивые цветы остались с нами, и подарить их мамам на праздник. (Ответы детей). У вас на столе лежат заготовки для аппликации. Мы сейчас сделаем подарок для наших мам.
Воспитатель показывает образец открытки , объясняет ход выполнения работы.
Воспитатель: И в заключении нашего занятия, давайте повторим еще несколько правил:
1. Не рвите большие букеты!
2. Не губите места произрастания первоцветов!
3. Не вырывайте первоцветы с корнем!
4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».