Интегрированное занятие по экологии "Первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Жанна Владимировна

Материалы к природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята дошколята Сельских поселений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervotsvety_21.docx284.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

               «Куньинский детский сад «Лучик»

         Куньинского района Псковской области

ИНТЕГРИРОВАННАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                         В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

F:\первоцветы\IMG_1187.JPG

Тема: « В гости к первоцветам».

                                Воспитатель: Павлова Жанна Владимировна

                                2021 г.

Задачи по экологии: 1. Дать детям представление о первоцветах. 2.  Расширить представления о первых цветах весны и об их значении в жизни людей.

3. Закреплять  основные правила поведения в лесу, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

4. Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар).

Задачи по аппликации:

1. Формировать у обучающихся умения наклеивать детали цветка сон-травы  из цветной бумаги, правильно располагать композицию на листе бумаги, аккуратно работать с бумагой и клеем.

2. Формировать знания о строении цветка, его частях, о том, как нужно беречь первоцветы.

3. Формировать бережное отношение к первоцветам.

4. Закрепить знания о правилах безопасности при работе с ножницами.

5. Воспитывать желание порадовать маму, создать для неё что-то красивое.

Оборудование:  аудиозапись легкой тихой музыки, презентация « Первоцветов  Куньинского района», картинки, иллюстрации  весенних первоцветов, форма эколят, экран, ножницы, цветная бумага, клей.

Ход занятия

Занятие проводится в групповой комнате, группа украшена рисунками с изображением первоцветов.

 

1 часть занятия:

Воспитатель: Ребята встаньте в круг, возьмите друг руга за руки.

 Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» – солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам,

И каждый становится чуть веселей

И пусть это доброе утро продлится до самого вечера!

Доброе утро ребята, повернитесь друг к друг и пожелайте доброго утра.

(дети поворачиваются друг другу и с улыбкой говорят «Доброе утро!»).

Играет легкая тихая музыка.

Воспитатель: Вот и наступила весна. Тает снег, бегут и звенят ручейки. В затишье на укромных лесных полянах припекает солнышко, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую- приятно. Греются на солнце и ели , и березы, тянутся веточками к солнышку . Как только растает снег, появляются первые проталинки – зацветают  первые весенние цветы. Они так и называются первоцветы.  Сегодня я познакомлю вас с раннецветущими растениями нашего Куньинского района, мы рассмотрим их на картинках и поговорим о них.

Воспитатель:  Ребята, а куда можно отправиться , чтобы отыскать первые весенние цветы? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну , конечно же . в лес! Мы с вами Эколята-Дошколята и уже знаем как вести себя в лесу. Но мне бы еще раз хотелось повторить правила поведения в лесу.

Дидактическая игра  « Правила поведения в лесу» ( воспитатель показывает детям экологические знаки, дети отвечают и называют что нельзя  делать в лесу).

Воспитатель: Правила поведения мы с вами повторили , а теперь я предлагаю отправиться в лес . И так в путь!

Дети змейкой под музыку идут за воспитателем.  (Подходят к первой картинке «Мать и мачеха»).

Воспитатель: - Как вы понимаете  слово первоцвет ? (Ответы детей).

- Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугуПервые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Воспитатель: Посмотрите ребята , вы узнали этот цветок. (Ответы детей). Правильно это мать -и -мачеха. На нашем участке, где мы с вами гуляем, эти цветы появляются первыми. Они растут на глиняных откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях виднеются озорные огоньки. В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается Мать -и -мачеха, показывает свои цветочки миру очень рано, а вот листья показываются в конце мая, в начале июня. Листья мать- и -мачехи  необычные : сверху они зеленые, жесткие и холодные , а снизу листья теплые, и мягкие с ворсинками. Поэтому,  наверное этот цветок и прозвали мать-и-мачеха. Верхняя сторона строгая- мачеха, и нижняя ласковая как мама. В каких сказках вы читали про злую мачеху . (Ответы детей). Молодцы дети.

Воспитатель: Запомнили как называется этот первоцвет? ( Выслушивает ответы детей). А теперь идем дальше. (Дети идут за воспитателем)

 Воспитатель: После таяния снега образуются лужи. А в лесу и на полянах можно увидеть маленькие озера воды, по берегам рек и озер можно увидеть  первоцветы желто-зеленого цвета,  а называются они – калужница болотная.

Давайте рассмотрим ее, длинный подводный стебель на суше, тугие бутоны превратились в ярко желтые цветы. Свое название она получила от слов «калужа2- болото, стоячая вода, лужа. Калужница ядовитое растение! Трогать и особенно рвать его нельзя!

Дети с воспитателем идут дальше.

 Воспитатель: В тенистых лесах цветет еще один весенний цветок.

                        Отгадайте загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Дети: Ландыш.

Воспитатель: Правильно , это ландыш. Цветет ландыш  в мае – начале июня. Его листья широкие, кверху  заостренные, плотно прилегают к стеблю. На стрелочке –веточке друг за другом расположены горошинки –цветочки. В августе плоды ландыша становятся красными. Они ядовитые и рвать их нельзя!

Послушайте какие стихи сочинили поэт С. Маршак про это красивейшее растение.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Воспитатель: А наша тропинка привела нас в хвойный лес. Удивительное растение зацвело там!

Этот цветок похож на колокольчик, На растении всюду нежный серебристый пушок. Это растение называют прострел весенний или сон-трава. В народе говорят, что этот цветок навевает сны, а медицина подтвердила: в нем действительно  содержится вещества, обладающие  успокаивающим и снотворным действием.

Воспитатель: Вот и подошла  к концу наша прогулка к первоцветам. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется – Одуванчик в шесть проснется. (покружиться).

2 часть занятия:

Воспитатель: Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. Проходите садитесь за столы. Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 3

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Сон-трава)

- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

- Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: А вы хотите сделать так чтобы эти красивые цветы остались с нами,  и подарить их мамам на праздник. (Ответы детей). У вас  на столе лежат заготовки для аппликации. Мы сейчас сделаем подарок для наших мам.

Воспитатель показывает образец открытки , объясняет  ход выполнения работы.

Воспитатель: И в заключении нашего занятия, давайте повторим  еще несколько правил:

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов!

3. Не вырывайте первоцветы с корнем!

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!

- В Красной книге записано«Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».