Проект "Муравьи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых. Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» . В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.
Цель проекта: расширить знания детей о муравьях. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения. 2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами. 3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности. 4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Ожидаемый результат по проекту: Для детей: Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям Развитие познавательной активности, любознательности Для педагогов: Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде Создание условий для проявления воображения Для родителей: Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и создание муравья из бросового маткриала .
Этапы реализации проекта: 1 . Подготовительный: р азработка плана реализации проекта, подбор литературы, сбор материала для творчества детей (пластилин, цветная бумага, фольга, картон и т.д.), иллюстраций разного вида муравьев. 2. Основной: Работа с родителями : рекомендации для родителей по просмотру мультфильмов, научных программ про насекомых , беседы; консультирование родителей по вопросам мини-проекта. Работа с детьми: реализация плана работы с детьми, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. 3. Заключительный: проведение выставок детских работ, выполненных в процессе реализации проекта.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Познавательное развитие Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу) . Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме. Познавательные беседы по теме. Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы. Просмотр дома с родителями мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» . Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»
Социально-коммуникативное развитие Ситуативная беседа по теме Устные сообщения детей о насекомых. Отгадывание загадок. - Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми. - Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
Художественное - эстетическое развитие Лепка на тему «Муравей» Рисование «Муравейник»
Чтение художественной литературы Цель : познакомить детей с литературными произведениями о муравьях. К. Ушинский «Капустная белянка» В. Бианки «Муравейник зашевелился» Н. Сладков «Муравей и сороконожка» «Сказка о лягушке и муравьях» Л. Н. Толстой «О муравьях» И. Соколов-Микитов «Муравьи» И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» Н. Гали «Муравьиные истории» А.В. Митяев «Муравей и космонавт» В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
Физическое развитие - подвижные игры «Медведь и пчелы» , «Муравьи и муравейник» , «Муравей и дождик » - Гимнастика для глаз «Стрекоза» - Релаксация под звуки природы
Безопасность Беседы : «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».
Результаты реализации проекта: Участие детей и родителей в проекте позволило сформировать представления о том, кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какова его роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять. А родители, участвуя в реализации проекта, стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.