Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух».

Подготовила и провела воспитатель Пестова Дарья Андреевна

Цель: представление о том, что дать воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

 Задачи:

 Образовательные:

 - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов

 Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование:

Воздушный шар, листы бумаги, веера, лодочки, трубочки, пакеты, апельсиновые корки, дольки чеснока, палитра с красками, пипетки, стаканы.

 

 

 

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, и узнаем, что же нам прислали?

 Дети: Пусто. 

Воспитатель: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть.

(На боковой стороне посылки приклеен конверт.)

Воспитатель: Ребята, давайте откроем его и прочитаем что же там написано?   Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке. 

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: воздух

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали. 

Воспитатель: Да, ребята -  это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду  – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы детей)

 Воспитатель: А кому еще нужен воздух?

Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его  через рот.  А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей) 

Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет!

 

 

Опыт №1   (Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги)  Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть? (ответы детей)

 Воспитатель: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

 Ответы детей

 Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться. 

Воспитатель: А что такое воздух? Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все живое)

 Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг  – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух?  (ответы детей – нет, не видим)  Воспитатель: А почему?  (ответы детей – потому, что он не видимый)

 

 Опыт №2   Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем?

 (Пусто)

Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все  место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?  (ответы детей)

Воспитатель: Пакет опять стал пустым.

 Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. 

 

Опыт №3   А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? 

Ответы детей: (это воздух)

 Воспитатель: Верно.

 Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!

 

 

Опыт №4  Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

 

 Опыт №5  Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится листок бумаги. Берем лист бумаги помашем  на себя.  Что вы чувствуете? (ветер)

 

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо….

Ветер тише-тише-тише-

Деревцо все выше-выше..

Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет»  (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.  Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

 

 

Опыт №6 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – нибудь запах? (ответы детей).

Воспитатель: Возьмите корочку апельсина и помните её. Чем пахнет? (ответы детей).  Воспитатель: А сейчас возьмите дольку чеснока. Чем пахнет?

 Воспитатель: Запах передаётся по воздуху. 

А сейчас я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:

 

  1. Воздух невидимый.
  2. Воздух легче воды.
  3. Воздух не имеет формы.
  4. Движение воздуха – это ветер.
  5. Воздух не имеет запаха

 

 

Опыт №7 Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать?

                  

(На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (Если дети затрудняются  помочь им). Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Мы обязательно украсим ими нашу группу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: «Волшебник – воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Невидимка-воздух"

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Воздух и его роль в жизнедеятельности человека»  выполнена в условиях реализации ФГОС  ...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух».

Цель: представление о том, что дать воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. З...