НОД "Поздняя осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе установления причинно-следственных связей между изменениями в природе осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pozdnyaya_osen.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД
по теме: "Поздняя осень"
с использованием приёмов ТРИЗ в старшей группе
Воспитатель:
Гришина Светлана Александровна
Педагогическое мероприятие с детьми
В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса.
Тема: «Поздняя осень»
Общая педагогическая цель: познавательное развитие детей 5-6 лет в процессе установления причинно-следственных связей между изменениями в природе осенью.
Дидактическая цель:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
1.Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы, и умозаключения.
2.Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарный запас.
3.Воспитывать гуманное отношение к родной природе.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности:
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Оборудование:
Доска со схемой
Демонстрационный материал:
Картинки деревьев
Карточки с признаками, гербарий листочка клена
Раздаточный материал:
Осенние листочки на каждого ребенка
Серебристый лист бумаги, силуэты белок рыжего и серебристого цвета на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, чтение:сказки «Всяк по-своему»Скребицкий Г.А; стихи про осень, беседы с показом презентаций про осень ижизнь диких животных, птиц осенью.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Звонит телефон Воспитатель: Алло! Дедушка Мороз! Здравствуй! Да, это Детский сад, старшая группа «Семицветик» Что случилось Дедушка Мороз? На беличьей поляне состоялось собрание белок. Никак не могут принять решение: пора ли им менять рыжие шубки. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие белки говорят, что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Они не знают, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Не могут понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу. | Дети здороваются с гостями. |
Основная часть | |
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. (на доске посередине картинка белочки в рыжей шубке) Воспитатель: Отгадаете загадку: Все деревья облетели, Воспитатель: Правильно, осень. Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени. Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Я вам зачитаю не большие рассказы, а вы определите о каком месяце рассказ. 1.Погода теплая, только появляются на деревьях разноцветные листочки, начинает желтеть и высыхать трава. Летают серебряные нити паутины. Созревают желуди, орехи, поспевает клюква. Люди собирают урожай (сентябрь). А как называют этот период осени? (Ранняя осень) 2.В это время деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла. Перелетные птицы улетели в теплые края (ноябрь) А как называют этот период осени? (Поздняя осень) 3.Все деревья стоят разноцветные. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, часто идут дожди, травы буреют, цветы вянут, прячутся насекомые (октябрь) А как называют этот период осени? (Золотая осень) Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы. А какая осень сейчас, если она заканчивается? -Правильно, поздняя осень ставим белочке первую подсказку Воспитатель: Ребята, какая бывает погода поздней осенью, какой ветер, какой дождь, какое небо. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!» Назовите как можно больше слов-определений: Небо осенью — хмурое, серое, унылое. Солнце осенью — … Ветер осенью — … Дождь осенью — … "Скажи наоборот" Воспитатель: Дети, кому я дам мяч, тот должен назвать противоположное понятие день веселый — день грустный день солнечный — день пасмурный облако белое — туча черная ясный день - дождливый день жаркая погода — холодная погода хорошая погода — плохая погода Осень ранняя — осень поздняя Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. И у нас в городе тоже сменилась погода. (Ставим карточку погода поздней осенью) Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались Физминутка «Листочки». Мы осенние листочки И на веточках весим Дунул ветер – полетели И на землю тихо сели Ветер снова набежал И листочки все поднял Закружились полетели Весело они летели И на землю сели. -Ой, как много на ковре листочков. -Ребята, листочек часть какого объекта? (дерева) А теперь «Раз, два, три к своему дереву беги». (Береза, рябина, клен, дуб, тополь, осина) С какого дерева у тебя листок? -У меня ребята тоже есть листочек, с какого он дерева? Игра «Назови признак» Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. Давайте посмотрим на листочек, он находится в середине, а вокруг него карточки с признаками. Вам нужно перевернуть карточку и назвать признаки листочка. Так мы с помощью признаков расскажем об осеннем листочке. Ставим подсказку белочке. Если все листочки облетели то деревья стоят … Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые улетели в теплые края? Воспитатель: А почему они улетают? Воспитатель: Почему другие остаются у нас зимовать? Как они называются? Дидактическая игра «Улетают – не улетают» Перед вами предметные картинки (раскладываются в центре круга изображением вниз). Вы бежите по кругу на носочках и делаете взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» вы поднимаете и переворачиваете картинки. Те у кого, оказались картинки зимующих птиц, приседают, а у кого, на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками Ставим подсказку белочке. Перелетные птицы улетели. Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме? Подберите картинку, что животные делают осенью. В лесу осень, поэтому … Ставим подсказку для белочки. Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни белки? Ребята, а ведь наши белочки спрашивают, пора ли менять шубку рыжую? Сейчас мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять белочкам шубку или нет. На столах: лист серебристого цвета на каждого ребенка, силуэты белочек. Игра «Хорошо - плохо» Воспитатель: Приложите рыжую белочку, её будет видно зимой? Воспитатель: Это для белочки плохо или хорошо? Воспитатель: А теперь, приложим серебристую белочку, её будет видно зимой? Это плохо для белочки или хорошо? Воспитатель: Как мы белкам сообщим, что осень заканчивается, и белкам пора менять рыжую шубку на шубку серебристую (серо-голубую). Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы ему расскажем? Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес, что белкам пора менять шубки, потому что к нам приближается зима. | Дети отгадывают загадку Называют месяцы осени. Определяют месяцы осени и как называются периоды осени Дети отвечают на вопрос. Дети называют слова-определения Дети ловят мяч и называют противоположные слова Звучит музыка, дети с листочками выполняют движения в соответствии с текстом. Дети отвечают на вопрос. Дети встают у своего дерева, говорят, с какого дерева упал листок,и какой он. (У меня упал листочек с дуба, он дубовый…) Дети отвечают на вопрос. (с клена) Дети переворачивают карточку со значком признака, и называют признаки листочка. Дети отвечают на вопрос. Дети отвечают на вопросы. Дети выполняют задание. Дети подбирают картинки,устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных. …у лося отпадают рога. …ежи, готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. …медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку.…зайцы меняют серую шубку на шубку белую. Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы. Проводят эксперимент, делают выводы. Дети предлагают варианты. Дети работают по опорной схеме. Поздняя осень. Уже выпадает снег по ночам. Деревья стоят без листьев. Птицы улетели в теплые края, животные приготовились к зиме. Пора менять шубки рыжие, а то хищники заметят. |
Заключительная часть | |
Рефлексия «Осенняя поляна» Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то возьмите красные листочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые листочки. Было неинтересно, скучно - возьмите оранжевые листочки. Ребята, я вижу, что вам понравилось. | Дети выполняют задание |
Литература:
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: «Мозаика – Синтез», 2016 г.
- Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, «Вектор- С»,2014г.
- Сайт: rodnaya-tropinka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...