Консультация "Экологическое воспитание в ДОУ"
консультация по окружающему миру

Шишкова Наталия Николаевна

В связи со сложной экологической обстановкой экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании воспитателями разнообразных форм и методов работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Формы и методы экологического образования дошкольников».

    В связи со сложной экологической обстановкой экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании воспитателями разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

  • Экологические занятия.
  • Экологические экскурсии.
  • Уроки доброты.
  • Уроки мышления.
  • Экологические кружки.
  • Экологические конкурсы.
  • КВН, аукционы, марафон, викторина.
  • Экологические акции.
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.
  • Трудовой десант.
  • Зеленый патруль.
  • Клуб последователей природы.
  • Лаборатория юного эколога.
  • Составление экологических карт.
  • Ведение календарей природы.
  • Коллекционирование.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • Экологические музеи.
  • День (неделя) экологического творчества.
  • Экологические праздники и фестивали.
  • Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).
  • Экологические сказки.
  • Экологические тренинги.
  • Инсценировки, театрализации и т.д.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

      Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

     ландыш.jpg

 Можно обсудить и проиграть следующие ситуации:

Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?127.png

Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.yaz04.jpg

Коллекционирование.

8ad16fc94eb1a670d0f58f9b5919ab4d.jpg.jpglarge_2.jpg

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)

Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки мышления.

Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные вопросы:  «Как?»; «Почему?»; «Отчего?».

Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»

Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.

 

Уроки доброты.

Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические экскурсии – экспедиции.

Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.ЭМБЛЕМА.jpg

Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.

Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель их – ознакомление с природными явлениями, недоступные для наблюдения детям.

    Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.11.jpg

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Практическая деятельность детей.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.livepreview.jpg

Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются раз в неделю. Например: «Посади дерево»; «Санитарный день»; «Покормите птиц зимой»; и др.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Экологическое воспитание дошкольников вне занятий"

Консультация "Экологическое воспитание дошкольников вне занятий"...

консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»                  Подгото...

Консультация "Экологическое воспитание детей"

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса рекомендует воспитывать у дошкольников деятельную любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, береж...

Консультация ”Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта”

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);          формирование ...

Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

В дошкольном возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для решения экологиче...

Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...