Проект "Волшебница-вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Людмила Григорьевна

 Проект "Волшебница -вода" помогает раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, узнать о свойствах воды и её значении в жизни людей, растений, животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx78.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеhttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/7/3064_5ec7f90fc0fad68b1975f327f920bb5f.png.jpg

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчар»

636200, Томская область, с Бакчар, ул Ленина, д 60, тел 8 38 249 21 405

                                                       

Конкурс  методических разработок «Работаем по ФГОС»

Номинация «Методическая разработка НОД в дошкольном учреждении»

 

                           «Волшебница-вода»

                                                                                                                                         Автор  проекта: Денисова Людмила Григорьевна

                                                                                                                                                                                                      

Вид проекта:  познавательно-исследовательский.

Продолжительность:  краскосрочный (1 месяц)

Тип проекта: групповой

Возраст : 3-4 года

Количество человек: 25

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                           

2022

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Воду нужно изучать-
Всё о ней нам нужно знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Проблема дети не знают свойства и качества воды,  не знают о значении воды в жизни человека и природы.

Актуальность

 Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде  затрудняются.
Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?
Пришло время познакомиться!
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:

- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде.
Навстречу приключениям друзья!

Таким образом, мы  убедились в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных   свойствах воды, ее состояниях и значении для всего живого на планете Земля.

Объект исследования -Вода

Предмет исследования - Свойства воды

Цель проекта

 формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.

Задачи
- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;
- развивать интерес к экспериментированию;
- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворяемость;
- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;
- развивать познавательный интерес у детей;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- воспитывать бережное отношение к воде.

Гипотеза- Если о значимости воды мы будем больше знать и стараться донести это до других, то к воде будут относиться очень бережно.Это утверждение даст ответ на главный вопрос:

Почему без воды не может быть жизни на Земле?»

РЕСУРСЫ:

Материально-технические:

Принтер, компьютер, цветная бумага, цветной картон, фломастеры, карандаши, запись «Музыка воды», стаканы, ёмкости, вода, салфетки, ложки, наборы деревянных (ложка, прищепка, кубик), пластмассовых (игрушки), железных предметов (болтик, скрепка, монетка), гуашь 3-х цветов(жёлтая, красная, зелёная), кисти, бумага (для кораблика) , соль, сахар, трубочки.


Кадровые:

Дети, родители, педагоги второй младшей  группы

Информационные: 

Интернет ресурсы, детская художественная литература, публицистическая литература для родителей

Нормативно-правовые:

«Соглашение» от родителей на размещение информации о детях

Планируемые результаты

Для воспитанников:

1.  Представление о воде, как источнике жизни живых организмов.

2.  Знания о поведении и деятельности в природе.

3.  У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту

(будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно –

следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным

путем, научаться фиксировать наблюдения).

4.  Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх,

рассказах.

Для родителей:

1.  Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом

образовании дошкольников.

2.  Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе

реализации проекта, желание сотрудничать с детским садом (семейные газеты,

книжки малышки, рисунки);

3.  Сплочение детей и родителей через совместные мероприятия

Для педагогов:

1.  Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через

совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);

2.  Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах

экологического воспитания дошкольников;

3.  Творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка

дидактических игр, систематизация художественного слова по экологическому

воспитанию воспитанию.

4.  Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов

проектной деятельности;

5.  Создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому

воспитанию детей.

Формы и методы работы по проекту с детьми:

групповая, индивидуальная:

  •  Организация  игр с водой.
  • Организация опытно – экспериментальной деятельности.
  •  Организация деятельности ознакомления с миром природы.
  • Чтение художественной литературы.
  •  Рассматривание иллюстраций.
  • Организация пальчиковой гимнастики.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты и эксперименты

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

 1. Подготовительный этап

  1. Определение темы, цели, задач проекта.
  2. Определение участников проекта.
  3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
  4. Оформление картотеки загадок, потешек, стихов для детей и родителей по теме.
  5. Подготовка необходимого оборудования.
  6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
  7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.

Взаимодействие с родителями.

  • Подготовка консультаций по теме «Вода важна для организма».
  • Подготовка информационного материала на тему: «Для чего нужна вода» - активизировать совместную деятельность детей и родителей.

2. Основной этап

Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.

3. Заключительный этап

  1. Показ открытого итогового занятия: «Поможем Золотой рыбке».
  2. Сделать  стенгазету на тему: «Берегите воду»
  3. Оформление фотоальбома: «Использование воды детьми в повседневной жизни»

Технология проекта и этапы реализации плана проекта

I этап – подготовительный

Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в

достижении предполагаемых результатов, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и

составление перспективного плана для всех этапов проекта.

На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой экологического

воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного

обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план

по ознакомлению детей с водой, еѐ свойствами, состояниями и значимостью воды в жизни

человека и всего живого, определены основные направления работы.

План реализации подготовительного этапа:

Мероприятие

Участники

I этап – подготовительный

1

Подбор художественной литературы по теме вода.

Воспитатели, родители

2

Составление картотек загадок, ребусов, стихов,

поговорок

Воспитатели

3

Составление картотеки «Опыты с водой»

Воспитатели

4

Создание условий для исследования, подготовка

материала к экспериментированию

Воспитатели, родители

5

Подготовка оборудования для опытов с водой

Воспитатели, родители

6

Разработка конспектов НОД по теме

Воспитатели

II этап – основной

Основной  этап  по  реализации  проекта  «Волшебница  вода»  включал  в  себя:  занятия,

наблюдения  на  прогулках,  беседы,  игры-эксперименты,  чтение  художественной

литературы, работу с родителями.

План реализации основного этапа

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

 Беседы «Вода – источник жизни»,  «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?», «Почему нельзя загрязнять водоемы?»
Дидактические, словесные игры:

«Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Хорошо – плохо», «Три состояния воды», «Когда это бывает?» «Какой, какая, какие», «Закончи предложение»

 Трудовая и продуктивная деятельность детей.
 Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
Создание альбома «Вода в жизни детей» 

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность: «Путешествие с капелькой».

ООД: «Волшебница - вода».(познавательное развитие)

ООД «Кто живет в воде»(познавательное развитие)

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро)

«Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум)

«Осадки» (град, туман, дождь, снег, роса)

Экспериментальная деятельность

Просмотр видеофильмов об обитателях водоемов из серии «Веселые животные» (компания ВВС).

Просмотр мультфильмов «Заяц Коська и Родничок», «Капитошка»

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты

Речевое развитие

Совместная деятельность:

 Отгадывание загадок
 Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
 Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»

  Чтение рассказов «Жила-была река»,  «Как люди речку обидели» Рыжовой Н.А.

Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое

вода?», «Берегите воду»

Чтение рассказов  из учебного пособия «Добрый мир» Шевченко Л.Л. «Путешествие воды». «Для чего нужна вода?», «Дождик – путешественник», «Пища растений».

 Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде

развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание

небольших текстов о воде

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Морские обитатели»

Аппликация «Рыбки плавают в водице»

Развивать творческое воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику, совершенствовать приемы рисования, аппликации.

Физическое развитие

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Удочка», «Море волнуется»,  «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Через ручеек», физкультминутки «На речке», «Дождик»,  «На море».

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно -

исследовательская

деятельность

Задача

Форма деятельности

Развивающая среда

« Вода не имеет запаха»

подвести детей к тому, что вода не имеет запаха.

групповая

стаканчики, наполненные водой.

« Вода не имеет

формы»

подвести детей к

пониманию того, что

вода не имеет формы

групповая

различные по форме

сосуды

«Вода не имеет

вкуса»

доказать, что вода не

имеет вкуса

групповая

стаканчики,

наполненные водой

,соль, сахар,

« Вода не имеет

цвета»

подвести детей к

пониманию того ,что

вода не имеет цвета

групповая

стаканчики,

наполненные водой,

пищевые красители

или краски, мелкие

игрушки

« Вода - это

жидкость»

доказать, что вода

имеет текучесть

групповая

емкости с водой,

пустые стаканчики

« Вода –

растворитель разных

веществ»

подвести детей к

пониманию, что есть

вещества

растворимые и

нерастворимые в

воде

групповая

стаканчики с водой,

соль, сахар, речной

песок, краски,пластилин

III этап – заключительный

Для реализации заключительного этапа проекта «Волшебница вода» мы использовали весь необходимый материал, подобранный и изготовленный в ходе проекта.

Итоговым мероприятием было занятие «Поможем Золотой рыбке»

Оформление плаката на конкурс «Берегите воду»

                                          Мероприятие

Участники

III этап – заключительный

1

Образовательный салон. Показ открытого итогового занятия: «Поможем Золотой рыбке».

Воспитатель, дети

2

Сделали плакат  на тему: «Берегите воду»

Воспитатель, дети

3

Оформление фотоальбома: «Использование воды детьми в повседневной жизни»

Воспитатель, дети

4

Аукцион мастер классов. Видеоролик «Волшебница вода». Муниципальный семинар «Экология и мы»

Воспитатели, дети

Итоги реализации проекта

Дети

  • Пополнили и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
  • Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Узнали, что такое круговорот воды в природе.
  • Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
  • Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

Родители

  • Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
  • Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.

 Используемая литература:

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 3-4 лет.-Волгоград, Учитель, 2006 г.

3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007 г.

4. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.

5. Интернет ресурсы

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/14/volshebnitsa-voda https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-starshei-grupe-volshebnica-voda.html https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/13913-eksperimentalnyj-proekt-volshebnitsa-voda.html