«Свойства дерева»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черешнева Татьяна Мойсеевна

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chereshneva_zanyatiya_v_sredney_gr._svoystva_dereva.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия в средней группе

Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Свойства дерева»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева.

Задачи:

  • Развивать умение делать выводы.
  • Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.
  • Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
  • Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным

из дерева.

Материал и оборудование:

  • письмо от Буратино;
  • предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;
  • деревянный брусок на каждого ребенка;
  • камень;
  • стаканчик с водой;
  • спички на каждого ребенка;
  • гвоздь на каждого ребенка;
  • деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;
  • игрушки из дерева;
  • пиктограммы-свойства дерева;

Предварительная работа:

  • Отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;
  • Наблюдение за деревьями;

Ход занятия:

- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.

- Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).

Он предлагает отгадать загадку:

Его весной и летом.

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки.

Упали все рубашки.      (Дерево)

Я узнал о том, что вы изучаете свойства разных предметов. Правильно? (Да)

Я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.

- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

(Буратино сделан из дерева)

Значит, он какой? (деревянный).

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы" 

(находят деревянные предметы)

- А какие предметы из дерева вы видите в группе?

Дети называют деревянные предметы.

- Какие деревянные предметы есть у вас дома?

- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)

-Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

(Да).

Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и

эксперименты. (Садимся за столы).

Опыт «Тонет – не тонет»

- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

- Что вы видите? (он утонул)

А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)

- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

(Люди строят из дерева лодки, корабли)

- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?

Опыт «Теплопроводность»

- Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)

Давайте это проверим.

У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите

деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы

почувствовали, где холоднее?

Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него

строят теплые деревянные дома.

Опыт «Ломается – не ломается»

- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)

Значит, он какой? (Прочный).

- Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)

Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.

Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных

предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные

предметы.

- Какие игрушки из дерева вы знаете?

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

- Что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Опыт «Влагостойкость»

- Давайте достанем деревянный брусок из воды.

- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.

Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)

- Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке окрашены.

- Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать)

- Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева.

Рефлексия.

- Давайте расскажем Буратино, какие же волшебные свойства дерева мы узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их (повторяют по пиктограммам свойства дерева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей со свойствами дерева и резины.

Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью....

Консультация для родителей. Биоэнергетика и целебные свойства деревьев

Деревья, как и все живое, обладают энергетикой. Поэтому при общении человека с деревом происходит активный обмен энергиями, способствующий оздоровлению человеческого организма. При этом очень ва...

Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2»      НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"

Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бума...