Конспект "Зимушка-Зима" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Викторова  Ольга  Васильевна

Конспект по ФКЦМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka_-_zima.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  «Зимушка – Зима» подготовительная группа

Цели:  -  уточнить  и  конкретизировать  представления  детей  о  характерных  признаках  зимы.  

Задачи: -  учить  устанавливать  зависимость  жизни  растений  и  животных  от  изменений  в  неживой  природе;

-  познакомить  детей  с  образом  русской  зимы,  переданным  в  различных  произведениях  искусства  (в  поэзии,  музыке,  декоративно-прикладных  видах  искусства),  вызвать  чувство  любви  к  родной  природе;

-  подвести  к  пониманию  жанрового  изобразительного  искусства,  умение  определять  характер  произведения;

-  воспитывать  эстетическое  отношение  к  природе.

Предварительная  работа:  наблюдение  за  природой;  отгадывание  загадок  о  зиме;  чтение  стихотворений  «Зима!  Крестьянин,  торжествуя…»  А.С.  Пушкина,  «Мороз-воевода»  Н.А. Некрасова;  потешек  о  зиме;  прослушивание  музыкальных  произведений  П.И. Чайковского.

Материал:  кокошники  из  картона,  кушаки  из  ткани,  аппликативные  формы  из  фольги;  краски,  кисти,  клей;  музыкальные  записи.

Ход  занятия:

Отгадывание  загадки.

                              Как  по  небу  с  севера

                              Плыла  лебедь  серая,

                              Плыла  лебедь  сытая.

                              Вниз  кидала,  сыпала

                              На  поля - озерушки

                              Белый  пух  да  перышки.  (снеговое  облако) 

Беседа  о  характерных  признаках  зимы,  происхождении  и  свойствах  снега:

      Декабрь  год  кончает,  зиму  начинает.  Свежевыпавший  снег  придаёт  всему  окружающему  миру  праздничность:  белые  дорожки,  обсыпанный  первым  снегом  кустарник,  припорошенные  скамейки.

      С  севера  подул  студёный  ветер, и  с  неба  посыпались  снежинки. Кружатся  в  воздухе  и  падают  на  землю  снежинки – одна  красивее  другой:  вот  цветок  с  шестью  лепестками,  вот  звёздочка  с  шестью  лучами,  вот  тончайшая  пластинка  с  шестью  гранями.

     Маленькие  льдинки  в  высоком  небе – это  замёрзший  водяной  пар. Чем  тише  морозная  погода,  тем  красивее  падающие  на  землю  снежинки.

     При  сильном  ветре  у  них  обламываются  лучи  и  грани,  и  белые  цветы  и  звёзды  обращаются  в  снежную  пыль.  А  когда  мороз  несильный,  снежинки  скатываются  в  плотные  белые  шарики,  и  мы  говорим  тогда,  что  с  неба  падает  крупа.

     Падая  на  землю,  снежинки  лепятся  друг  к  другу  и,  если  нет  сильного  мороза,  образуются  хлопья.

     Слой  за  слоем  ложится  снег  на  землю,  и  каждый  слой  сначала  бывает  рыхлый,  потому  что  между  снежинками  содержится  много  воздуха.

     Хрустит  снег  оттого,  что  под  тяжестью  вашего  тела  ломаются  звёздочки  и  лучи.  Идёт  зима,   растут  сугробы,  и  снежный  покров  постепенно  становится  плотным.  А  тут  ещё  пригревает  солнце,  ни  на  минутку  не  забывает  о  своей  работе  ветер.  Иногда  он  налетает  с  юга  и  приносит  оттепели.  А  когда  после  оттепели  ударит  мороз,   то  на  снегу  образуется  твёрдая  корочка.  Она  называется  настом.  В  такое  время  многим  животным  тяжело  передвигаться  по  снегу  и  добывать  корм.

    Лоси,  олени  и  козы  острой  коркой  снега  режут  ноги,  с  трудом  выкапывают  из-под  наста  мох  и  листья.

    Зато  зайчишке  раздолье.  Он  и  по  рыхлому  снегу  ходит,  как  в  валенках,  и  почти  не  проваливается,  а  по  насту  мчится,  как  по  паркету,  и  никто  не  может  за  ним  угнаться.

Отгадывание  загадок,  чтение  народных  потешек:

Кто,  угадай-ка,

Седая  хозяйка?

Тряхнет  перинки –

Над  миром  пушинки!  (Зима)

                                                  Он  вошёл – никто  не  видел,

                                                  Он  сказал – никто  не  слышал,

                                                  Дунул  в  окна  и  исчез,

                                                  А  на  окнах  вырос  лес.  (Мороз)

Чтение  стихотворения  Н.А.  Некрасова  «Не  ветер  бушует  над  бором…»

Оценка  детьми  изображенной  картины  зимней  природы.

Музыкальная  пауза:

   Прослушивание  отрывка  из  произведения  П.И.  Чайковского  «На  тройке»,  «Зимней  песенки»  (муз.  М. Красева).

Художественное  творчество:  Изображение  русской  зимы  в  рисунках.  Рисование  и  наклеивание  узоров  на  кокошники,  кушаки.

Пляска-импровизация  под  русскую  народную  мелодию.