Конспект "Зимушка-Зима" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект «Зимушка – Зима» подготовительная группа
Цели: - уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы.
Задачи: - учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе;
- познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства), вызвать чувство любви к родной природе;
- подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения;
- воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдение за природой; отгадывание загадок о зиме; чтение стихотворений «Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкина, «Мороз-воевода» Н.А. Некрасова; потешек о зиме; прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского.
Материал: кокошники из картона, кушаки из ткани, аппликативные формы из фольги; краски, кисти, клей; музыкальные записи.
Ход занятия:
Отгадывание загадки.
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая.
Вниз кидала, сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки. (снеговое облако)
Беседа о характерных признаках зимы, происхождении и свойствах снега:
Декабрь год кончает, зиму начинает. Свежевыпавший снег придаёт всему окружающему миру праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки.
С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Хрустит снег оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи. Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце, ни на минутку не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм.
Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.
Зато зайчишке раздолье. Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету, и никто не может за ним угнаться.
Отгадывание загадок, чтение народных потешек:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
Оценка детьми изображенной картины зимней природы.
Музыкальная пауза:
Прослушивание отрывка из произведения П.И. Чайковского «На тройке», «Зимней песенки» (муз. М. Красева).
Художественное творчество: Изображение русской зимы в рисунках. Рисование и наклеивание узоров на кокошники, кушаки.
Пляска-импровизация под русскую народную мелодию.