Работа с родителями
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Кулакова Надежда Андреевна

Консультация для родителей "Значение ознакомления детей с животными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Значение ознакомления детей с животными»

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир.

Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но не смотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей. Необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно – просветительских и эстетических целях. От людей во многом зависят многообразие численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

  Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей процесса предполагает решение рада воспитательно – образовательных задач, определённых программой. Наблюдения за лягушкой, ёжиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, подкормка птиц. Сбор семян, листьев, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.

  Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во – первых для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во – вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление чёрствости и жестокости по отношению к живым существам.

  Известно, каким сложным и противоречивым бывает поведение ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» - котёнка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых.

Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

  Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятия цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог даёт нравственные правила отношений к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно – эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.  

  Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно – эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной?

  О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:

  • интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
  • знание и выполнение правил обращения с живым существом;
  • осознание необходимости охранять животных, заботиться и них;
  • желание и умение ухаживать за живым существом;
  • эмоциональность восприятия и общения с животным.

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

  Однако, проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость её защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Родители должны добиваться, чтобы каждый ребёнок хорошо знал и регулярно выполнял правила обращения с животным, чтобы он твёрдо усвоил формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно».

  Родители обязаны использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребёнка в нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели ежа. И родитель, прежде чем взять животное, должен обсудить с ребёнком, хорошо ли будет ему в помещении, можно ли создать для животного условия, похожие на естественные. Ребёнок с помощью родителей приходит к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут…»).

  Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром в соответствии с названной выше систематизацией знаний решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных; развитие положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...