Проект "ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ! МЫ-ЭКОЗЕМЛЯНЕ!"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Салопова Валентина Александровна

Проект "ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ! МЫ-ЭКОЗЕМЛЯНЕ!"


"Все мы дети одного корабля по имени Земля,
значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся,
привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету."

Антуан де Сент-Экзюпери

Вид: информационно-познавательно-речевой.

Участники: дети средней группы «Умники», воспитатели, родители.

Возраст: 4-5 лет.

Срок: долгосрочный.

Длительность проекта: сентябрь 2021 – май 2022.

По числу участников: 29 человек.

Актуальность проекта

Планета Земля - наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, в наш век компьютерных технологий многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависает угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека, поэтому экология в наше время является одной из самых актуальных тем.

Цель: Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения детей дошкольного возраста к природе, углубления экологических знаний и воспитания у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
  • развитие у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
  • формировать у детей знания норм поведения в природном окружении, желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
  • привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
  • воспитывать бережное отношение к миру природы.

Образовательные области:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие.

Этапы работы:

Подготовительный

  1. Выявление первоначальных знаний детей;
  2. Информация родителям о предстоящей деятельности;
  3. Подбор тематической литературы, фотографий, плакатов.

Основной

  1. Проведение мероприятий по утвержденному плану;
  2. Работа с воспитанниками, родителями по заданной теме;
  3. Проведение организационно-методической работы.

Заключительный.

  1. Создание книги «Лес полный чудес»;
  2. Изготовление макета «Цветущая планета»;
  3. Подведение итогов проектной деятельности.

Формы работы:

  • ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
  • целевые прогулки, экскурсии;
  • проведение НОД по данной направленности;
  • беседы;
  • чтение стихов, рассказов, сказок с упором на экологическое воспитание;
  • творческая мастерская по изо-деятельности;
  • дидактические игры по экологическому воспитанию;
  • конкурсы, городские акции;
  • выставки детских работ;
  • круглые столы, консультации и анкетирование для родителей;
  • культурно-досуговые мероприятия.

Формы работы с родителями:

  • круглый стол;
  • совместная творческая деятельность;
  • участие в акциях;
  • участие в трудовых десантах;
  • консультации;
  • анкетирование.

Предполагаемый результат:

  • приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  • расширение кругозора воспитанников;
  • вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
  • развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
  • развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
  • сплочение детского коллектива;
  • воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
  • объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
  • создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
  • появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
  • воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.

Содержание работы сентябрь-май 2021-2022 г.

Календарный месяц

Название мероприятия

Образовательная область

Формат проведения

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

Царство живой природы
(поделки из природных материалов)

Художественно-эстетическое развитие

Выставка детских работ

Прохождение экологической тропы

Познавательное развитие.
Речевое развитие

НОД, наблюдения

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ:
«Если я приду в лесок»,
«Что больше», «Правила поведения в лесу»

Речевое развитие. Познавательное развитие

Игровая деятельность

Ноябрь

«Осенние посиделки» (беседа о домашних животных)

Познавательное развитие.
Речевое развитие

Беседа.

Коллективная работа «Листопад»

Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие

НОД, рисование.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Найди пару», «Раздели по группам - Растения», «Животные домашние или дикие»

Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие. Речевое развитие

Игровая деятельность

Декабрь

Викторина «Царство леса»

Познавательное развитие.
Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

НОД

Знакомство с глобусом -моделью земного шара.

Познавательное развитие.
Речевое развитие.

Беседа.

«Мир газами детей»

Художественно-эстетическое развитие.

Выставка детских работ

Январь

«Портрет большой медведицы»

Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.

НОД, Презентация

Мир комнатных растений.

Познавательное развитие.
Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

НОД. Наблюдения. Трудовая деятельность

Построение горок, построек из снега, расчистка снега на участке, подгребали снег к кустарникам.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Февраль

Коллективная творческая работа «Живая природа»

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление макета

«Планета – земля»,
«Мусор Земле не к лицу», Что мы знаем о воде», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»

Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие. Речевое развитие

Беседы

«Огород на окне» (посадка лука)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность.

Март

«Планета Земля»

Познавательное развитие.
Речевое развитие

Досуг

«Вода – настоящее чудо Земли»

Познавательное развитие.
Речевое развитие

НОД. Экспериментирование. Презентация

Выращивание рассады цветов.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Апрель

«Наши пернатые друзья»

«Наш космос»

Познавательное развитие.
Речевое развитие

НОД. Беседы

Изготовление скворечников, кормушек для птиц.

Социально-коммуникативное.
Познавательное развитие

Совместное творчество с родителями

«Дождевые черви»

Познавательное развитие.
Речевое развитие

Беседа. Наблюдения

Май

Коллективное творчество «Цветущая планета»

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность с родителями

Создание книги «Лес полный чудес»

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

Презентация. Рисование

Подведение итогов.

Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие. Речевое развитие

Презентация

 

Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Цветущая планета» - совместное творчество с родителями.

Результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • дети стали бережно и заботливо относится к природе:
    • освоили правила поведения в природном окружении;
    • проявляют активное отношение к объектам природы;
    • самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду.
    • владеют трудовыми навыками, достигая качественных показателей.

Список литературы

  1. Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
  2. Маневцева Л.М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс, 2003.
  3. Потапова Т.В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
  4. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба.
  6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.