Краткосрочный проект "Береги электроэнергию"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы грамотно вести себя в социуме.
Ведь нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, ограниченности ресурсов Земли.
Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески мыслить, действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно. В изменяющихся условиях современной жизни нравственно-экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного и младшего школьного возраста, когда детьми приобретается первый опыт в элементарных социальных, в том числе экономических отношениях.
Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. И если мышление взрослых изменить сложно, то необходимо начинать с воспитания в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.
Цель же нравственно-экономического воспитания в широком смысле этого слова – «формирование социально-активной, творческой личности с научным материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности2. Приобщение ребенка к экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных задач педагогики. При этом исходным является «необходимость обеспечения нравственно-ценностной ориентации детей в процессе овладения экономическими знаниями и умениями с самого раннего возраста”. На наш взгляд, одним из эффективных средств в эргономическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является организация детского экспериментирования и проектной деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментирования и проектирования в практику работы нашего учреждения. В программе делается акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы ни вопросы «как?» и «почему?».
Процесс формирования у дошкольника школьника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. В экономическом воспитании наличие положительного примера играет первостепенную роль.
В результате неодинаковых воспитательных воздействий на дошкольника у него развивается разный стиль поведения в детском саду и дома. Ребенок часто не понимает, почему надо экономить воду – дома она льется из крана, пока мама на кухне. Часто в анкетах родители отмечают, что дети вырастут – тогда и начнут экономить. Для того, чтобы дети со всей серьезностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ним должен находиться взрослый человек, который будет показывать образец достойного поведения. Но сегодня многие родители нуждаются в педагогической помощи, помогающей организовать работу с детьми в условиях семьи, где всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей.
Совместный труд в семье приучает ребенка к ответственности, аккуратности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости и экономности. Поэтому наряду с детьми необходимо прежде всего повышение уровня культуры энергосбережения среди родителей.
Самым ответственным звеном в системе пропаганды энергосберегающего образа жизни в образовательном учреждении является педагог. Именно он организует, планирует образовательный процесс. А осуществление эргономического воспитания требует от педагога специфических знаний и подходов в его деятельности. Поэтому данная программа также предусматривает раздел по повышению уровня педагогической компетентности в области эргономического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_energosberezhenie.odt | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
образовательно – воспитательной работы по энергосбережению
для детей дошкольного возраста «Береги элекроэнергию»
Цель:
Создание условий для формирования у детей устойчивой привычки бережного отношения к энергетическим ресурсам средствами экспериментирования и проектирования в условиях преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Задачи :
1. Повышать компетентность педагогов в области экологического и экономического образования.
2. Развивать знания детей об окружающем.
3. Формировать основы экологического сознания у детей.
4. Повышать педагогическую грамотность родителей
5. Привлекать внимание родителей к проблемам и экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
6. Привлекать внимание общественности к проблемам энергосбережения.
Содержание программы на каждом возрастном этапе повторяется и закономерно усложняется. Дети включаются в различные виды деятельности, совершенствуют свои знания и умения в области энергосбережения.
Программа состоит из трех разделов:
- Энергосбережение для дошкольников.
Этот раздел включает в себя организацию различных видов детской деятельности в подготовительной к школе группе по энергосбережению. Это занятия, игровая деятельность, художественное творчество, познавательно – исследовательская деятельность.
Цели и задачи раздела:
- формирование знаний у детей об энергоресурсах, о необходимости бережного отношения к ним, понимания важности быть экономным.
- Родителям об экономии энергоресурсов.
Цель: актуализировать необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов и убеждение в важности личного вклада в энергосбережение, повышение педагогической грамотности в области экономического воспитания дошкольника и младшего школьника
Методы реализации раздела: занятия с родителями, совместные детско – родительские проекты, эксперименты – исследования, развлечения.
- Педагогу – о формировании энергосберегающего поведения у дошкольника и младшего школьника.
Цель раздела: Повышение компетентности педагогов в области экологического и экономического образования дошкольников и младших школьников.
Данный раздел предполагает различные мероприятия, направленные на стимулирование и активизацию педагогов на осуществление образовательной деятельности в области энергосбережения.
Методы реализации раздела: семинары – практикумы, консультации, творческие конкурсы, мастер - классы
Планируемые результаты программы
Родители
- смогут изменить свое поведение в быту, станут ответственней относиться к проблеме энергосбережения и на работе, в общественных местах.
- осознают необходимость обеспечения возможности ребенку ориентироваться в социальном мире.
- повысится уровень педагогической культуры в вопросах сохранности природных ресурсов.
Дошкольники
1. У дошкольника сформируются такие сложные понятия, как «экономить»,
«беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и др.
2. Возрастет интерес к экономическим вопросам жизни общества и их ближайшего окружения.
3 выработаются практические навыки, необходимые каждому человеку для конструктивного взаимоотношения с окружающим.
- получат опыт грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях,
- осознают необходимость рационального и экономного использования природных богатств
- приобретут элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
3. В ходе освоения программы узнают о:
- об энергии как силе, способной приводить предметы в действие
- ее видах
- о необходимости ее сбережения
- о приемах и мерах сбережения электроэнергии
- о значении усилий каждого человека планеты по сбережению энергии.
Педагоги
- станут активнее применять современные технологии в образовательном процессе,
- приобретут опыт формирования у детей основ энергосбережения
Содержание программы
Раздел 1. Энергосбережение для дошкольников
Тема и содержание
Учимся беречь воду
Занятия: «Много ли воды на нашей планете», «Как человек использует воду», «Как вода попадает в наш дом?» «Вода – это жизнь!», «Как можно экономить воду?» «Энергосбережение – это наше будущее!» «Счетчик в гостях у ребят»
Игровая деятельность «Какая бывает вода», Игра «Четыре стихии», «Экономная семья», Как получить чистую воду?
Художественно – творческая деятельность: рисование речки, эмблем-напоминалок (капельки чистой воды), которые прикрепляют возле умывальников в группах и дома, аппликация «Водоохранные знаки», Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода – пресная, вода-морская», «Очистим воду», Нужна ли растениям вода?, Как добыть воду для питья?
Взаимодействие с семьей: Исследовательская акция в семье «Экономия в действии в нашей семье», практическая работа дома «Объём использованной воды для утреннего умывания», выпуск листовок «Берегите воду»
Итоговые мероприятия: коллективное панно «Моря и океаны на нашей планете», составление карты – схемы «Путешествие воды»
Как сберечь тепло?
Занятия: «Откуда в доме, в детском саду берётся тепло?», «Обогревательные приборы», «Как нужно экономить тепло в доме?»,
Игровая деятельность Д/и «Что греет, а что сохраняет тепло?», ИГРА «Оцени поступок», Д/и«Кому нужно тепло?», Игровое упражнение «Охота на сквозняки
Художественно – творческая деятельность: Аппликация «Солнышко»
Познавательно – исследовательская деятельность:
Экспериментирование «Где теплее воздух?»
Экскурсия в котельную детского сада, Экспериментирование с варежкой в морозную погоду с целью показать детям, что варежки сами по себе не греют, а лишь сохраняют тепло.
Взаимодействие с семьей: Тематический досуг «Наше богатство в наших руках», анализ потребления газа в семье по показаниям счётчиков
Итоговые мероприятия: Семейный фотоотчет «Как мы готовим дом к зиме», Мои рекомендации «Как сохранить тепло дома»
Сбережем электроэнергию!
Занятия: «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «История электричества», «Для чего нужно беречь электричество?».
Игровая деятельность Д/И «Электрические приборы»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», Д/И «Назови лишнее»
«Кто поможет электротоку?», лабиринты «Найди невключённый прибор»,
Художественно – творческая деятельность: Лепка
«Наши помощники электроприборы», аппликация «Схема молнии», Рисование «Где живёт электричество»
Познавательно – исследовательская деятельность: Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество», Опыты:1.С расчёской, 2.С шариками , Опыт: «Что такое электричество?», Эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки», Наблюдение
за освещением улицы
Взаимодействие с семьей: Наблюдение с родителями за работой
Электросчётчика Подбор загадок об электроприборах и электричестве, Изготовление плакатов «Берегите электроэнергию» Наблюдение с родителями за простыми и энергосберегающими лампочками., Изготовление и распространение листовок «Об экономном расходовании энергии»
Итоговые мероприятия: Фотоальбом «Электроприборы», проект «Как устроена электрическая лампочка», защита творческих проектов «Как наша семья бережет электричество», вручение дипломов и почётных медалей юных защитников энергоресурсов.
Раздел 2. Совместные детско–родительские исследования для дошкольников
Эксперимент – исследование № 1 Электроэнергия
Введение в проблему
Вы знаете, что ваши родители должны платить за электроэнергию. Не задумывались ли вы, что вы можете помочь своим родителям сэкономить деньги из домашнего бюджета?
Инструкция к проведению эксперимента
1. В начале месяца попросите у родителей (или сделайте это сами) снять показания счетчика и запишите результат.
2. Затем проделайте то же самое в конце месяца. Запишите и этот результат. Таким образом. Вы можете подсчитать количество потребляемой электроэнергии за этот месяц у вас дома.
3. Теперь вы знаете, какие существуют мероприятия по экономии электроэнергии. (см. Приложение). Не хотите их испробовать у себя дома? Экономия будет намного эффективнее, если вы заинтересуете всех своих членов семьи. Постарайтесь сэкономить электроэнергию как можно большими способами в течение месяца.
4. В конце месяца опять снимите показания счетчика, подсчитайте количество потребляемой энергии и сравните с результатом предыдущего месяца.
5. Сколько денег вы сэкономили?
Электроприборы
Количество электроприборов
Число эксплуатаций в неделю
Показание счетчика в начале месяца
Показание счетчика в конце месяца
Приложение к эксперименту №1
- Выключайте свет в том случае, если вы в нем не нуждаетесь.
- Отключайте от сети на ночь электроприборы.
- Включайте технику только тогда, когда это нужно.
- Используйте стиральную машину при полной загрузке.
- Настраивайте стиральную машину на как можно меньшую температуру.
- Почаще размораживайте холодильник.
7. Используйте ваш холодильник более эффективно.
- Как готовить пищу, экономя при этом энергию.
- Выбираем бытовую технику с умом.
Эксперимент – исследование №2 . «Сохраним тепло»
Инструкция к проведению эксперимента
Осенью измерьте температуру в классе до заклейки окон и после. То же предложите сделать дома. Данные сравните.
Предложите школьникам измерять температуру в их комнате в течение нескольких дней в одно и то же время (желательно утром) до проведения предложенных в этом разделе мероприятий и после. Обсудите полученные результаты.
Утепляемся с помощью алюминиевой фольги
Алюминиевая фольга может крепиться к подоконной стенке с помощью клея или клейкой ленты.
Утепляемся с помощью теплозащитного экрана
Несмотря на ряд преимуществ перед алюминиевой фольгой, теплозащитный экран имеет один недостаток — он более сложен в сборке и установке. Однако если вам позволяют условия, то лучше без раздумий отдать предпочтение именно теплозащитному экрану
Приложение к эксперименту №2
Мероприятия по сбережению тепла
1. Закрывайте шторы на ночь.
2. Термостат на ноль.
3. Освобождаем пространство вокруг радиаторов.
4. Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.
5. Регулируем постоянную температуру в квартире.
6. Охота на сквозняки.
7. Устанавливаем защитный экран (алюминиевая фольга, теплозащитный экран)
8. Изолируем стены, пол и потолок.
9. Новый подоконник.
Эксперимент – исследование №3 Потребление воды в домашнем хозяйстве
Определите, сколько раз в день вы используете воду? Данные запишите в таблицу.
Тип использования воды в домашнем хозяйстве
Приблизительная оценка использования воды (в литрах)
Точная оценка использования воды (в литрах)
Количество использования в день
Суммарный дневной объем (в литрах)
Принятие душа
Чистка зубов
Стирка
Умывание
Туалет
Мытье посуды
Питье/ приготовление пищи
Мытье полов
Купание в ванной
Влажная уборка
Другое
Всего
Раздел 3. Педагогу – о формировании энергосберегающего поведения у дошкольника и младшего школьника средствами экспериментирования
Тест «Умеете ли вы беречь энергию?»
Самоанализ энергосберегающей деятельности
Повышение уровня собственной активности в области энергосбережения
2 .Семинар – практикум «Энергосбережение в образовательной работе с дошкольниками»
- совершенствовать практические навыки в работе с детьми по
вопросам энергосбережения;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде.
Повышение теоретической и практической компетентности педагогов в области экономического и энергосберегающего образования детей
3. Конкурс методических разработок «Как научить дошкольника энергосбережению»
- формирование компетенций в области организации познавательно - исследовательской деятельности учащихся;
- пропаганда научных знаний и развитие у педагогов интереса к экономическому образованию, мотивация к дальнейшему использованию технологий детского экспериментирования
- овладение практическими навыками составления конспекта занятия
по формированию у детей культуры энергосбережения
- развитие умения работать в команде
- развитие коммуникативных навыков
4. Мастер - класс «Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию в области энергосбережения у дошкольников»
- обосновать целесообразность и своеобразие педагогической технологии развития интереса к экспериментированию у дошкольников.
- изучить особенности взаимодействия взрослого с детьми в ситуации самостоятельного и совместного экспериментирования.
- сконструировать и апробировать эффективность педагогической технологии развития у дошкольников интереса к экспериментированию.
4. Педагогический практикум «Создание условий для экспериментирования в группах»
Приложения
Занятия с родителями
Занятие №1 Энергосберегающий образ жизни.
Анкетирование «Умеете ли вы беречь энергию дома?» Цель: выявление уровня энергосберегающей культуры. Понятие об энергосберегающем образе жизни.
Занятие №2 Как сберечь тепло?
Регулирование температуры в помещениях Термостатический клапан радиатора отопления. Система индивидуального учета тепла. Как сэкономить на отоплении дома?
Занятие №3 Как сделать своё жильё энергоэффективным?
Герметичность здания. Энергоэффективные ограждающие конструкции Эффективные технологии использования возобновляемых источников энергии. Энергоэффективные окна и двери Бытовая техника с низким потреблением энергии. Высокая энергоэффективность —показатель качества здания
Занятие:4
Умные домашние устройства
Локальное устройство подсчёта потребления электроэнергии. Гидрометр. Инфракрасный термометр. Водосберегающее дистанционное управление освещением . Датчик движения для электроламп.
Занятие №5 Вентиляция в вашем доме
Естественная вентиляция. Искусственная вентиляция. Вентиляция с рекуперацией тепла. Адаптивная система вентиляции.
Занятие №6. Учим ребенка энергосбережению через игру
Индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра – как развивающий и ведущий вид деятельности ребенка. Игровые методы обучения и воспитания бережного отношения к энергоресурсам. Дидактические игры. Сюжетно – ролевые игры.
Занятие №7. Экспериментируя и наблюдая – познаем!
Как научить ребенка наблюдать за окружающим. Экспериментируем дома.
Занятие №8. Посеешь привычку – пожнешь характер.
Личный пример взрослого – главный метод экологического воспитания. Как сформировать привычки экономного поведения. Практикум « Как мы приучаем ребенка к бережливости в своей семье».
Литература
- Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
- Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г.
- Игры. http://energoeffekt.gov.by/2011-08-31-12-14-15/all-games.html
- Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999 г.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М.Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет. – М., 2011 г.
- Пиляк М.А. «Азбука Берегоши». http://vscolu.ru/articles/zanyatie-s-doshkolnikami-po-energosberezheniyu.html
- Презентация «Энергосбережение для малышей».http://www.myshared.ru/slide/58881/
- Репьев С.А.Забавные физические опыты. Мастерилка, 1998 г.
- Репьев С.А.Забавные химические опыты. Мастерилка, 1998 г.
- Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. http://vscolu.ru/articles/nashe-bogatstvo-v-vashix-rukax.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка " Фея Электроэнергия"- для детей старшего дошкольного возраста.
ЭКологическая сказка " Фея Электроэнергия"- является участником городского творческого конкурса- " Литературная перемена". Тема сказки очень актуальна в развитии нравственно-патриотического и экологич...
Конспект занятия "Электроэнергия-наша помощница.Экономия электроэнергии"
Дать детям представление об электроэнергии, ее значении в жизни человека. Закрепить знания детей о электроприборах, умении пользоваться ими. Учить детей экономить электроэнергию, воспитывать бережливо...
Презентация "Как экономить электроэнергию?"
Презентация "Как экономить электроэнергию?"...
Консультация для родителей "Берегите электроэнергию"
Правила энергосбережения...
Конспект занятия на тему: "Берегите электроэнергию"
Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам....
Буклет "Экономьте электроэнергию"
Привлечение внимания родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов....
Правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией. Памятка для родителей.
Воду, тепло, электроэнеогию береги – и это закон нашей жизни!...