Краткосрочный проект "Береги электроэнергию"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Захарова Маргарита Ивановна

Пояснительная записка

Каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы грамотно вести себя в социуме.

Ведь нынешним дошкольникам предстоит жить в период сложных социальных и экономических отношений, ограниченности ресурсов Земли.

Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески мыслить, действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно. В изменяющихся условиях современной жизни нравственно-экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного и младшего школьного возраста, когда детьми приобретается первый опыт в элементарных социальных, в том числе экономических отношениях.

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. И если мышление взрослых изменить сложно, то необходимо начинать с воспитания в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

Цель же нравственно-экономического воспитания в широком смысле этого слова – «формирование социально-активной, творческой личности с научным материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности2. Приобщение ребенка к экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных задач педагогики. При этом исходным является «необходимость обеспечения нравственно-ценностной ориентации детей в процессе овладения экономическими знаниями и умениями с самого раннего возраста”. На наш взгляд, одним из эффективных средств в эргономическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является организация детского экспериментирования и проектной деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментирования и проектирования в практику работы нашего учреждения. В программе делается   акцент   на   создании   условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы ни вопросы «как?» и «почему?».

Процесс формирования у дошкольника школьника бережливости невозможен без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. В экономическом воспитании наличие положительного примера играет первостепенную роль.

В результате неодинаковых воспитательных воздействий на дошкольника у него развивается разный стиль поведения в детском саду и дома. Ребенок часто не понимает, почему надо экономить воду – дома она льется из крана, пока мама на кухне. Часто в анкетах родители отмечают, что дети вырастут – тогда и начнут экономить. Для того, чтобы дети со всей серьезностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ним должен находиться взрослый человек, который будет показывать образец достойного поведения. Но сегодня многие родители нуждаются в педагогической помощи, помогающей организовать работу с детьми в условиях семьи, где всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей.

Совместный труд в семье приучает ребенка к ответственности, аккуратности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости и экономности. Поэтому наряду с детьми необходимо прежде всего повышение уровня культуры энергосбережения среди родителей.

Самым ответственным звеном в системе пропаганды энергосберегающего образа жизни в образовательном учреждении является педагог. Именно он организует, планирует образовательный процесс. А осуществление эргономического воспитания требует от педагога специфических знаний и подходов в его деятельности. Поэтому данная программа также предусматривает раздел по повышению уровня педагогической компетентности в области эргономического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_energosberezhenie.odt32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

образовательно – воспитательной работы по энергосбережению

для детей дошкольного возраста «Береги элекроэнергию»

     Цель:

  Создание условий для формирования у детей устойчивой привычки бережного отношения к энергетическим ресурсам средствами экспериментирования и проектирования в условиях преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

     Задачи :

1. Повышать компетентность педагогов в области экологического и экономического образования.

2. Развивать знания детей об окружающем.

3. Формировать основы экологического сознания у детей.

4. Повышать педагогическую грамотность родителей

5. Привлекать внимание родителей к проблемам и экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

6. Привлекать внимание общественности к проблемам энергосбережения.

     Содержание программы на каждом возрастном этапе повторяется и закономерно усложняется. Дети включаются в различные виды деятельности, совершенствуют свои знания и умения в области энергосбережения.

Программа состоит из трех разделов:

  1. Энергосбережение для дошкольников. 

Этот раздел включает в себя организацию различных видов детской деятельности в подготовительной к школе группе по энергосбережению. Это занятия, игровая деятельность, художественное творчество, познавательно – исследовательская деятельность.

Цели и задачи раздела:

- формирование знаний у детей об энергоресурсах, о необходимости бережного отношения к ним, понимания важности быть экономным.

  1. Родителям об экономии энергоресурсов.

Цель: актуализировать необходимость рационального и бережливого использования природных ресурсов и убеждение в важности личного вклада в энергосбережение, повышение педагогической грамотности в области экономического воспитания дошкольника и младшего школьника

Методы реализации раздела: занятия с родителями, совместные детско – родительские проекты, эксперименты – исследования, развлечения.

  1. Педагогу – о формировании энергосберегающего поведения у дошкольника и младшего школьника.

Цель раздела: Повышение компетентности педагогов в области экологического и экономического образования дошкольников и младших школьников.

Данный раздел предполагает различные мероприятия, направленные на стимулирование и активизацию педагогов на осуществление образовательной деятельности в области энергосбережения.

Методы реализации раздела: семинары – практикумы, консультации, творческие конкурсы, мастер - классы

     Планируемые результаты программы

Родители

- смогут изменить свое поведение в быту, станут ответственней относиться к проблеме энергосбережения и на работе, в общественных местах.

- осознают необходимость обеспечения возможности ребенку ориентироваться в социальном мире.

- повысится уровень педагогической культуры в вопросах сохранности природных ресурсов.

Дошкольники

      1. У дошкольника сформируются такие сложные понятия, как «экономить»,

     «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и др.

2. Возрастет интерес к экономическим вопросам жизни общества и их ближайшего окружения.

3 выработаются практические навыки, необходимые каждому человеку для конструктивного взаимоотношения с окружающим.

- получат опыт грамотного поведения в реальных жизненных ситуациях,

- осознают необходимость рационального и экономного использования природных богатств

- приобретут элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

3. В ходе освоения программы узнают о:

- об энергии как силе, способной приводить предметы в действие

- ее видах

- о необходимости ее сбережения

- о приемах и мерах сбережения электроэнергии

- о значении усилий каждого человека планеты по сбережению энергии.

Педагоги

- станут активнее применять современные технологии в образовательном процессе,

- приобретут опыт формирования у детей основ энергосбережения

Содержание программы

Раздел 1. Энергосбережение для дошкольников

Тема и содержание

Учимся беречь воду

Занятия: «Много ли воды на нашей планете», «Как человек использует воду», «Как вода попадает в наш дом?» «Вода – это жизнь!», «Как можно экономить воду?» «Энергосбережение – это наше будущее!» «Счетчик в гостях у ребят»

Игровая деятельность «Какая бывает вода», Игра «Четыре стихии», «Экономная семья», Как получить чистую воду?

Художественно – творческая деятельность: рисование речки, эмблем-напоминалок (капельки чистой воды), которые прикрепляют возле умывальников в группах и дома, аппликация «Водоохранные знаки», Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода – пресная, вода-морская», «Очистим воду», Нужна ли растениям вода?, Как добыть воду для питья?
Взаимодействие с семьей: 
Исследовательская акция в семье «Экономия в действии в нашей семье», практическая работа  дома «Объём использованной воды для утреннего умывания», выпуск листовок «Берегите воду»

Итоговые мероприятия: коллективное панно «Моря и океаны на нашей планете», составление карты – схемы «Путешествие воды»

Как сберечь тепло?

Занятия: «Откуда в доме, в детском саду берётся тепло?», «Обогревательные приборы», «Как нужно экономить тепло в доме?»,

Игровая деятельность Д/и «Что греет, а что сохраняет тепло?», ИГРА «Оцени поступок», Д/и«Кому нужно тепло?», Игровое упражнение «Охота на сквозняки

Художественно – творческая деятельность: Аппликация «Солнышко»

Познавательно – исследовательская деятельность:

Экспериментирование «Где теплее воздух?»

Экскурсия в котельную детского сада, Экспериментирование с варежкой в морозную погоду с целью показать детям, что варежки сами по себе не греют, а лишь сохраняют тепло.

Взаимодействие с семьей: Тематический досуг «Наше богатство в наших руках», анализ потребления газа в семье по показаниям счётчиков

Итоговые мероприятия: Семейный фотоотчет «Как мы готовим дом к зиме», Мои рекомендации «Как сохранить тепло дома»

Сбережем электроэнергию!

Занятия: «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «История электричества», «Для чего нужно беречь электричество?».

Игровая деятельность Д/И «Электрические приборы»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», Д/И «Назови лишнее»

«Кто поможет электротоку?», лабиринты «Найди невключённый прибор»,

Художественно – творческая деятельность: Лепка

«Наши помощники электроприборы», аппликация «Схема молнии», Рисование «Где живёт электричество»

Познавательно – исследовательская деятельность: Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество», Опыты:1.С расчёской, 2.С шариками , Опыт: «Что такое электричество?», Эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки», Наблюдение

за освещением улицы

Взаимодействие с семьей: Наблюдение с родителями за работой

Электросчётчика Подбор загадок об электроприборах и электричестве, Изготовление плакатов «Берегите электроэнергию» Наблюдение с родителями за простыми и энергосберегающими лампочками., Изготовление и распространение листовок «Об экономном расходовании энергии»

Итоговые мероприятия: Фотоальбом «Электроприборы», проект «Как устроена электрическая лампочка», защита творческих проектов «Как наша семья бережет электричество», вручение дипломов и почётных медалей юных защитников энергоресурсов.

Раздел 2. Совместные детско–родительские исследования для дошкольников

Эксперимент – исследование № 1 Электроэнергия

Введение в проблему

Вы знаете, что ваши родители должны платить за электроэнергию. Не задумывались ли вы, что вы можете помочь своим родителям сэкономить деньги из домашнего бюджета?

Инструкция к проведению эксперимента

1. В начале месяца попросите у родителей (или сделайте это сами) снять показания счетчика и запишите результат.

      2. Затем проделайте то же самое в конце месяца. Запишите и этот результат. Таким  образом. Вы можете подсчитать количество потребляемой электроэнергии за этот месяц у вас дома.

3. Теперь вы знаете, какие существуют мероприятия по экономии электроэнергии. (см. Приложение). Не хотите их испробовать у себя дома? Экономия будет намного эффективнее, если вы заинтересуете всех своих членов семьи. Постарайтесь сэкономить электроэнергию как можно большими способами в течение месяца.

4. В конце месяца опять снимите показания счетчика, подсчитайте количество потребляемой энергии и сравните с результатом предыдущего месяца.

5.  Сколько денег вы сэкономили?

Электроприборы

Количество электроприборов

Число эксплуатаций в неделю

Показание счетчика в начале месяца

Показание счетчика в конце месяца


Приложение к эксперименту №1

  1. Выключайте свет в том случае, если вы в нем не нуждаетесь.
  2. Отключайте от сети на ночь электроприборы.
  3. Включайте технику только тогда, когда это нужно.
  4. Используйте стиральную машину при полной загрузке.
  5. Настраивайте стиральную машину на как можно меньшую температуру.
  6. Почаще размораживайте холодильник.
    7. Используйте ваш холодильник более эффективно.
  1. Как готовить пищу, экономя при этом энергию.
  2. Выбираем бытовую технику с умом. 

Эксперимент – исследование №2 . «Сохраним тепло»

Инструкция к проведению эксперимента

Осенью измерьте температуру в классе до заклейки окон и после. То же предложите сделать дома. Данные сравните.
Предложите школьникам измерять температуру в их комнате в течение нескольких дней в одно и то же время (желательно утром) до проведения предложенных в этом разделе мероприятий и после. Обсудите полученные результаты.

Утепляемся с помощью алюминиевой фольги
Алюминиевая фольга может крепиться к подоконной стенке с помощью клея или клейкой ленты.

Утепляемся с помощью теплозащитного экрана

Несмотря на ряд преимуществ перед алюминиевой фольгой, теплозащитный экран имеет один недостаток — он более сложен в сборке и установке. Однако если вам позволяют условия, то лучше без раздумий отдать предпочтение именно теплозащитному экрану

Приложение к эксперименту №2

Мероприятия по сбережению тепла

1. Закрывайте шторы на ночь.

2. Термостат на ноль.

3. Освобождаем пространство вокруг радиаторов.

4. Плотно закрывайте двери комнат и квартиры.
5. Регулируем постоянную температуру в квартире.

6. Охота на сквозняки.

7.  Устанавливаем защитный экран (алюминиевая фольга, теплозащитный экран)

8. Изолируем стены, пол и потолок.
9. Новый подоконник.

Эксперимент – исследование №3 Потребление воды в домашнем хозяйстве

Определите, сколько раз в день вы используете воду? Данные запишите в таблицу.

Тип использования воды в домашнем хозяйстве

Приблизительная оценка использования воды (в литрах)

Точная оценка использования воды (в литрах)

Количество использования в день

Суммарный дневной объем (в литрах)

Принятие душа

 Чистка зубов

Стирка

Умывание

Туалет

Мытье посуды

Питье/ приготовление пищи

Мытье полов

Купание в ванной

Влажная уборка

Другое

Всего

 

Раздел 3. Педагогу – о формировании энергосберегающего поведения у дошкольника и младшего школьника средствами экспериментирования

Тест «Умеете ли вы беречь энергию?»

Самоанализ энергосберегающей деятельности

Повышение уровня собственной активности в области энергосбережения

2 .Семинар – практикум «Энергосбережение в образовательной работе с дошкольниками»

- совершенствовать практические навыки в работе с детьми по

вопросам энергосбережения;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде.

   Повышение теоретической и практической компетентности педагогов в области экономического и энергосберегающего образования детей

3. Конкурс методических разработок «Как научить дошкольника энергосбережению»

- формирование компетенций в области организации познавательно - исследовательской деятельности учащихся;

- пропаганда научных знаний и развитие у педагогов интереса к экономическому образованию, мотивация к дальнейшему использованию технологий детского экспериментирования

- овладение практическими навыками составления конспекта занятия

по формированию у детей культуры энергосбережения

- развитие умения работать в команде

- развитие коммуникативных навыков

4. Мастер - класс «Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию в области энергосбережения у дошкольников»

- обосновать целесообразность и своеобразие педагогической технологии развития интереса к экспериментированию у дошкольников.

- изучить особенности взаимодействия взрослого с детьми в ситуации самостоятельного и совместного экспериментирования.

- сконструировать и апробировать эффективность педагогической технологии развития у дошкольников интереса к экспериментированию.

4. Педагогический практикум «Создание условий для экспериментирования в группах»

Приложения

Занятия с родителями

Занятие №1 Энергосберегающий образ жизни.

Анкетирование «Умеете ли вы беречь энергию дома?» Цель: выявление уровня энергосберегающей культуры. Понятие об энергосберегающем образе жизни.

Занятие №2 Как сберечь тепло?

Регулирование температуры в помещениях Термостатический клапан радиатора отопления. Система индивидуального учета тепла. Как сэкономить на отоплении дома?

Занятие №3 Как сделать своё жильё энергоэффективным?

Герметичность здания. Энергоэффективные ограждающие конструкции Эффективные технологии использования возобновляемых источников энергии. Энергоэффективные окна и двери Бытовая техника с низким потреблением энергии. Высокая энергоэффективность —показатель качества здания

Занятие:4

Умные домашние устройства

Локальное устройство подсчёта потребления электроэнергии. Гидрометр. Инфракрасный термометр. Водосберегающее дистанционное управление освещением . Датчик движения для электроламп.

Занятие №5 Вентиляция в вашем доме

Естественная вентиляция. Искусственная вентиляция. Вентиляция с рекуперацией тепла. Адаптивная система вентиляции.

Занятие №6. Учим ребенка энергосбережению через игру

Индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра – как развивающий и ведущий вид деятельности ребенка. Игровые методы обучения и воспитания бережного отношения к энергоресурсам. Дидактические игры. Сюжетно – ролевые игры.

Занятие №7. Экспериментируя и наблюдая – познаем!

Как научить ребенка наблюдать за окружающим. Экспериментируем дома.

Занятие №8. Посеешь привычку – пожнешь характер.

Личный пример взрослого – главный метод экологического воспитания. Как сформировать привычки экономного поведения. Практикум « Как мы приучаем ребенка к бережливости в своей семье».

Литература

  1. Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
  2. Дворецкая Ж.Г. ,  Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г.
  4. Игры.  http://energoeffekt.gov.by/2011-08-31-12-14-15/all-games.html
  5. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999 г.
  6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет. – М., 2011 г.
  7. Пиляк М.А. «Азбука Берегоши». http://vscolu.ru/articles/zanyatie-s-doshkolnikami-po-energosberezheniyu.html
  8. Презентация «Энергосбережение для малышей».http://www.myshared.ru/slide/58881/
  9. Репьев С.А.Забавные физические опыты. Мастерилка, 1998 г.
  10. Репьев С.А.Забавные химические опыты. Мастерилка, 1998 г.
  11. Савич Н., Шатько Е.  Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. http://vscolu.ru/articles/nashe-bogatstvo-v-vashix-rukax.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка " Фея Электроэнергия"- для детей старшего дошкольного возраста.

ЭКологическая сказка " Фея Электроэнергия"- является участником городского творческого конкурса- " Литературная перемена". Тема сказки очень актуальна в развитии нравственно-патриотического и экологич...

Конспект занятия "Электроэнергия-наша помощница.Экономия электроэнергии"

Дать детям представление об электроэнергии, ее значении в жизни человека. Закрепить знания детей о электроприборах, умении пользоваться ими. Учить детей экономить электроэнергию, воспитывать бережливо...

Презентация "Как экономить электроэнергию?"

Презентация "Как экономить  электроэнергию?"...

Конспект занятия на тему: "Берегите электроэнергию"

Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам....

Буклет "Экономьте электроэнергию"

Привлечение внимания родителей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов....

Правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией. Памятка для родителей.

Воду, тепло, электроэнеогию береги – и это закон нашей жизни!...