Сценарий тематической беседы с детьми старшей группы «Музыкальная прогулка по зимнему городу»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
Музыкально-театрализованное развлечение для детей старшей группы о родном городе зимой с прослушиванием музыкальных композиций и фотографий зимнего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_besedy_st.gr_._muzykalnaya_progulka_po_zimnemu_gorodu.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий тематической беседы с детьми старшей группы «Музыкальная прогулка по зимнему городу»
Звучит музыка (фрагмент симфонии №1 «Зимние грёзы» П.Чайковского, ч.1, главная партия), дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале, оформленном под зимнюю поляну. У боковой стены — экспозиция фотографий зимних городских пейзажей.
Оборудование: экран, видеопроектор.
Музыкальный руководитель. Добрый вечер, друзья! И вновь нас встречает музыка в нашей музыкальной гостиной. Музыка! Так что же это такое? Это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может и непонятный, но вслушайтесь внимательно — и вы услышите то легкое дуновенье ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели. А может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка? Да, музыка — это целый мир, где соседствуют природа, ожившие герои сказок и мы с вами. Музыка, которая встретила нас сегодня, уже знакома и понятна вам. Кто написал эту музыку?
Дети. П.И.Чайковский.
М. р. Да, верно, это фрагмент Первой симфонии «Зимние грёзы» и мы сегодня говорим о П. И. Чайковском. Его музыка понятна каждому человеку, ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, нашей Родине. А с чего начинается Родина?
Родина! Какое близкое и понятное всем нам слово! Родина - это мама, ты и я, это наш родной город Сальск! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку! Родина прекрасна во все времена года. Сейчас зима, и не случайно наша музыкальная гостиная превратилась
в зимнюю поляну. Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи нашего родного города. Давайте и мы поговорим о зиме, послушаем музыку, вспомним стихотворения, рассмотрим фотографии на экране.
Зима... Какая она? Какими красками художница-природа рисует зиму? (Ответы детей.)
Появляется взрослый в костюме Зимы.
Зима. Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! (Кланяется.)
Дети встречают Зиму песней « Ах ты, наша Зимушка снежная!»
Зима. Я — великая волшебница Зима! Могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесет вас далеко-далеко... Мы полетим над заснеженными улицами, домами, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас... Слушайте!
Зима ходит по залу, зажигает свечи, верхний свет приглушен. Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского из балета «Щелкунчик». Светоэффект «звёздный дождь» дополняет эффект летящих хлопьев.
Танец снежинок в исполнении девочек старшей группы.
Зима. Какая это музыка? О чем она вам рассказала? (Ответы детей.) Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженные
деревья, дома, услышали, как начинается метель: вот первые легкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует все сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже все кругом занесено белым пушистым снегом!
Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно зачарованные, в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба.
Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками природы: они удивительно дополняют друг друга! Не хватает только красивых, выразительных, поэтичных слов. Может быть, кто-то вспомнит стихотворения, подходящие к этой картине?
Ребёнок читает стихотворение.
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
( «Волшебница зима» А. Пушкина)
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
(А.Фет)
Дети рассматривают фото5,6
Зима. Как красиво в городе! А вот послушайте другое произведение П.И.Чайковского, вспомните, как оно называется?
Звучит «Декабрь.Святки.» (из фортепианного цикла «Времена года» ).
Дети называют.
М.р. Святки – это новогодние праздники так называемые - Святые вечера от рождества до крещения. На центральной площади устанавливают большую ёлку и дети играют, веселятся вокруг неё.
Зима. Какая это музыка? Расскажите о ней. (Ответы детей.)
М.Р. Какие слова ещё можно подобрать к этой красивой музыке, как описать её? Правильно, эта музыка подвижная, легкая. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. Состоит из 3 частей. 1и 3-я повторяются -это светлые, лиричные части. Можно представить, как нарядные пары кружатся в вальсе вокруг наряженной праздничной ёлки. 2-я часть немного тревожная, таинственная. Можно представить, что сама снежная королева заглянула в окно, словно выбирает кого-то своими злыми глазами.
Зима. Вспомните стихотворения, подходящие к такому музыкальному образу.
Дети читают стих К.Д. Бальмонта
Карнавал! Карнавал!
Дивных масок дивный бал!
Кружат пары, и кружится конфетти.
И звучит старинный вальс
нежной музыкой для нас.
Стихотворение И. Никитина
Ну, наконец-то этот час настал!
И смех и шутки кружатся метелью!
Сегодня мы пришли на карнавал,
И нет конца всеобщему веселью.
Мороз на улице, и вьюга в окна бьет.
А здесь тепло, мелькают всюду маски.
Ведь Новый год сегодня настает,
Похожий на волшебника из сказки!
Дети исполняют новогодний вальс (Музыка из балета «Спящая красавица»)
Зима. Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами. На площади Сальска возле главной ёлки лошадка часто катает ребятишек.
Звучит пьеса «На тройке» П. Чайковского (из фортепианного цикла «Времена года» ).
Зима. Вот сейчас послушайте пьесу «На тройке».Композитор передает ритм скачущей тройки. Мы как бы видим ее сначала издали — музыка звучит тихо, приглушенно; затем тройка приближается — музыка становится громче, отчетливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется — музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем. На каком инструменте была исполнена эта музыка?
Дети. На фортепиано.
Зима. А теперь вам такое задание: постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.
Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, деревянные ложки, импровизируют на инструментах под грамзапись. Зима оценивает их игру.
М.Р. Вот и пришло время для подвижной игры. Ребята часто в новогодние праздники любят играть на улице в снежки, кататься с горок, радоваться морозным снежным денькам.
Я предлагаю поиграть вам игру «Два Мороза».
Игра «Два Мороза».
Зима. Вышел месяц молодой,
Зажег звезды чередой.
И пришла пора прощаться,
Хоть и жаль нам расставаться...
Звучит пьеса «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Зима (гасит свечи). Стихает музыка, погасли свечи... До новой встречи! До новой встречи!
Под затихающую музыку Зима исчезает.
М. р. Ребята, мы сегодня совершили путешествие по нашему родному городу зимой. И помогла совершить это путешествие музыка Чайковского. Скоро придут новогодние праздники, и мы с вами насладимся снова зимними забавами. Вот она какая — красавица русская зима! Чтобы подольше ее образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать ее: яркую, нарядную, сверкающую или суровую, притихшую, затаившуюся перед снежной бурей. А можно нарисовать веселую картинку детских забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках. Из лучших работ мы составим выставку.
Сегодня мы слушали стихи русских поэтов А Пушкина, С. Есенина, А.Фета, И. Никитина. А музыку слушали только одного композитора — П. Чайковского. Мы еще раз убедились в том, что музыка Петра Ильича по-прежнему современна, свежа и прекрасна, она отражает наши подлинные чувства, созвучна нашему настроению. Я хочу, чтобы музыка Петра Ильича Чайковского навсегда стала вашим другом и попутчиком на долгие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной совместной музыкально-художественной деятельности с детьми подготовительной группы ОНР "Прогулка в зимний лес"
Итоговое занятие по зимнему материалу...
Беседы с детьми - Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года
Цикл бесед с детьми раннего возраста направлен на формирование у детей культуры безопасного поведения на улице в любой период времени.Задачами бесед являются:1....
Тематическая беседа с детьми "Тематическая беседа с детьми старшей группы «Юные герои. Освобождение города Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года»
Конспект беседы с детьми старшей группы о жизни города в военное время. Рассказ о юном герое Вите Черевичкине....
Конспект проведения тематической беседы с детьми старшей группы на тему: «Странички семейного альбома»
Конспект проведения тематической беседы с детьми старшей группына тему:«Странички семейного альбома»...
Беседа с детьми старшей группы Тема: «Правила поведения в осенне – зимний период на льду»
Цели:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период;- в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период пров...
Беседа с детьми старшей группы Тема: «Правила поведения в осенне – зимний период на льду»
Цели:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период;- в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в осенне-зимний период пров...
Тематическая беседа с детьми старшей группы."Откуда хлеб пришел"
Беседа с детьми старшей группы: «Хлеб – всему голова»...