Консультация
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
« Использование методов моделирования и схематизации
в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№14г. Благовещенска»
Консультация для педагогов
Тема :
« Использование методов моделирования и схематизации
в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Воспитатель высшей категории:
Корецкая Н.А.
2022
ТЕМА:« Использование методов моделирования и схематизации
в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
-Целью моделирования в дошкольном возрасте является обеспечение успешного усвоения знаний в различных областях жизни природы и человека.
Актуальность проблемы
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- использование этого метода вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,
- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными.
Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи.
Модели условно делятся на три группы: первый вид моделей это
Предметные. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес», игрушки) в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
второй вид это Предметно-схематические модели- В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
Графические модели. (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений
Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Одним из видов графических моделей является мнемотехника.
Мнемотехника - «искусство запоминания». помогает развивать:
ассоциативное мышление , зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Давайте составим стихотворения ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК - Заучивание стихотворения- По сугробам напрямик, Не корзина, не метла,
Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная,
А в руке его была А елочка нарядная!
Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА»-
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Н.Нищева
Заучивание чистоговорок, потешек-
1 Две лягушки 2 подружки
Пили чай и ели плюшки
2 У мышки мышата
У кошки котята
У ерша ершата
У лягушки лягушата
3 Шел я шел мешок нашел
А в мешке том шишки
Вам привет от мишки
Составление описательных рассказов по мнемотаблице
Давайте составим рассказ по схеме про корову.
Практическая часть
Педагоги деляся на 3-4команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)Зашифровать пословицы в мнемодорожку.Остальные команды отгадывают.
-Семь раз отмерь, один раз отрежь
-Под лежачий камень вода не бежит
-Яблоко от яблони не далеко падает
Ответы на пословицы
Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....