Консультация
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Корецкая Надежда Анатольевна

           « Использование методов моделирования и схематизации 

                       в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                            «Детский сад№14г. Благовещенска»

                                           Консультация для педагогов

                                                           Тема :

           « Использование методов моделирования и схематизации  

                       в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

                                       

                                                                Воспитатель высшей категории:

                                                                           Корецкая Н.А.

                                                  2022

ТЕМА:« Использование методов моделирования и схематизации  

                       в познавательном развитии детей дошкольного возраста.  

-Целью моделирования  в дошкольном возрасте является обеспечение успешного усвоения знаний в различных областях жизни природы и человека.

Актуальность проблемы

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование этого метода  вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными.

 Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи.

 Модели условно делятся на три группы: первый вид моделей это

Предметные.  Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес», игрушки)  в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

второй вид это Предметно-схематические модели- В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).

Графические модели. (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений

Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Одним из видов графических моделей является мнемотехника.

 Мнемотехника   - «искусство запоминания». помогает развивать:

ассоциативное  мышление , зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

 - при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Давайте составим стихотворения  ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК  -     Заучивание стихотворения- По сугробам напрямик,                    Не корзина, не метла,
                          Шел веселый снеговик.                   Не плитка шоколадная,
                            А в руке его была                                А елочка нарядная!

 Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА»-  

     Перед нами ёлочка:
    Шишечки, иголочки.
    Шарики, фонарики,

     Зайчики и свечки,
   Звёзды, человечки.

                                  Н.Нищева

 Заучивание чистоговорок,  потешек-

1  Две лягушки 2 подружки

Пили чай и ели плюшки

2  У мышки мышата

У кошки котята

У ерша ершата

У лягушки лягушата

3  Шел я шел мешок нашел

А в мешке том шишки

Вам привет от мишки

 Составление описательных рассказов по мнемотаблице

Давайте составим рассказ по схеме  про корову.

Практическая часть

Педагоги деляся на 3-4команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)Зашифровать пословицы в мнемодорожку.Остальные команды отгадывают.

-Семь раз отмерь, один раз отрежь

-Под лежачий камень вода не бежит

-Яблоко от яблони не далеко падает

Ответы на пословицы

Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....