"Быт и традиции осетинского народа"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Изучение обычай и  быта осетинского народа .

Задачи:

1.Формировать знания детей о быте и традициях осетинского народа.

2. Развивать словарь детей осетинскими названиями предметов быта (обихода на осетинском языке): стол-фынг, колыбель-авдаен.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, традициям, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_i_traditsii_.docx359.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

               Детский сад №175 «Непоседы» комбинированного вида

                       Открытое занятие для детей старшей

                      логопедической  группы  «Знайки»

                   «Быт и традиции осетинского народа».

                                 

            C:\Users\User\Desktop\быт.jpg

                                                             Составила: воспитатель группы

                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                          Халиева Т.М.

                                                 

                                                           2021 г.

Цель: Изучение обычай и  быта осетинского народа .

Задачи:

1.Формировать знания детей о быте и традициях осетинского народа.

2. Развивать словарь детей осетинскими названиями предметов быта (обихода на осетинском языке): стол-фынг, колыбель-авдаен.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к осетинскому фольклору.

Предварительная работа: познакомить детей с предметами домашнего обихода осетин (экскурсия в осетинский уголок при ДОУ №175 в фойе сада): стол-фынг, колыбель-авдаен….познакомить детей с пословицами и поговорками осетин, выучить колыбельную песню «Авдаены зараег».

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением «Сакли», макеты сакли с предметами быта (фынг, посуда.); разрезные картинки для игры.

ЭТАПЫ НОД:

1. Организационный момент.

На фоне тихой осетинской мелодии дети заходят в помещение где выставлен уголок осетинского быта, а именно стол (фынг), колыбель(авдаен).

Рассматривание с детьми предметов домашнего обихода.

2. Беседа с детьми.

(Дети садятся на стулья и беседа проводится в сопровождении слайдов)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о предметах быта осетинского народа а именно о тех вещах, которые вы здесь видите. После многих жестоких войн осетины переселились в горы и долгое время жили там. Затем кто-то переселился на равнину, а кто-то остался жить в горах. Жилище осетин в горах называлось сакля. Сакли строились двухъярусные. Нижний этаж имел хозяйственное назначение, там содержали скот. Второй этаж служил жильем для семьи. Жилище состояло из нескольких помещений. Главное жилое помещение, где горел очаг, именуемый по осетински «къона», называлось «хадзар».

В основном жизнь семьи протекала здесь: приготовление и прием пищи, штопанье и шитье одежды, изготовление необходимой в хозяйстве утвари. При входе в помещение сразу обращал на себя внимание очаг – къона. Его устраивали в центре хадзара. Необходимой принадлежностью очага являлась железная цепь. Она подвешивалась на перекладине и на ней висел котел для варки пищи. В холод вся семья собиралась у очага и грелась у горящего огня. По древней традиции, неугасимый огонь в очаге считался благополучием в доме, а цепь почиталась как святыня.

Воспитатель: Как называются предметы, которые мы здесь видим? (стол-фынг)

Воспитатель: А знаете для чего они служат?

В качестве необходимой домашней утвари каждая семья в своем хадзаре имела осетинский стол – фынг, он был круглый на трех ножках. Такой стол и в настоящее время есть во многих семьях.

Воспитатель: Ребята, а в каких домах мы живем сегодня? У нас есть очаг? А где собирается вся семья, где мы принимаем пищу?

ОД:

Воспитатель: Ребята а какие осетинские пословицы и поговорки вы знаете о фынге?

«Ирон фынг аегъдауаену» - осетинский фынг предназначен для (почета).

«Ирон фынг зонд аемоны» - Осетинский фынг учит уму-разуму.

                          ФИКУЛЬМИНУТКА

Высоко поднялись – Иристона горы,

Чтоб могли бы видеть Родины просторы,

Чтоб в орлиной выси, там за облаками,

Зарождались танцы – чудо родниками!

                    (движение вслед за воспитателем)

3. Рассказ воспитателя о колыбели (авдаен), о ее предназначении.

            (дети садятся на ковер и слушают)

Воспитатель:

В давние времена огромное значение предавалось этому предмету быта. У осетин было особое отношение и к детям. Особенно к мальчикам, продолжателям рода. Осетинская колыбель называется –авдаен. От слова «авддон», которое переводится как «властилище семи». Колыбелька представляла собой деревянную кроватку с спинками на дугообразных полозьях, которые давали возможность раскачивать люльку. Кормили ребенка не вынимая из люльки- авдаены. Усыпляли укачиванием и колыбельными песнями.

4. Исполняется колыбельная песня «Авдаены зараег».

Воспитатель: Ну что, мои детки, обо всем я вам рассказала и показала.

Воспитатель: Надеюсь интересно вам было ребята?

ОД:

Воспитатель: И все, что я вам рассказала и показала, очень нам пригодиться для фотокниги, в которой мы соберем, все что узнали. Хотите заполнить страницу вместе со мной?

ОД:

Воспитатель: Проходите за стол, там нам будет удобнее.

     (Дети рассаживаются вокруг стола).

5. Игра «Разрезные картинки» (стол-фынг, колыбель-авдаен, кувшин и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята, видно вы внимательно слушали меня и легко смогли собрать картинки для фотокниги.

Воспитатель: Спасибо вам всем за то что вы на протяжении всего занятия были очень внимательными, слушали и отвечали на все мои вопросы. А самое главное мы вместе с вами смогли собрать картинку для страницы в  фотокниге – «Быт и традиции осетинского народа».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Презентация "Осетинский народ"

Знакомство детей с обычаями осетинского народа, традициями, нарядами и т.д....

"Быт Осетинского народа"

Конспект занятия «Быт осетинского народа в прошлом и настоящем»Воспитатель Гусалова Зарина РуслановнаКонспект занятия «Быт осетинского народа в прошлом и настоящем»Быт осетинск...

Обычаи осетинского народа

Обычаи осетинского народа...