Проект "Арктика"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Арктика»
31.01. – 04.02.2022
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта: группа детей, воспитатели, родители;
Срок реализации проекта: краткосрочный (1неделя);
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это формирование у них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать экологические основы сознания и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Цель проекта: Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
Познакомить детей с Арктикой; особенностями природных условий Арктического края; с животными Арктики; их внешним видом, повадками.
Расширить представления о жизни людей в суровых условиях Арктики: научные и метеорологические станции, разработка месторождений нефти.
Сформировать экологические представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе.
Развивать интерес к географическим маршрутам.
Расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Обогатить речь словами: айсберг, северное сияние, экспедиции, нарвал, морж, тюлень, белуха и т.д.
Закрепить названия детенышей животных.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, развивать речь, как средство общения.
Способствовать формированию личного отношения к соблюдению моральных норм, навыка сотрудничества, чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты.
Развивать экологическое мышление.
Развивать эстетический вкус детей и интерес к окружающему, учить замечать красоту природы, способствовать индивидуальному самовыражению в продуктивной деятельности.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Создавать условия для развития двигательных умений каждого ребенка.
Укреплять физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Этапы реализации проекта.
1 этап «Сбор сведений»
Создать развивающую среду:
- Просмотр видеофильмов: «Арктика», «Жизнь, где мороз».
- Уголок книги: Н. Сладков. «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «В тундре», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»; Г. Банару «Там, где всегда мороз».
- Создание выставки на тему «Что я знаю об Арктике».
- Создание макета «Животный мир Арктики».
- Выставка поделок из различного материала на тему «Хозяин льдов».
- Внесение в группу картин на тему «Эта далекая Арктика», «Ледокол», «Метеорологическая станция», «Полярная экспедиция».
- Создание и внесение дидактических и настольных игр: «Животные Арктики», «Птицы, звери, рыбы», «Найди лишнего», «Найди свою маму», «Семья животных», «Охрана природы», «Собери пазл». - Сюжетно-ролевые игры: «К нам приехал зоопарк» (создание вольеров для животных, классификация по среде обитания); «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов), «Полярные исследователи»,
- Подвижные игры: «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод» «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух».
Игровая деятельность детей
Дидактические упражнения «О ком я говорю», «Кто где живет и чем питается», «Найди лишнего»
Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов), «Полярные исследователи» (экспериментирование, опыты), «Зоопарк» (размещение животных по климатическим зонам), «Собираемся в экспедицию» ( Медицинский осмотр, физическая подготовка», «Заповедник» (животные из «Красной книги»
Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер северный», «Белые медведи», «Невод».
2 этап «Реализация проектов»
- Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие а Арктику» (приложение).
- Совместная продуктивная деятельность в семье (поделки на тему «Арктика»).
Тема недели: Арктика
Период: 31.01.-04.01.2022
Понедельник
9.00 – 9.25 Наш мир
Тема: Арктика (П, СК, Р, Ф) |
Цель: Формирование представлений детей об особенностях природных условий Арктического края Задачи: Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме Арктика Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, внимание, мышление Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир |
М.П.: Сюрпризный момент Рассматривание глобуса Обсуждение Физкультминутка Дидактическая игра «Поймай рыбку» Эксперимент с водой и детский кремом Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.10 – 10.35 В гостях у феи Музыки (см. конспект специалиста)
Вторник
9.00 – 9.25 В гостях у Самоделкина
Тема: Заснеженный дом (ХЭ, СК, Р, Ф) |
Цель: Закрепление умений создавать сюжетную композицию Задачи: Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации и показывать ее изобразительно – выразительные возможности Развивать чувство формы и композиции |
М.П.: Сюрпризный момент Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Снегопад» Рассматривание иллюстраций к литературным произведением с изображением заснеженных домов Беседа Физкультминутка Показ способов работы Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.00 – 10.25 Здоровейка (см. конспект специалиста)
Среда
9.00 – 9.25 Математическая шкатулка
Тема: Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках (П, СК, Р, Ф) |
Цель: Формирование умений решать математическую задачу, знакомство с числом 10 Задачи: Познакомить с числом 10 Учить писать число 10 Познакомить с геометрической фигурой – трапецией Учитывать выкладывать из счетных палочек трапецию Учить рисовать трапецию в тетради в клетку Учить находить различия в двух похожих рисунках Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы |
М.П.: Игра «Отгадай загадку» Знакомство с цифрой 10 Физкультминутка со стульчиками Трапеция из счетных палочек Рисование трапеции Игра «Будь внимательным» Самоконтроль и самооценка |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.35 – 10.00 Радужный сундучок
Тема: Белый медведь (ХЭ, СК, Р, Ф) |
Цель: Развитие умения детей составлять сюжетные композиции, на основании прочитанного произведения Задачи: Создавать выразительный образ сказочного персонажа Упражнять в технике рисования красками: смешивать разные краски, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти всем ворсом Вызвать интерес к работе в парах Развивать чувство цвета и композиции |
М.П.: Сюрпризный момент Чтение сказки Рассматривание иллюстраций к сказке Физкультминутка Показ способов рисования Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Здоровейка (на улице) (см. конспект специалиста)
Четверг
9.00 – 9.25 В гостях у профессора Алфавита
Тема: Звуки Д – Д’, Т – Т’. Буква Д – Т. Чтение слогов, предложений (Р, СК, Ф) |
Цель: Знакомство детей со звуками Д – Т Задачи: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность Познакомить со звуками Д – Т как звонкими и глухими согласными Познакомить с буквами Д – Т как письменными знаками звуков Вырабатывать умение писать печатные буквы Формировать навык чтения слогов Закрепить умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий или зеленый квадрат Совершенствовать навык чтения Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение знаком Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки |
М.П.: Сюрпризный момент Игра «Загадки и отгадки» Игра «Узнай, какой звук» Игра «Слоговые домики» Физкультминутка Упражнение «Прочитай и запиши предложение знаками» Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.35 – 10.00 Город мастеров
Лепка: На северном полюсе (ХЭ, СК, Р, Ф) |
Цель: Закрепление навыков составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов Задачи: Уточнить способ лепки животных Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорции Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук |
М.П.: Сюрпризный момент Чтение стихотворения Рассматривания иллюстраций с изображением животных севера Беседа Физкультминутка Показ способов лепки Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.40 – 16.05 В гостях у феи Музыки (см. конспект специалиста)
Пятница
9.00 – 9.25 Думай – говори
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (Р, СК, Ф) |
Цель: Знакомство детей с новым литературным произведением Задачи: Вспомнить известные русские сказки Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого) Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения Развивать умение отличать сказочные ситуации |
М.П.: Сюрпризный момент Беседа повторение (сказок) Чтение сказки Физкультминутка Рассматривание иллюстраций к сказке Обсуждение Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.35 – 10.00 Радужный сундучок
Тема: Рисование по мокрому «Зимняя ночь» (ХЭ, СК, Р, Ф) |
Цель: Развитие творческого воображения Задачи: Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге» Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями Поощрять детское творчество Развивать творческое воображение |
М.П.: Сюрпризный момент Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей Прослушивание композиций А. Вивальди «Времена года. Зима» Физкультминутка Показ способов рисования Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.15 – 10.40 Здоровейка (см. конспект специалиста)
3 этап Завершающий этап
На данном этапе был проведен квест-игра «Проблемы Арктики» и презентация результатов проекта.
Квест - игра «Проблемы Арктики»
Цель: Закрепление представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям. Формирование основ экологической культуры.
Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, мольберт, географическая карта мира, презентация со слайдами, разрезные картинки, стрелки их самоклеющейся бумаги, 2 тазика с водой, полоски бумаги смазанные жиром и обычные (по количеству детей), влажные салфетки, льдины, картинки с изображением животных и их детенышей (по количеству детей), мусор, обручи, мячи, краски, кисти, подставки под кисти тонированная бумага, оргстекло (по количеству детей), музыкальные
Ход квеста
Воспитатель:
- Ребята, вчера в Интернете я нашла информацию о том, что в Арктику отправляется экспедиция ученых.
- Вы знаете, кто такие ученые?
- Для проведения исследований им нужны помощники.
- Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (это самая северная точка земли).
- Давайте обратимся к глобусу.
- Кто может показать Арктику на глобусе?
- Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода. (холодная, ветреная, морозная..)
- Ребята, некоторые животные Арктики занесены в Красную книгу. В ходе экспедиции, мы поможем ученым узнать какие это животные и чем можно им помочь. За каждое выполненное задание вы будете получать пазл.
- Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно выяснить каких животных мы там встретим.
- Пока ребята это выясняют, мамам и папам предстоит разгадать кроссворд
- «Разгадайте кроссворд» (кроссворд на мольберте)
1. Северный Ледовитый … (Океан.)
2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)
3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)
4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)
5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)
6. Когда птиц много и все кричат, как называют? (Птичий базар.)
7. Здесь живет Умка (Арктика)
Игра Пазлы - животные
(пазлы, части какого-то животного, пронумерованные на обратной стороне от 1 до 7. на полу разложены 7 льдин из – пенопласта с номером)
- Вам нужно объединиться в группы вокруг соответствующей льдины, выложить, назвать животное и рассказать о нем.
- Рассмотрите внимательно получившихся животных и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? ( белый окрас - белый цвет льдин)
- Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).
- Почему обитателям Арктики не страшен сильный мороз?(у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть).
- Давайте проверим это предположение:
- Первая группа опускает в воду обычные полоски бумаги.
- Вторая группа опускает в воду полоски бумаги, смазанные жиром.
- Как вы думаете, ребята, что нам необходимо для того, чтобы пойти по правильному пути? (карта)
- Отлично. А теперь, выясним как справились с заданием родители.
(родители читают вопрос и ответ)
Ребята, все верно?
- Тогда за эти задания вы получаете 2 пазла.
- Ну что ж, а теперь давайте рассмотрим карту и определим маршрут экспедиции.
- Прежде чем отправиться в путь, давайте сделаем массаж: (массаж биологически активных зон)
Самомассаж
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживание шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать. Надо носик растирать
( указательным пальцем растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладываем ко лбу ладони « козырьком» и растираем его движениями « в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).
Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна!
( потирают обе ладони).
- Ну что же теперь можно отправляться в путь.
- Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта.
(дети изображают самолет – двигаются в спортивный зал)
- А вот и Арктика
- Ребята, посмотрите здесь чьи-то следы.
- Давайте пойдём по ним, и узнаем кому они принадлежат
(дети идут по следу и видят медведя сидящего на льдине с мусором)
- Белый Медведь:
- Дети, а вы знаете, почему так много мусора в Арктике?
Рассказы детей:
- Люди загрязняют Арктику.
- Моржи и тюлени погибают от того, что проглатывают пакеты.
- Киты могут проглотить даже железные банки и от этого погибнуть.
- Вредные вещества, которые попадают в воду из-за невнимательного к природе отношения человека, отравляют среду обитания. Многие животные заболевают.
- Охота, рыболовство, браконьерство привели к исчезновению многих животных, именно поэтому они занесены в Красную книгу.
- Ребята, как мы можем помочь природе Арктики ? (убрать мусор)
Эстафета: «Кто быстрее уберет мусор»
(Дети и родители делятся на две команды. Родители перекладывают две льдинки, а дети бегут по ним, берут по одному предмету и возвращаются обратно бегом, передовая эстафету другому)
- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.
- Во время снежной бури перепутались все детёныши у животных. Помогите им.
Игра: « Найди детёныша» (игра с логопедом)
(дети работают в парах: 15 животных + 15 детенышей) Каждый ребенок берет по 1 карточке и находят друг друга: морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык - телёнок….)
- За выполнение этой полезной акции, вы получаете еще один пазл.
Медведь благодарит детей и в это время слышится крик Умки:
Умка: - Мама…
Медведь: - Ой, это же Умка, что с ним случилось, бежим его спасать.
(дети с медведем бегут на крик в музыкальный зал)
Умка: - Посмотрите, я хотел показать вам это чудо (на экране северное сияние)
- Вы знаете, как это называется? (северное сияние)
Воспитатель: Наши девочки могут показать северное сияние.
Танец: «Северное сияние» (с тканью)
Дети и родители играют на музыкальных инструментах стоя по кругу (колокольчики, металлофон, треугольники)
- Ну вот и еще один пазл.
Игра: игра в кругу «Не урони мяч», «Передай обруч, не разжимая рук» (игры на сплочения коллектива)
- Ну что ж давайте сложим пазлы и назовем животных, которые занесены в Красную книгу?
(морж, нарвал, гренландский кит, белый медведь, белая сова– коллаж )
- Вот ребята и настала пора возвращаться в детский сад.
- Занимаем свои места в самолете, пристегнулись, и возвращаемся домой.
- Ну вот, мы снова вернулись в наш детский сад.
- Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику?
- Какое задание было самым трудным для вас и почему?
Воспитатель:
- Я услышала, что многим запомнилось Северное сияние. Давайте попробуем изобразить его на стекле. А родители в это время изобразят арктических животных.
Образовательный эффект от проектной деятельности:
Дети:
- сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;
- узнали о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);
- научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей. (Морж – моржонок, тюлень - белёк, овцебык – телёнок, нарвал – белек, песец - щенок). Группировать животных по месту обитания, внешним признакам, размеру, способам передвижения, строению жилища;
- сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о гуманном поведении в природе;
- дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Родители:
- в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогом и опыт взаимодействия со своим ребенком;
- сформировалось представление о том, что рядом сними, при их поддержке и участии, каждый ребенок становится успешным, уверенным в своих знаниях, умениях, силах.
Педагог:
- Выявила имеющиеся у детей знания, умения, навыки по данной теме.
- Развили умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами.
- Расширили и активизировали лексический словарь (айсберг, северное сияние, экспедиция, касатка, белуха, нарвал)
- Воспитали готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность.
- Познакомили с проектом в нашей стране по защите Арктических животных.
Проект лично контролируется президентом В.В Путиным.
- Воспитали бережное отношение к представителям животного мира планеты.
- Мне нравится (1)