Картотека опытов
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПЕСОК | Опыт № 1 Цель: познакомить детей со свойством песка - сыпучестью. Оборудование: песок (чистый), большой лоток, лупа, листы бумаги. Ход: чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковые по размерам (крупные, мелкие), по цвету (темные, светлые), по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки. Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги. Вывод: песок обладает свойством сыпучести |
Опыт № 2 Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого) Оборудование: небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой. Ход: дети сравнивают песок в ведерках (повесу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок). Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана. Вывод: сырой песок тяжелее сухого. | Опыт № 3 Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности. Оборудование: мокрый песок, сухой песок. Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и мокрого песка. Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки. |
Опыт № 4 Цель: показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Оборудование: 2 банки: одна с водой, другая с глиной, сосуд с водой. Ход: налить в банки одинаковое количество воды. Вода сразу проходит через песок, и не проходит через глину. Вывод: песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); глина обладает свойством не пропускать воду (главная особенность глины – частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому вода сквозь них не проходит). | Опыт № 5 Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. Оборудование: Сухой песок и мокрый песок, сито, два тазика, тяжелый стальной брусок, маркер. Ход: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой. Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. |
Опыт №6. Цель: ознакомить с назначением песочных часов. Оборудование: песочные часы. Ход: Проследить за тем, как сыплется песок, ощутить длительность минуты. Песок пересыпается за определенное время (несколько минут). Вывод. Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах | Опыт №7 Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка, смешивая его с гуашью. Оборудование: песок, гуашь; небольшие емкости; палочка или ложка для перемешивания песка;- бумага для просушки песка. Ход: Для окрашивания гуашью сначала намочим песок, а затем добавим в него краску. После этого тщательно перемешиваем смесь, равномерно распределяя красящий пигмент в песочной массе. Смешивая ингредиенты в баночке или миске, используйте палочку или ложку. После смешивания песка с красками высыпаем окрашенный песок на листы бумаги тонким слоем и просушите в течение суток. Вывод: Песок можно красить в разноцветные тона. |
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ГЛИНА | Опыт № 1 Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость. Оборудование: сухая глина, деревянная дощечка, молоток. Ход: положить глину на дощечку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки. Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. |
Опыт № 2 Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой. Оборудование: сухая глина, сосуд с водой. Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде. Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины. | Опыт № 3 Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Оборудование: влажная глина, сосуд с водой. Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде. Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит. |
Опыт № 4 Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать. Оборудование: различные глиняные фигурки (не разрисованные), образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой. Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец. Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво. | |
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СРАВНЕНИЕ ГЛИНЫ И ПЕСКА | Опыт № 1 Цель: сравнить свойства песка (рыхлый) и глины (сухая, твёрдая) Оборудование: глина, песок. Ход: У каждого ребёнка на столе горшок с песком, банка с глиной и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в стакан с глиной, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево. Вывод: глина сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый. |
Опыт № 2 Цель: определить свойства песка (быстро впитывает воду) и глины (медленно впитывает воду). Оборудование: вода, банка с песком и банка с глиной. Ход: Дети наливают воду в стеклянную банку с песком; обсуждают, каким стал песок, предполагают, куда исчезла вода. Затем то же самое проводят с глиной. Наблюдают, как глина впитывает воду (очень медленно), вся ли вода впиталась. Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину. | Опыт № 3 Цель: сравнить свойства песка (сухой — рассыпается, мокрый — лепится) и глины (мокрая — лепится, высыхая, сохраняет форму). Оборудование: влажные глина и песок Ход: Дети лепят «колбаски», «бублики» и «колобки» из влажной глины, а затем из влажного песка. Через некоторое время дети сравнивают результаты. Из глины: «колбаски», «бублики» и «колобки» не рассыпались, сохранили свою форму, получились твёрдые и прочные, а из песка — высохли и рассыпались. Вывод: глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму, а песок — рассыпается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)
Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...