Конспект "Соль - наш друг?"
план-конспект занятия по окружающему миру
создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sol.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ НОД
для детей среднего дошкольного возраста
«Соль – наш друг?»
Составил воспитатель:
Молоканова Т.В.
Санкт-Петербург
2022
Участники: дошкольники 4 – 5 лет;
Кол – во детей: 18;
Длительность: 20 минут;
Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
Задачи
Образовательные:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о форме, видах и свойствах соли;
- расширить представления о добыче соли;
- уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе и в жизни человека.
Развивающие:
- приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию;
- поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга;
- развивать мышление, любознательность и наблюдательность.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Словарная работа: соль, кристалл, минерал, опыт, пипетка, пинцет, чашка Петри;
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская;
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, наблюдение реализация опытов, рисование;
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, создание заготовок для рисования по соли, д/и «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»;
Оборудование: магнитная доска, пинцеты, пипетки, лупы, тарелочки, чашки Петри
Ход НОД:
Сбор детей
В: Ребята, мне тут Ньютоша прислал посылку, давайте взглянем что в ней?
Д: да!
В: а там какие – то мешочки. Интересно, что в них. Попробуйте потрогать, пощупать, потрясти и догадаться, что там?
Д: варианты ответов (песок, сахар, мука)
В: я вам загадаю небольшую загадку, чтобы направить вас к правильному ответу:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна!
Д: соль!
В: Да ребята, я хочу рассказать вам про соль. Знаете ли вы вообще откуда берётся соль?
Д: варианты ответов
В: соль добывается в соленых шахтах. Там работают специальные бурительные машины, которые добывают соль. Затем её отправляют на завод, где её перерабатывают. Затем её упаковывают, отправляют в магазин и уже оттуда она попадает к нам на стол.
Как вы думаете, кому, кроме человека, ещё нужна соль?
Д: ответы
В: травоядные животные, очень любят соль. Так как её нет в траве и сене. А вот хищники её не любят, так как они получают её вместе с мясом.
А как человек использует соль?
Д: ответы (в помощь картинки на магнитной доске)
В: Соль используют в лечебных целях. Промывают нос, поласкают горло. Также, существуют соляные пещеры, куда люди приходят и дышат парами соли.
Ещё соль используют зимой и весной в гололёд. Солью посыпаются дороги и лёд тает. Тогда людям и машинам не скользко ходить и ездить.
А главное применение соли, это конечно добавление её в пищу.
Но у соли, ребята, есть ещё много тайн и секретов, которые мы попробуем разгадать сегодня в нашей лаборатории.
Но прежде, чем мы превратимся в учёных, давайте вспомним правила, которые надо соблюдать в лаборатории
Д: ответы
В: - не кричать;
- без разрешения, ничего не трогать;
- слушать внимательно воспитателя и выполнять то, что он говорит.
В: Давайте немного разомнём наши ручки и ножки, перед тем, как зайти в лабораторию
Физкультминутка «Учёные мартышки»
Две проказницы мартышки (уши отогнуть руками)
Полистать любили книжки (листать)
Потрясти их, полизать (потрясти)
И как будто почитать (водить пальцем по ладони)
Ловко принялись за дело (из пальцев 2 колечка)
И очки они надели (колечки на нос)
К носу книжки поднесли (ладони к глазам)
Вдруг подальше отвели (отвести ладони)
Ничего в очках не видно (зажмурились)
И мартышкам так обидно! (капают слёзы)
В: Теперь можем проходить в нашу лабораторию Ньютоши и занимаем свободные места. Сегодня мы узнаем некоторые свойства соли. Для проведения опытов, нам понадобиться некоторое оборудование. Перед вами стоят пустые колбочки. У этих колбочек есть название, чашки Петри. В них учёные проводят исследования. Мы сегодня с вами тоже учёные, поэтому будем использовать их в своих исследованиях.
Насыпьте в них немного соли. А теперь рассмотрите соль с помощью лупы. Какого она цвета? На что похожи крупинки соли? А теперь понюхайте соль. Имеет ли она запах? Попробуйте крупинку на вкус. Какая она?
Д: ответы
Воспитатель вывешивает на магнитную доску схематичные ответы.
В: а теперь подвиньте к себе блюдечко с солью и надавите на неё сухой ложкой, вы слышите хрустящие звуки? А что у нас может также хрустеть?
Д: ответы
В: правильно! Так хрустит снег в морозный день. Вывод, соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому, при надавливании ложкой на соль, её кристаллы ломаются друг об друга, и мы слышим хруст.
В: представим с вами такую ситуацию, баночку с солью оставили на улице под дождём. Что станет с солью?
Д: ответы
В: Она намокнет. Давайте теперь сами проверим. У вас на столах стоят стаканчики с водой, насыпьте туда соли и помешайте ложкой. Куда делась соль?
Д: ответы
В: правильно, она растворилась.
Воспитатель вывешивает карточку – схему.
В: Давайте проведём следующий опыт. У меня есть два сосуда, в них простая вода. А также есть два куриных яйца. Попробуем опустить яйцо в один из сосудов. Что с яйцом произошло?
Д: ответы
В: правильно, оно утонуло. А если во второй сосуд опустим? Тоже утонуло. Теперь попробуем хорошенько посолить воду в одном сосуде и опустить туда яйцо. Что произошло с яйцом?
Д: ответы
В. правильно! Оно осталось плавать. Как вы думаете, почему так происходит?
Д: ответы
В: соль очень хорошо держит предметы на поверхности. Кто - нибудь из вас купался в море? Какая там вода?
Д: ответы
В: солёная!
Воспитатель вывешивает карточки – схемы
Вот вам задание на сегодняшний вечер. Попробуйте провести такой опыт дома с мамами.
Д: ответы
В: и наконец, я сейчас вам раздам наши заготовки, на которых мы рисовали солью солнышко и раскрасим его красками с помощью пипеток. У вас стоят стаканчики с жёлтой водой, набираем её в пипетку и по капельке капаем на наше солнышко.
Каким цветом стала наша соль?
Д: ответы
В: правильно! Жёлтым. Какой мы можем сделать вывод?
Д: ответы
В: что соль красится! Вот сколько мы сегодня раскрыли тайн и секретов нашей подружки соли! А ещё и получился весенний подарок из неё для ваших родителей!