Исследовательский проект "Пауки" старшая группа с детьми ОВЗ
проект по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательский проект с детьми старшей группы по инициативе детей.Во время прогулки в детском саду дети увидели паука на паутине. Реакция ребят была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить этого паука. Идею исследовательского проекта «Пауки» подсказали сами дети. Посыпались вопросы «А где, а зачем, а как пауки плетут паутину?» И было решено ввести углубленное наблюдение за пауками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-payki.docx | 230.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области
«Толмачевская СОШ № 61»
Дошкольное отделение «Сказка»
Группа №6 «Жар Птица»
ПРОЕКТ
« Пауки»
Автор - составитель:
Панарина Ольга Ивановна
(воспитатель первой категории)
с. Толмачево 2022 г
ПРОЕКТ
«Пауки»
Старшая группа комбинированного типа № 6«Жар птица»
По доминирующей деятельности: познавательно- речевой, исследовательский , творческий.
По количеству участников: групповой, индивидуальный.
Характер контактов: среди детей ТНР (5 лет ) одной группы
По продолжительности: 2 недели;
Состав проектной группы: дети старшей группы воспитатели, логопед, и родители.
Воспитатели:
- ставят цели и задачи;
- организуют образовательный процесс,
- готовят материал к совместной и самостоятельной деятельности детей, обеспечивают участие детей в конкурсах,
- готовят презентацию проекта
- консультируют родителей о проекте,
- организовывают совместную деятельность по обеспечению и оснащению проекта.
Дети:
- участвуют в образовательной и игровой деятельности,
- совместно с родителями готовят сообщения .
Специалисты:
- организует образовательный процесс,
- распределяют обязанности среди участников проекта,
- консультируют родителей,
- организовывают совместную деятельность,
- проводят с родителями мастер классы.
Родители:
- участвуют в образовательном процессе в проведении и подготовке индивидуальных сообщений, мини-проектов.
- закрепляют полученные детьми знания,
- помогают в оснащении предметно-развивающей среды,
- посещают мастер классы педагогов.
Актуальность проекта:
Во время прогулки в детском саду дети увидели паука на паутине. Реакция ребят была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить этого паука. Идею исследовательского проекта «Пауки» подсказали сами дети. Посыпались вопросы «А где, а зачем, а как пауки плетут паутину?» И было решено ввести углубленное наблюдение за пауками.
Цель: Сформировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, увлечь детей маленьким, но интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Задачи :
Образовательные:
Познакомить детей с многообразием пауков.
Расширять знания детей о жизни паукообразных.
Способствовать систематизации знаний о пауках и их отличии от насекомых.
Содействовать уточнению представлений о приспособлении пауков к среде обитания.
Закрепить умение презентовать доклады, сообщения, проекты
Развивающие:
- Развивать у детей познавательную и поисковую деятельность.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное отношение к паукам.
Воспитывать: выдержку, самообладание, уважительное отношение к сверстникам.
Речевые:
содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность;
- развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством: поговорки, пословицы, сказки, с художественной литературой по данной теме;
- повысить уровень развития грамматического строя речи;
- упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- развивать связную речь детей;
- развивать речевое творчество детей;
- формировать умения детей задавать вопросы, договариваться со сверстниками;
Физические:
- познакомить с играми направленными на укрепление здоровья детей, совершенствовать умение двигаться в игре не наталкиваясь друг на друга,
- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость) и умение рационально использовать их в различных условиях,
- развивать навык балансировки и координации движений;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных (относительные прилагательные),
- развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,
- развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев рук,
- развивать фонематический слух.
Методы, используемые для реализации проекта:
Наглядные методы:
- показ видеофильмов познавательного цикла;
- рассматривание иллюстраций, репродукций;
-демонстрация мультфильмов; фотографии пауков в дикой природе;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений, народного фольклора;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы,
- сообщения, презентации, доклады.
Практические методы:
-организация проектной деятельности,
- организация продуктивной деятельности,
- эксперементирование
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, эстафет, сюжетно-ролевых, театраризованных. и др.);
- использование загадок и поговорок;
- проведение викторин, конкурсов.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Дети:
Дети узнают больше о пауках, о том, как они делают паутину, об особенностях их существования, внешнем виде, характерных повадках. Поймут необходимость беречь природу и их обитателей. Приобретают опыт поисковой деятельности, знания о представителях паукообразных и среде обитания, получают и закрепляют на практике умение общения с педагогами, детьми.
Родители:
Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, принимают участие в образовательном процессе, повышают свой авторитет.
Педагоги:
Оснащение предметно-пространственной среды новыми играми, пособиями.
Практическая значимость.
Мы полагаем, что благодаря данной работе, наши коллеги смогут освоить новые идеи и методы; родители заинтересуются этой темой и станут активными участниками педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; Воспитанники и их родители узнают познавательную информацию о пауках их среде обитания.
Сотрудничество с семьёй:
Создание и оформление выставки «Пауки» (родители совместно с детьми делают пауков из природного материала, из ткани, бисера и т. д.);
- конкурс рисунков. (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Эти удивительные пауки» .
- Индивидуальные беседы и консультации по вопросам экологического воспитания.
- Приобщить к выполнению задания родителей:
подобрать х/литературу (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки)по данной тематике в книжный уголок группы.
-Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
Продукт проектной деятельности:
Макеты пауков и паутины
I этап – подготовительный –
Воспитатели:
Ставят цели и разрабатывают задачи; Знакомят родителей с предстоящим проектом, Составляют план проекта; Подбирают литературу, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, познавательные фильмы по выбранным темам; Воспитатели подбирают игры и атрибуты; Воспитатели с логопедом подбирают книги для домашнего чтения, составляют мини-библиотеку в группе для совместных просмотров и чтения; Логопед готовит речевой материал.
Выбор темы
На детском совете большинство детей проголосовало за тему «Пауки». Каждый из нас, хоть однажды в своей жизни видел пауков. При их виде, мы реагируем по-разному, кого-то одолевает страх, кто-то с интересом наблюдает за их жизнедеятельностью, но есть и такие, которые пытаются их уничтожить. Мы считаем, что это неправильно, ведь это тоже живые существа, созданные природой и они имеют полное право жить и растить своих паучков – детёнышей, плести паутину. Мы предполагаем, что паутина для паука имеет огромное значение, без нее он не сможет обойтись. И мы хотим это доказать. От решения этой проблемы зависит мировоззрение людей, их отношение к окружающей природе в целом, в частности, к паукам и паутине.
Метод трех вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можно найти ответ? |
Они умеют откладывать яйца (Богдан) Пауки едят мух, комаров, плетут паутину(Рома) Они на стены лезут (Костя) Маленькие не куются а большие кусаются (Лёша) | Почему они чёрные (Богдан)) Почему они далеко прыгают (Мухамади) Почему они делают паутину (Юра) Почему они всегда кусаются (Милана) Чем они делают паутину(Кирилл) как они ползают по паутине (Миша) Зачем им четыре глаза (Дима) Как они появляются и растут (София) |
Посмотреть телепередачу |
II этап – основной
Организация деятельности в центрах активности
Творческая мастерская | Рисование гуашью «Паучёк на паутинке» Рисование солью «Паук птицеед» Конструирование из бумаги «Паук» Аппликация «Паучки на ветке» Поделки из природного материала «Пауки» Наборы для рисования, трафареты, шаблоны, схемы изображений (пауки); |
Книжный мир | Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением пауков Корней Чуковский: Муха-Цокотуха Виталий Бианки: Репортаж со стадиона "Жукамо" и другие лесные истории. Владимир Головин: Концерт в зеленом зале Наталья Чуб: Божья Коровка и Чудесная Радуга Ирина Пивоварова: Паучок и лунный свет Диана Амфт: Как полюбить паучка? Майк Анвин: Кто живёт у нас на даче: Букашки Схемы, плакаты для составления рассказов; Иллюстрации и книги по теме: «Пауки» |
Сюжетно-ролевой | Человек-паук и его друзья Атрибуты для сюжетно-ролевых игр сюжетно-ролевые игры на тему «Пауки» Игровая ситуация «Паучок Микишка в гостях у ребят» |
Строительный городок | Атрибуты для обыгрывания построек на тему: «Пауки» |
Развивайка |
|
Природа и наука | Родители принесли паука-птицееда мы его исследовали Просмотр познавательных видео |
Театральная студия |
Оборудование для театрализованной деятельности: Муха-цокотуха игра драматизация |
Прогулка |
|
Спортивный |
Подвижные игры: «Пауки» «Охота на мух» |
Коррекционная работа |
|
Работа с родителями |
|
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие: интеллектуальная квест-игра «Пропавшая паутина»
Заключение:
Исследовав мир пауков, понаблюдав за их жизнью, мы узнали много интересного. Наблюдения за пауками и исследовав литературу, мы пришли к выводу, что пауки удивительно талантливы. А также узнали, что паутины бывают разными не только по размеру, но и по сплетенному рисунку. Паук способен вырабатывать не только липкую, но и сухую паутинную нить. Паук вплетает сухие нити в свою паутину. Только он знает, где находятся эти нити, и легко по ним перемещается. Кроме того, на лапках паука содержится секрет, который препятствует прилипанию их к паутинным нитям.
Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания
Дети:
В ходе реализации проекта дети самостоятельно проводили исследования. Совместно с детьми играли в игры: в дидактические, , интеллектуальные, рассматривали фотографии, иллюстрации, читали произведения художественной литературы, учили и отгадывали загадки, фотографировали участников проекта во время работы над проектом. Совместно с детьми разработали правила сохранения природы.
Педагоги:
Наработали материл к проекту:
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
Просматривая книги мы узнали, что:
•У всех пауков: восемь ног (у насекомых – 6 ног, у ракообразных – 10 и более)
•Всего пауков 80 000 (восемьдесят тысяч) видов. Они живут по всему миру, встречаются буквально везде: и на земле, и под землей, и на деревьях, и в домах, и даже в воде. Пауки предсказывают погоду. Если намечается дождь, то пауки перестают плести паутину, а сами пауки скрываются в щелях.
• - Паутина паука – это его дом и амбар (тоже домик но для еды). Теневые пауки ловят летающих насекомых. Те, кто живет в земляных норках - жуков, червей и улиток. Водяные пауки ловят мелкую рыбу, рачков, насекомых. Самый крупный в мире паук – Птицеед, он охотится на лягушек, ящериц, птиц, мышей.
• - Паутиной пауки ловят для себя добычу: насекомые, попадая в патину, запутываются в ней и выбраться не могут, они дергают за сеть, и паучки получают сигнал, значит, есть добыча, тогда паук спешит к ней, обворачивает её паутиной, и все что в неё попалось, превращается в жидкую еду. И позже паук может выпить её как напиток, как вкусный сок. Съедает свою жертву паук неторопливо.
• Паутина служит для того, чтобы, прыгая, паучок не упал. Нас оберегает мама, а паучков – паутина.
• Паук может плести паутину трех видов: крепкую, бытовую, липкую. Крепкая паутина используется для создания каркаса ловчих сетей. Перемычки в каркасе делаются из липких нитей.
Бытовой паутиной паук закрывает вход в свою норку или опутывает коконы с личинками.
• Разные виды пауков плетут разную паутину: паутина-сетка, паутина-гамак, паутина-лестница, круглая паутина.
• - Паучиха плетёт сумочку (кокон) и откладывает там яйца, а потом из них появляются маленькие паучки – её детки.
• - Паучата по паутине передвигаются, и служит им как парус при расселении. А еще паутина нужна пауку, чтобы в домике было уютно и чтобы он не мог заблудиться, она указывает ему дорогу домой.
• Люди издавна пытались изготавливать ткань на основе паутины.
• В наши дни паутину используют для перекрытий в оптических приборах.
• В народной медицине паутину использовали для обеззараживания открытых ран.
• Яд пауков используют в медицине.
• Теперь же, когда мы узнали о них так много интересного, и наше утверждение, что паук не сможет существовать без паутины, полностью подтвердилось.
Родители:
Создавали в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка, использовали знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду, научились уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Получили обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение педагогической компетентности родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)» с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие на воздушном шаре».
Данный конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста разработан с учётом ФГОС ДО, с использованием образовательных технологий: ИКТ (информационо-коммуникативные), кейс-технологий и здоровьесбер...
Конспект совместной опытно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми средней группы. «Добрый и злой огонь»
Конспект совместной опытно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми средней группы. «Добрый и злой огонь»...
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» (валеология) с детьми подготовительной группы. Тема: «Путешествие в страну здоровья»
Использованные интегрированные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»
Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем. Показать принцип приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией: шоколадье...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе «Шоколадный интерес»
Познавательное развитие. НОД с использованием презентации и экспериментами...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»
Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....