Занятие "Теплое-холодное"
план-конспект занятия по окружающему миру
Увыжаемые коллеги предлагаю Вашему внманию конспект занятия "Теплое-холодное"по предмету "Бытовая самостоятельность". Это занятие я провела с детьми с ТМНР. Дети были очень эмоциональны на занятии. Ведь игры с природным материалом (водой) насыщены разными эмоцями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teploe-holodnoe.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
КОНСПЕКТ
открытого занятия по разделу «Бытовая самостоятельность»
«Программы воспитания»
(модуль «Коррекционно-развивающая работа»)
Тема «Теплое - холодное»
Методическое объединение специалистов
структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР
Дичманис В.Ф.
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2022 год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Дичманис Валентина Филипповна, воспитатель |
Наименование учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» |
Группа | № 4 |
Дата | октябрь 2022 г. |
Раздел программы | «Бытовая самостоятельность» |
Социально-педагогическая услуга | Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом |
Тема занятия | «Теплое - холодное» |
Форма занятия (кол-во детей) | подгрупповая, 3 воспитанника |
Продолжительность по времени | 30 минут |
Тип занятия | комбинированное |
Цель занятия | Формировать представление о свойствах воды: теплая – холодная. |
Задачи занятия
| 1.Стимулировать тактильные ощущения при соприкосновении с холодной и теплой водой. 2.Развивать тактильные ощущения , мелкую моторику, зрительное внимание на основе практических упражнений; 3. Воспитывать положительный отклик на общение с воспитателем. |
Методы обучения | Словесные методы: объяснение, инструкция, художественное слово, Наглядные методы: демонстрация, показ, работа с коммуникативными картами. Практические методы: игровые упражнения, игра. |
Методическое и техническое обеспечение занятия | средства технические: музыкальные записи; фен. методические средства: коммуникативная доска, фланелеграф, коммуникативные карты «Заниматься», «Осень», фото детей, воспитателя, емкости с холодной и теплой водой, полотенца на каждого ребенка ,передники на каждого ребенка, бутылочки с теплой и холодной водой, чайник с теплым чаем, чашка с блюдцем на каждого ребенка. |
Предварительная работа | Чтение потешки «Водичка, водичка», гигиенические процедуры (умывание, купание), сенсорные и коммуникативные игры «Солнышко и дождик», «Дождик кап, кап!», «Брызгалки», «Рыбалка», игры и игровые упражнения с водой, наблюдения за осенними деревьями, игра с листьями.. |
Использованная литература | 1.Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007. 2. «Программа воспитания», модуль «Коррекционно-развивающая работа» раздел «Бытовая самостоятельность» |
Ход занятия
Название упражнения, Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
| ||
| ||
1.Ритуал приветствия Цель: -Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми. - Обучение жесту «Привет»; - Формировать умение соотносить себя с фотографией - Обучение указательному жесту. 3.Работа с коммуникативной доской, с пиктограммами. - Демонстрация жеста «Заниматься» Сообщение темы | Воспитатель завозит детей в группу по одному. -Андрей, у нас гости, поздоровайся. - Привет! -Олег, у нас гости, поздоровайся. - Привет! -Данила, у нас гости, поздоровайся. - Привет! - Кто здесь, кто с нами? - Кто здесь, кто пришел? Это Олег. - Здравствуй, Олег! - Олег! Воспитатель указательным жестом показывает на ребенка затем на фотографию Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми. - Кто здесь, кто с нами? - Кто здесь, кто пришел? - Валя. Привет! Воспитатель, показывает на себя, затем на фотографию . - Валя. Воспитатель снимает с коммуникативной доски карточку-символ «Заниматься», демонстрирует её всем детям и говорит: - Будем заниматься. Дает каждому ребенку рассмотреть и потрогать карточку «Заниматься», повторяя - «Заниматься». Показывает жест «Заниматься». Дожидается реакции ребенка. После этого карточка прикрепляется к мольберту. - На занятии мы будем играть с водой! | Дети смотрят на гостей, приветствуют гостей жестом «Приветствие» (с помощью воспитателя) машут рукой. Напротив коммуникативной доски дети в колясках сидят полукругом. Дети эмоционально реагируют на прикосновения. Указывают жестом на себя, находят свою фотографию, фотографию воспитателя с помощью педагога. Смотрят на карточку-символ «Заниматься». Указывают жестом на пиктограмму. Показывают жест «Заниматься» с помощью воспитателя. |
| ||
Игровое упражнение “Волшебный ветерок» Цель: развивать эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела). | Воспитатель снимает с коммуникативной доски карточку «Осень» Говорит: - Время года - осень. - Посмотрим в окно. Воспитатель подвозит детей к окну. - Осенью на улице, когда светит солнце, дует теплый ветер. Воспитатель включает фен с теплым воздухом, направляет на детей - Осенью, когда тучи закрывают солнце на улице холодно. - Дует холодный ветер. Воспитатель включает фен с холодным воздухом, направляет на детей - Воспитатель показывает жест «Холодно» - Олег, холодно! - Покажи «Холодно» - Воспитатель помогает детям показать жест «Холодно» | Дети смотрят в окно. Дети слушают. Эмоционально реагируют на теплую и холодную струю воздуха. С помощью воспитателя показывают жест «Холодно» |
| ||
Практические упражнения, направленные на коррекцию моторики рук (захват, удержание). «Листопад» Задача: - Коррекция восприятия, сосредоточение внимания. - Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, -Создание у детей радостного настроения, развивать положительные эмоции . | - Смотрите! Корзина! Что в корзине? - Листья! - Осенью с деревьев опадают листья. - Это листопад. Звучит песня «Листопад» (связь с групповым проектом) - Смотрите! Я достану листья из корзины и подброшу их вверх! - Получился листопад! - Поиграем с листочками! -Олег, опусти руки в корзину, набери листьев из корзины, поднеси к лицу, понюхай и подбрось их вверх. - Получился листопад! Воспитатель помогает каждому ребенку набрать листья в руки и подбросить их вверх. Все дети играют с листьями. - Молодцы! Как весело мы поиграли с листьями! | Дети с помощью воспитателя набирают листья в руки и подбрасывают их вверх. Эмоционально реагируют на совместную деятельность с воспитателем, на слушание песенки «Листопад» |
| ||
| ||
Сенсорное игровое упражнение «Согреем руки» Задача: использование совместных действий с целью актуализации имеющихся знаний. за счет использования тактильного и температурного раздражителей | Воспитатель берет каждого ребенка за руки. - Листья холодные, наши руки замерзли. - Смотрите! Бутылочка с теплой водой. - Согреем руки. - Даня, согрей руки о теплую бутылочку. Воспитатель с каждым ребенком согревает руки, дотрагиваясь, обхватывая бутылочку. - Молодцы, ребята! Согрели руки. | Дети смотрят, слушают. Дети дотрагиваются к бутылочке с теплой водой, обхватывают бутылочку, ощущают тепло, с помощью воспитателя согревают руки |
| ||
Сенсорная игра « Теплое – холодное» Цель: Цель: - формирование представлений о свойствах воды: «теплая -холодная»; - Расширение словарного запаса за счет слов «тепло, холодно»; - приучать не бояться воды, -эмоционально реагировать на контраст температур. | - Сейчас будем играть за столом. Воспитатель подвозит детей к столу, на котором стоят емкости с холодной и теплой водой. - Наденем передники, закатаем рукава, чтобы не намочить одежду. - Смотри! В контейнере вода. -Знаем, знаем, да-да-да, - Где тут прячется вода. -Ай, лады-лады-лады - Не боимся мы воды! - Поиграем с водой. - Олег, опусти руки в воду и поиграй с водой. Воспитатель водит ладонями ребенка по воде, то поднимает, то опускает их, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает в емкость, стряхивает воду с рук. Воспитатель комментирует действия: - Вода холодная, рукам холодно! Долго играть в холодной воде нельзя. Холодно! Можно заболеть. - Поиграли - вытираем руки полотенцем. - Олег, Даня, Андрей играют с водой! Смотри! В контейнере вода! - Олег, опусти руки в воду и поиграй с водой. - Вода теплая, рукам хорошо, приятно. Тепло! - В теплой воде можно долго играть, плескаться. Воспитатель водит ладонями ребенка по воде, то поднимает, то опускает их, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает в емкость. Воспитатель комментирует действия: - Олег, Даня, Андрей играют с водой! Вода тёплая! - Молодцы! Хорошо поиграли. - Теперь вы знаете, что вода бывает холодная и теплая! | Дети смотрят, слушают. Дети играют с холодной водой. Дети водят ладонями по воде, то поднимают , то опускают их, прихлопывают. Набирают воду в ладони и выливают в емкость. Эмоционально и двигательно реагируют. Дети играют с теплой водой. Дети водят ладонями по воде, то поднимают, то опускают их, прихлопывают. Набирают воду в ладони и выливают в емкость. Дети реагируют с учетом своих возможностей. |
| ||
Упражнение «Телесный контакт» Задача: расслабление мышц, развивать положительные эмоции . | Хорошо поиграли, теперь отдохнем. Воспитатель выполняет кинезиологические упражнения с детьми. Воспитатель накладывает свои ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд. Звучит аудиозапись песни « Мыльные пузыри».(связь с проектной деятельностью) Дети играют с мыльными пузырями. Воспитатель выпускает мыльные пузыри. - Молодцы! Хорошо отдохнули! | Дети сидят в расслабленных позах. Дети эмоционально реагируют на мыльные пузыри, ловят их руками. |
| ||
Игра «Солнышко и дождик» Цель: эмоциональное реагирование детей на контраст температур. | Поиграем в игру «Солнышко и дождик» - Выглянуло солнышко, тепло, пошел дождь. - Тёплый дождь ! (воспитатель брызгает тёплой водой на руки детей). - Набежала тучка, дождь пошёл сильнее. - Холодный дождь ! (воспитатель брызгает холодной водой на руки детей). Воспитатель проигрывает с детьми несколько раз игровую ситуацию. - Молодцы! Весело поиграли! - Снимаем передники. | Дети эмоционально реагируют на холодную воду, отдергивают, прячут руки. Дети эмоционально реагируют на теплую воду, подставляют руки под струю воды. |
| ||
| ||
«Чаепитие» Цель: развивать положительные эмоции от общения с воспитателем и друг с другом. | -Приглашаю вас на чаепитие! Будем пить теплый чай, чтобы после игр с водой никто не заболел. Воспитатель подвозит детей к столу, на котором стоит красивый чайник с теплым чаем. Звучит песня «Дружба начинается с улыбки» - Чай теплый! Разливает чай по чашкам, помогает пить. - Пейте теплый чай! Хорошо попили теплого чая! Молодцы! Я приготовила для вас подарки! Это - коробочки с соком! Воспитатель раздает коробочки с соком. - Сок холодный! Будем пить сок после занятия. | Олег сам держит чашку и пьет чай Даня держит чашку и пьет чай под контролем воспитателя. Андрей пьет чай из чашки с помощью воспитателя. Дети трогают коробочки. |
| ||
Ритуал завершения занятия Работа с коммуникативной картой «Заниматься». Закрепление жеста «Пока» | Дети, мы с вами сегодня на занятии узнали, что вода бывает холодная и теплая. Мы играли с водой и с листьям. Вы хорошо занимались. Молодцы! - Данила не испугался холодной воды ! - Андрей, ты отлично подбрасывал листья вверх! - Олег хорошо показывал жест «холодно» - Молодцы! Воспитатель снимает карточку «Заниматься» с мольберта и говорит: - Заниматься - все. Показывает жест «Всё!». Убирает карточку-символ «Заниматься» -Попрощаемся с гостями: -Пока! | Дети сидят полукругом и слушают воспитателя С помощью воспитателя выполняют жест «ВСЕ» Дети с помощью воспитателя машут гостям рукой. |