Проект "Зима"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Проект " Зимушка - зима, прекрасная пора" для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Зимушка - зима, прекрасная пора».

Младшая группа

Тип проекта: информационно-творческий, групповой. 

Продолжительность – краткосрочный.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность: Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Цель проекта: расширение у детей представлений о зиме, как времени года.

Задачи:

  1. Расширять речевую и продуктивную деятельность детей в процессе реализации проекта;
  2. Расширять и уточнять представления детей о живой и неживой природе зимой (погоде, зимних явлениях, образе жизни диких животных и птиц);
  3. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, поощрять стремление заботиться о птицах зимой.
  4. Приобщать детей к культуре и традициям празднования зимних праздников.

Работа с родителями:

- Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами;

- Предложить родителям принять активное участие в ходе работы над проектом;

- Участие родителей совместно с детьми, в выставке работ и поделок на зимнюю тематику.

План реализации проекта:

Подготовительный этап: формулировка целей и задач; подбор методической литературы по теме проекта; работа с родителями по реализации проекта; подготовка условий и материалов для реализации проекта, подбор художественной литературы, разработка плана мероприятий к проекту.

Основной этап

Беседы о зиме: «Чудеса зимнего леса», «Лесные жители зимой», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности и травмы зимой», «Одевайся по погоде, а не по моде».

Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам (по теме проекта).

Экскурсия «Улицы города зимой».

Чтение художественной литературы: Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», сказки «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка».

Организация выставки книг о зиме.

Использование загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе.

Изобразительная деятельность

Рисование «Забавный снеговик», «Ёлочка красавица».

Аппликация «Заснеженный дом».

Лепка «Снеговик».

Использование раскрасок по теме проекта.

Опыты с водой, снегом и льдом.

Слушание музыки и разучивание песен о зиме.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев, подготовка кормушек и кормление птиц.

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает? », «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения», «Концерт для елочки», «Встреча с елочкой».
Подвижные игры: «На дворе у нас мороз… », «Мы на лыжах в лес идем», «Дед мороз»; «Зайка беленький сидит», «Снежинки», «Заморожу».

Заключительный этап

Обновление альбома о зиме новыми работами и поделками.

 Итоговое занятие «К нам сама зима пришла».

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; активизировать и пополнить словарный запас детей, развить речь, повысить речевую активность детей; способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей, воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни; познакомить с новыми зимними играми и забавами. Подготовить детей к Новогоднему празднику.

Приложение

Беседа "Зимушка - зима и лесные звери"

Цель: знакомство с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период.

Задачи:

Рассказать детям о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения

животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе; обогащать и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».

Ход беседы

- Ребятки, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много интересного.

 - Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла...
Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.

Садитесь скорее в наши зимние сани.

Сани, санки расписные, вы такие удалые!

В лес скорее нас везите, чудеса нам покажите!

- Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Верно, вы думаете, что там кто-то живёт.

Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.

Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,

А, зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

- Конечно, это Мишка. И не сугроб это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей шубке снеговой.

- А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?

Длинноухий, очень ловко по утрам грызёт морковку.

Он от волка и лисы, быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый, что несётся кувырком?

Летом сер, зимою белый, он скажите, вам знаком? (Заяц)

Это зайчик.

Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... А ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.
Всем известна загадка о зайце: «Летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно, нарядил зайца в белую шубку?
И я не знаю.

 Давайте поиграем с зайчиком
Закружился белый снег, в воздухе снежинки,
А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке.
("Зайчики" прыгают под музыку).
- Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком.
Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути!
Отправляемся дальше.
Слышите этот звук? Кто это? 
(Это воет волк).
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
(Волк).

- Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга.
- А по соседству с волком живёт ещё один зверь.
Пусть она - как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее?
(Лиса)

Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат.
Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. 
(Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина).
А я ещё кого - то вижу на веточке.
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка)

Конечно, это Белочка.
В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? 
(Ответы детей). Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше?
Дети находят третью снежинку с загадкой:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Наступили холода. Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
А, землю белым снегом, я, укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ... 
(Зима)

- Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверей спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет.

Беседа: «Чудеса зимнего леса»

Цель: Обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции музыкальной, изобразительной, речевой деятельности.
Задачи: Уточнять и расширять знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».
Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Ход беседы:
Чтение стихотворения воспитателем.
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о зиме.
Воспитатель: ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
- Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете, как их называют? 
(путешественники)
- А вам хочется быть путешественниками? 
(да).
- Мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес.
- А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем? 
(лыжи, санки…)
- Хорошо, поедем на лыжах! 
(музыка)
Показ слайдов о зиме.
- Вот мы и в лесу. Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.
Воспитатель: Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес. Зимушка-Зима ходит по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступает тихо, не слышно, где пройдет, там мороз трещит, снег падает. Все дороги замела, деревья запорошила.
(Беседа по теме с использованием ИКТ, зимних картинок)
- Что происходит в природе зимой?
- Какие стоят деревья?
- Как одеваются люди зимой?
- Как живется птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
- Как зимуют дикие животные?
- Вам нравится зима? Почему?
Воспитатель: У нас есть красивые снежинки, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.

Воспитатель: (обращает внимание на письмо) 

«Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой в селе, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша».
- О каких птицах говориться в письме? 
(снегирь, синица, воробей)
В лесу стало холодно, мы можем заболеть.
- Что надо сделать, чтобы не заболеть? 
(горячий чай, массаж…)
А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи и поехали домой.

Рефлексия

- Где мы с вами были?
- В какие игры играли?
- Что было легким, а что трудным?

Беседа: «Зимующие птицы»

Цель: уточнить представления детей о зимующих птицах.
Задачи: Активизировать словарь детей, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя. Добиваться полных ответов от детей. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления. Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.
Ход беседы:
– Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
- Сколько зимних месяцев вы знаете? (Называет их).
- Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Потому что птичкам очень тяжело живётся зимой. Отгадайте загадку:
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
(Воробей)

(Показывает соответствующие иллюстрации, картинки с птицами)
- А, знаете, как воробьи клюют корм?
Хватают большой кусочек и улетают на дерево. Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.

А, это что за птичка?
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …

(Синица)
- Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы? ( Они любят несолёное тесто, сало)
- Где живут синицы?
- Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть.
- Ребята, сейчас я буду называть птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте. (Ворона,  дятел, сорока, голубь, синица, грач, скворец, снегирь,  воробей.)
- Возвращаемся на свои места. Слушаем другую загадку.

 Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)
- А ещё дятла называют «лесной доктор».
- Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?
Дети: Он спасает деревья. Дятел выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.


- Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?
Дети: Можно вывесить кормушки и каждый день насыпать в них пшено, рис, сухие ягоды, крошки.
- Молодцы, ребята. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах, и все вместе будете помогать им зимой.


Подвижная игра «Снежинка»
Играющие расходятся по залу. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» Дети кружатся на месте. Со словами взрослого «Снежиночки – пушиночки, устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть!» Приседают. Игра повторяется.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получатся снежок.


Подвижная игра «Снежинки и ветер» 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Игра проводиться 2-3 раза.
Снежинки, снежинки по ветру летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят,
А ветер дует все сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.
(Легкий бег в разных направлениях, бег с поворотом вокруг себя, бег к взрослому и приседание около него на пол)

Физкультминутка

Наша елка велика! (Круговое движение руками)
Наша елка высока! 
(Встать на носочки)
Выше мамы, выше папы
(Присесть и встать на носочки)
Достает до потолка! 
(Потянуться)
Будем весело плясать. Эх, Эх, Эх!
Будем песни распевать. Ля, Ля, Ля!
Чтобы елка захотела в гости
К нам прийти опять!


Снегопад
Снегопад, снегопад.
Шёл он день и ночь подряд.
Шёл он полем, шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он на дома,
И мы поняли -  Зима.

Физкультминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! 
(Показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, 
(имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, 
(имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, 
(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, 
(изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! 
(Показывают большим пальцем вверх)


Психогимнастика «Зима»
Белый снег пушистый, 
(дети плавно кружатся, как снежинки)
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает ложится.
Ой, мороз, мороз, мороз, 
(дети показывают как им холодно)
Щиплет щечки,
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет ручки
Забирается под шубки.

Загадка
Появился во дворе он в холодном декабре,
Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык. Наш приятель… 
(Снеговик)

Физкультминутка
Давай, дружок, смелей дружок, (дети пытаются из массажных мячиков слепить снеговика)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Увы – и нет снеговика.

Самомассаж  рук «Снеговик»
Раз – рука, два – рука 
(дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика. 
(Имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - 
(ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, 
(разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком 
(растирают ладонями грудь)
Вот такой, 
(показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы 
(поглаживают руками щечки)
Маленький комок. 
(Соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик – Снеговичок,
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!


Стихи о зиме:
Дым – из труб, пар – из губ,
Под ногами – хруп, хруп!
Под ногами – звинь, звинь!
А над нами – синь, синь!

В. Берестов
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это значит, началась
В городе …
(зима)?


Загадка про снежинку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Игра со снежинкой 
(сюрпризный момент):
Словно белая пушинка
Тихо падает снежинка
Ты снежинка, не спеши!
За собою нас веди,
В те края, где чудеса,
Где живёт зима – краса!