"Детское экспериментирование "
учебно-методический материал по окружающему миру

Кузина Светлана Александровна

Семинар практикум на тему "Детское экспериментирование " позволит вам ознакомиться в особенностями экспериментальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_detskoe_eksperimentirovanie.docx102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4» г. Болхова

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Загрузки\0_3a855_1ebba684_L.png

                             

 

Подготовила: Мишина С.А

«Старайтесь дать уму как можно больше пищи»

Л.Н.Толстой

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Хорошо известно высказывание Л.С.Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

Какое же обучение способно заглянуть в будущее? Анализ психолого -  педагогической литературы показывает, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемой ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». С.Л. Рубинштейн.

Что такое экспериментирование?

Термин «Экспериментирование» - это особый способ духовно – практического усвоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение)стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни общества и т.п.

Ребенку -    дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о ценностной  значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность самого эксперимента, в отличии от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъективно новый  продукт. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде группы(например приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и т.п).

В обыденной жизни дети сами экспериментируют с различными веществами, стремясь изучать что – то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими предметами в воду (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законом смешивания веществ, экспериментальными правилами безопасности. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.  Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведение опыта вносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном  образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

  • максимальная простота  конструкции приборов и правил обращений с ними;
  • безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
  • показ только существенных сторон явления или процесса;
  • отчетливая видимость изучаемого явления;
  • возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате.

Таким образом ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе знаний об окружающем мире, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него практических  и умственных действий.

Какие виды эксперимента вы используете у себя в группе?

Что есть в экспериментальных уголках?

В уголке должны быть:

  • клеенчатые передники;
  • магниты;
  • контейнеры для хранения сыпучих предметов;
  • сосуды разной конфигурации;
  • камешки;
  • глина;
  • почва;
  • перышки птиц;
  • скорлупа орехов;
  • семена фруктов и овощей;
  • кусочки кожи;
  • кусочки поролона;
  • кусочки меха;
  • пробки;
  • проволока и т.п.

А сейчас мы с вами сами попробуем экспериментировать.

1.Сухой из воды.

На дно стакана прикреплена пластилином салфетка. Стакан опускают в емкость с водой. Салфетка сухая.

2. Необычная скрепка.

Скрепка примагничивается к магниту, а к скрепке еще одна скрепка.

3. Почему не выливается.

Перевернуть стакан, не пролив из него воды.

Наливают стакан воды до краев, накрыть его картоном и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убираем руку – картон не падает. ( На лист давит воздух, он прижимает лист к кроям стакана.)

4. Крепкий спичечный коробок.

Поставить один коробок на узкую длинную грань, а другая сверху с разворотом 90 – на узкой короткой стороне. Резко ударяют кулаком. Коробок не ломается. (Есть воздух , коробок пружинит, но не ломается).

5. Потереть руки. Объяснить почему ощущается тепло. (При трении предметы нагреваются).

6. Рекордный вес.

Если положить на лист бумаги, который лежит «мостиком» между двумя банками банку пустую, то он провалится. Сделаем гармошку и поставим на банку. Она не падает.

7. Разбегающиеся спички.

 Расположить спички по кругу в миске с водой. В центр положить кусочек сахара. Он притягивает спички. Убрать сахар капнуть немного жидкости для мытья посуды – спички разбегутся. (Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее спички к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная пенка расширяется, заставляя спички разбегаться.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...