Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования "Знакомство с крахмалом и его свойствами" с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева Ольга Владимировна

 Развитие у детей познавательного интереса, стремления к поисково-познавательной деятельности. Умение находить решение из проблемной ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Знакомство с крахмалом и его свойствами» с детьми старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познание»

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Цель: развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с крахмалом и его свойствами;

- изучить один из способов обнаружения в продуктах питания;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы, фиксировать результаты.

Развивающие:

-развивать у детей познавательный  интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;

-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;

-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов;

-продолжать учить детей задавать вопросы, отгадывать загадки.

Воспитательные:

-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;

-поддерживать  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Ход деятельности: 

(Дети играют, воспитатель с помощью колокольчика привлекает внимание детей)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?

Дети: мы будем проводить опыты и эксперименты.

Воспитатель: как вы это узнали? Почему вы так решили?

Дети: потому что на столах стоит оборудование.

Воспитатель: правильно, а кем же вы тогда будете?

Дети: исследователями, учеными и т.п.

Конечно - это люди, которые изучают, исследуют какой-нибудь объект, ставят опыты, задают вопросы и ищут на них ответы. Для этого мы отправимся  с вами в нашу мини лабораторию. Займите свои места.

Воспитатель: чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, давайте поиграем в игру «Загадки» (Кисель)

Игра «Да – нет»

(Дети задают наводящие вопросы и пытаются отгадать задуманное)

Дети: Кисель

Воспитатель: а какой бывает кисель?

(ответы детей, густой)

Воспитатель: чтобы приготовить кисель, нужно специальное вещество оно называется – крахмал. Вот его мы и будем с вами исследовать.

Перед началом работы давайте вспомним правила безопасности при исследовательской деятельности.

(Дети сидят за столами, на доске размещен плакат «Правила поведения в лаборатории)

Дети: не кричать, не трогать руками без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте и т.п.

Воспитатель: итак, приступаем. Первый вопрос, на который нам нужно дать ответ. На что похож крахмал?

Дети: крахмал похож на муку, на порошок.

Воспитатель: какого цвета крахмал?

Дети: крахмал белого цвета.

Воспитатель: наберите немного крахмала в ложечку, осторожно понюхайте и ответе, на вопрос есть ли у него запах?  

Дети: (нюхают) запаха у крахмала нет.

Воспитатель: а теперь проверим, есть ли у него вкус? Попробуйте кончиком языка.

Дети: крахмал безвкусный.

Воспитатель: что происходит при сдавливании данного вещества? Я предлагаю взять немного крахмала и потереть его между пальцами. Какие у вас возникли ощущения?

Дети: крахмал скрипит при растирании.

Воспитатель: теперь проверим взаимодействие крахмала с холодной водой. Как вы думаете, что же будет, если крахмал добавить в стакан с холодной водой?

Дети: (предположения детей)

Воспитатель: давайте проверим экспериментальным путем. Возьмите ложечку крахмала и насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что вы видите?

Дети: вода стала мутной, белой.

Воспитатель: как вы думаете, крахмал растворился в воде?

Дети: ответу детей

Воспитатель: хорошо, я принимаю ваш ответ, а теперь скажите, стала ли вода густой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: а почему ведь мы с вами говорили, чтобы приготовить кисель нужно добавить крахмал. Вспомните, как готовят кисель?

Дети: кисель варят.

Воспитатель: а что если мы попробуем залить крахмал кипятком и посмотрим, что с ним произойдет?

(воспитатель сам демонстрирует детям данный опыт, а затем предлагает посмотреть на результат).

Воспитатель: посмотрите, изменился ли данный раствор?

Дети:  крахмал заварился в горячей воде, и она стала более густой.

Воспитатель: можно ли данный напиток назвать киселем?

Дети: нет, в кисель кладут ягоды, варенье и сахар, чтобы он был вкусным.

Воспитатель: а теперь вернемся к нашим стаканчикам с водой, изменилось что-нибудь за это время?

Дети: ответы детей

Воспитатель: если крахмал опустился на дно, что можно сказать, растворился он в холодной воде или нет?

Дети: ответы детей

Воспитатель: но, по-моему, мы ответили на все поставленные вопросы, давайте же вспомним, что же мы узнали о свойствах крахмала?

 (Дети делают вывод, используя карты-символы, которые появлялись после каждого опыта)

Дети: крахмал – это порошок, белого цвета, без запаха, без вкуса, при сдавливании скрипит, в холодной воде не растворяется, оседает на дно, в горячей воде заваривается, делает воду густой.

Воспитатель: коллеги спасибо за работу. А теперь  сделаем небольшую паузу пройдите на ковер. Сегодня разминку «Пляшущие человечки» проведет.

(Разминка пляшущие человечки)

(А на столах меняется оборудование для следующих опытов и экспериментов)

Воспитатель: ребята, хотите узнать, где живет, прячется крахмал?

(Ответы детей)

Воспитатель: знаете ли вы, что крахмал – это продукт растительного происхождения, а это значит, что  он содержится в некоторых продуктах. Обнаружить его нам поможет обыкновенный йод, которым мы вам мажем ранки. Дело в том, что когда йод встречается с крахмалом, он меняет свой цвет, а вот на какой вы увидите сами.  

Опыт№1

Перед вами стакан воды и флакончик с йодом.  Для начала приготовим йодовый раствор. В стакан воды капните одну каплю йода. Какого цвета стала вода? (Ответы детей).

Наберите в пипетку раствор и капните каплю йода на крахмал. Что произошло с каплей йода? Какого она стала цвета?

Правильно раствор йода посинел.

Воспитатель: перед вами лежат продукты, давайте их назовем. В баночках лежат крупы: белая – это рис, желтая – сделана из кукурузы. Значит она какая? Серая сделана из пшеницы, значит она какая?

Какие продукты лежат перед вами? (Дети перечисляют – яблоко, банан, хлеб, макароны, морковь, огурец, рис).

Дети: перечисляют продукты, которые перед ними лежат в тарелочке.

Воспитатель: Как вы думаете, во всех ли продуктах содержится крахмал? (Ответы детей)

Давайте исследуем эти продукты на содержание в них крахмала, накапайте на каждый продукт используя йодовый раствор.

Итак, что у вас получилось, какой делаем вывод?

(Ответы детей – йодовый раствор посинел на банане, пшеничной крупе, макаронах, рисе. Что это значит? Это значит, что в этих продуктах есть крахмал. А на яблоке, моркови и огурце йод цвет не поменял, значит в этих продуктах нет крахмала.)

Воспитатель: как вы думайте, из каких продуктов можно производить крахмал? Теперь предлагаю вам результаты эксперимента зафиксировать в таблице. С левой стороны зарисованы исследуемые продукты, напротив их поставьте плюс, если есть крахмал в этом продукте, а минус если нет.  В следующий раз мы познакомимся с другими свойствами крахмала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии

Задачи с  интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие.  Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...