Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования "Знакомство с крахмалом и его свойствами" с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Развитие у детей познавательного интереса, стремления к поисково-познавательной деятельности. Умение находить решение из проблемной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_s_elementami_eksperimentirovaniya.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Знакомство с крахмалом и его свойствами» с детьми старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познание»
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Цель: развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с крахмалом и его свойствами;
- изучить один из способов обнаружения в продуктах питания;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы, фиксировать результаты.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов;
-продолжать учить детей задавать вопросы, отгадывать загадки.
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Ход деятельности:
(Дети играют, воспитатель с помощью колокольчика привлекает внимание детей)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
Дети: мы будем проводить опыты и эксперименты.
Воспитатель: как вы это узнали? Почему вы так решили?
Дети: потому что на столах стоит оборудование.
Воспитатель: правильно, а кем же вы тогда будете?
Дети: исследователями, учеными и т.п.
Конечно - это люди, которые изучают, исследуют какой-нибудь объект, ставят опыты, задают вопросы и ищут на них ответы. Для этого мы отправимся с вами в нашу мини лабораторию. Займите свои места.
Воспитатель: чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, давайте поиграем в игру «Загадки» (Кисель)
Игра «Да – нет»
(Дети задают наводящие вопросы и пытаются отгадать задуманное)
Дети: Кисель
Воспитатель: а какой бывает кисель?
(ответы детей, густой)
Воспитатель: чтобы приготовить кисель, нужно специальное вещество оно называется – крахмал. Вот его мы и будем с вами исследовать.
Перед началом работы давайте вспомним правила безопасности при исследовательской деятельности.
(Дети сидят за столами, на доске размещен плакат «Правила поведения в лаборатории)
Дети: не кричать, не трогать руками без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте и т.п.
Воспитатель: итак, приступаем. Первый вопрос, на который нам нужно дать ответ. На что похож крахмал?
Дети: крахмал похож на муку, на порошок.
Воспитатель: какого цвета крахмал?
Дети: крахмал белого цвета.
Воспитатель: наберите немного крахмала в ложечку, осторожно понюхайте и ответе, на вопрос есть ли у него запах?
Дети: (нюхают) запаха у крахмала нет.
Воспитатель: а теперь проверим, есть ли у него вкус? Попробуйте кончиком языка.
Дети: крахмал безвкусный.
Воспитатель: что происходит при сдавливании данного вещества? Я предлагаю взять немного крахмала и потереть его между пальцами. Какие у вас возникли ощущения?
Дети: крахмал скрипит при растирании.
Воспитатель: теперь проверим взаимодействие крахмала с холодной водой. Как вы думаете, что же будет, если крахмал добавить в стакан с холодной водой?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: давайте проверим экспериментальным путем. Возьмите ложечку крахмала и насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что вы видите?
Дети: вода стала мутной, белой.
Воспитатель: как вы думаете, крахмал растворился в воде?
Дети: ответу детей
Воспитатель: хорошо, я принимаю ваш ответ, а теперь скажите, стала ли вода густой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: а почему ведь мы с вами говорили, чтобы приготовить кисель нужно добавить крахмал. Вспомните, как готовят кисель?
Дети: кисель варят.
Воспитатель: а что если мы попробуем залить крахмал кипятком и посмотрим, что с ним произойдет?
(воспитатель сам демонстрирует детям данный опыт, а затем предлагает посмотреть на результат).
Воспитатель: посмотрите, изменился ли данный раствор?
Дети: крахмал заварился в горячей воде, и она стала более густой.
Воспитатель: можно ли данный напиток назвать киселем?
Дети: нет, в кисель кладут ягоды, варенье и сахар, чтобы он был вкусным.
Воспитатель: а теперь вернемся к нашим стаканчикам с водой, изменилось что-нибудь за это время?
Дети: ответы детей
Воспитатель: если крахмал опустился на дно, что можно сказать, растворился он в холодной воде или нет?
Дети: ответы детей
Воспитатель: но, по-моему, мы ответили на все поставленные вопросы, давайте же вспомним, что же мы узнали о свойствах крахмала?
(Дети делают вывод, используя карты-символы, которые появлялись после каждого опыта)
Дети: крахмал – это порошок, белого цвета, без запаха, без вкуса, при сдавливании скрипит, в холодной воде не растворяется, оседает на дно, в горячей воде заваривается, делает воду густой.
Воспитатель: коллеги спасибо за работу. А теперь сделаем небольшую паузу пройдите на ковер. Сегодня разминку «Пляшущие человечки» проведет.
(Разминка пляшущие человечки)
(А на столах меняется оборудование для следующих опытов и экспериментов)
Воспитатель: ребята, хотите узнать, где живет, прячется крахмал?
(Ответы детей)
Воспитатель: знаете ли вы, что крахмал – это продукт растительного происхождения, а это значит, что он содержится в некоторых продуктах. Обнаружить его нам поможет обыкновенный йод, которым мы вам мажем ранки. Дело в том, что когда йод встречается с крахмалом, он меняет свой цвет, а вот на какой вы увидите сами.
Опыт№1
Перед вами стакан воды и флакончик с йодом. Для начала приготовим йодовый раствор. В стакан воды капните одну каплю йода. Какого цвета стала вода? (Ответы детей).
Наберите в пипетку раствор и капните каплю йода на крахмал. Что произошло с каплей йода? Какого она стала цвета?
Правильно раствор йода посинел.
Воспитатель: перед вами лежат продукты, давайте их назовем. В баночках лежат крупы: белая – это рис, желтая – сделана из кукурузы. Значит она какая? Серая сделана из пшеницы, значит она какая?
Какие продукты лежат перед вами? (Дети перечисляют – яблоко, банан, хлеб, макароны, морковь, огурец, рис).
Дети: перечисляют продукты, которые перед ними лежат в тарелочке.
Воспитатель: Как вы думаете, во всех ли продуктах содержится крахмал? (Ответы детей)
Давайте исследуем эти продукты на содержание в них крахмала, накапайте на каждый продукт используя йодовый раствор.
Итак, что у вас получилось, какой делаем вывод?
(Ответы детей – йодовый раствор посинел на банане, пшеничной крупе, макаронах, рисе. Что это значит? Это значит, что в этих продуктах есть крахмал. А на яблоке, моркови и огурце йод цвет не поменял, значит в этих продуктах нет крахмала.)
Воспитатель: как вы думайте, из каких продуктов можно производить крахмал? Теперь предлагаю вам результаты эксперимента зафиксировать в таблице. С левой стороны зарисованы исследуемые продукты, напротив их поставьте плюс, если есть крахмал в этом продукте, а минус если нет. В следующий раз мы познакомимся с другими свойствами крахмала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Организованная образовательная деятельность "Как быть здоровыми" с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей навыки здорового образа жизни....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
Задачи с интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие. Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию на тему: «Снегирь» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование положительной мотивации к образовательной деятельности посредствам аппликации....
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
Конспект организованной образовательной деятельности «Мурманск - спортивный» по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Занятие по познавательному развитию с региональным компонентом....