Познавательно-экологическое занятие в подготовительной группе «ЭКОМОЛОКО»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Человек и природа – эту тему очень важно обсуждать с детьми, начиная с самого раннего возраста. Человек – часть природы. Поэтому нам, людям, очень важно знать окружающую среду и понимать законы природы. Ведь всё, что происходит на Земле, обязательно отражается на людях. Ухудшая условия окружающей среды, человек ухудшает условия своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-экологическое занятие в подготовительной группе | 1023.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад №131 ОАО «РЖД»
Познавательно - экологическое занятие
в подготовительной группе
«ЭКОМОЛОКО»
составила
Скорынина Н. Ю.
г. Екатеринбург
Актуальность.
Человек и природа – эту тему очень важно обсуждать с детьми, начиная с самого раннего возраста. Человек – часть природы. Поэтому нам, людям, очень важно знать окружающую среду и понимать законы природы. Ведь всё, что происходит на Земле, обязательно отражается на людях. Ухудшая условия окружающей среды, человек ухудшает условия своей жизни.
Дети дошкольного возраста не понимают неразрывной связи человека с природой, которая даёт всё необходимое для здорового существования. В связи с этим возникает необходимость формировать основы экологически целесообразного поведения, любовь к природе; учить детей ориентироваться в правилах общения с дарами природы, беречь растения и животных.
Считаю что, цикл подобных занятий имеет достаточный ресурс для познавательной и воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в решении данной проблемы.
Технологическая карта.
Тема: «ЭКОМОЛОКО»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Форма совместной деятельности: коллективная.
Интеграция областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Социальные партнёры:
- Воспитатель
Цель: повысить уровень знаний детей о полезных продуктах и содержащихся в них витаминах, дать детям представления о взаимосвязях, существующих в природе, привлечь внимание к сохранению природного окружения как жизненно необходимое условие для здоровья человека.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить знания детей о молоке, его ценности и полезности для здоровья;
- уточнить представления о сельском хозяйстве и получении молока;
- учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их;
- расширять и обогащать знания о природе, её связях с человеком, животным и растительным миром, их пищевой зависимости друг от друга; правилах поведения в ней.
2. Развивающие:
- активизировать и обогатить словарный запас детей по теме (взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка);
- развивать зрительную память, внимание детей, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь;
- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других;
- способствовать воспитанию интереса к миру природы, любознательности;
- воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру.
4. Оздоровительные:
- продолжать формирование у детей представление о ценности здоровья, желания вести здоровый образ жизни;
- снижать утомление, статистическое напряжение при выполнении заданий.
Планируемый результат:
- у детей повысится уровень знаний о полезных продуктах и их влияние на состояние здоровья человека;
- умение сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира;
- у детей появиться желание общаться с природой с позиции созидателя, а не потребителя;
- будут заложены основы экологического мышления, которые будут проявляться в умении анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы, делать выводы;
- появиться ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью, желание изменять что-либо вокруг себя в лучшую сторону.
Предварительная работа:
Разучивание музыкально - ритмической игры «Бурёнка», просмотр мультфильмов: «Фиксики. О молочных продуктах», «Трое из Простоквашино»; беседа с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций «Полезные продукты»; разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Оборудование:
-фото Аввиценны, Павлова, Гиппократа;
-стаканы с различными напитками и в том числе стакан с молоком;
-карточки - капельки для составления схемы «влияния молока на организм человека»;
-карточка – бутылка с молоком;
-картинки (слайды): корова с человеком, ферма коров, дойка коров, кормление коров, выпас коров на лугу, картинки молока в бидонах;
-почтовая коробка с бутылочкой молочного напитка и письмом от фермера (вариант – видеописьмо);
-фото коров на красивом лугу и фото коров на лугу без цветов в мусоре (или видеоролик «Весёлая корова» и фрагмент мультфильма «Экологическая корова»);
-карточки для составления пищевых цепочек (чистые луга и реки – коровы - полезное молоко – здоровый человек; грязные луга и реки – худые коровы - мало молока, без витамин – человек не здоров);
-аудиозапись звуков природы и гуляющих коров;
-средства ИКТ.
Ход занятия:
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Цель: Вызвать у детей интерес к предстоящему действию | В: Здравствуйте ребята! В: А что это значит? Это, значит, будьте здоровы! В: А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? В: Я очень рада, что у вас все отлично! В: В народе говорят: «Здоровому – все здорово». В: А скажите ребята, какого человека считают здоровым? | Воспитатель собирает детей около себя и приветствует их. Задаёт вопросы и комментирует высказывания. Хвалит детей. Задаёт вопрос | Дети отвечают ответным приветствием Ответы детей
Рассуждают. | Готовы к деятельности Оживление детей. Готовность к общению |
2. Содержательный этап НОД Цель: Актуализация опорных знаний | В: Я загадаю вам загадку: От него — здоровье, сила. В: Испокон веков люди высоко ценили молоко. Они называли его “соком жизни”, “эликсиром жизни”. Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, другой врач Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей. В: Почему? В: Действительно, молоко содержит все необходимые для организма питательные вещества: воду, жир, сахар, белок, соль. В: Предлагаю вам собрать капельки молока и рассказать в чём полезность каждой. Ценность капель (уточнение воспитателя):
Коровье молоко содержит более 20 витаминов:
В: Какой можно сделать вывод? В: В молоке есть витамины, Оно полезно и любимо. Настроенье повышает И здоровье укрепляет. В: Академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой. (приложение №1) В: Почему он так говорил? В: Откуда появляется молоко? В: К каким животным относится корова? Почему? В: В народе говорят «Корова во дворе, еда на столе» Почему? В: Одна корова дает молока столько, сколько необходимо одной семье. В: В деревнях и селах создаются большие по размерам фермы, где содержатся большое количество коров. За ними ухаживают. В: Доярки доят коров. Это очень тяжелый труд. Когда коров мало их доят вручную. А когда коров на ферме много, приходится доить коров специальными доильными аппаратами. В: Чтобы у коров молока было много, необходимо их хорошо кормить. Недаром говорится в пословице «Корми корову сытнее – будет молоко жирнее». В: А чем питается корова? В: Правильно, но не только этим, коровам необходима самая разная еда. За питанием коров на ферме следит специальный врач, он составляет меню для буренок. Утром буренок кормят душистым сеном, днём – кукурузным силосом, вечером – солома от зерновых культур. Коровам очень нравится такое меню. Но лучшее время – это лето, когда коровы на воле ходят по лугам, сами выбирают себе лучшую траву: сочную, зеленую, пахучую. В: А потом коровы дают жирное, полезное. | Загадывает загадку. Предлагает найти стакан с молоком среди других. Рассказывает. Показывает фото знаменитых врачей. (приложение № 1) Стимулирует процесс мышления вопросом. Уточняет. Вовлекает в совместную деятельность и обсуждение. Уточняет ответы. Задаёт вопрос. Подводит итог, читая четверостишье. Вводит элемент новизны. Задаёт вопросы. Выслушивает. Пословица. Вопрос. Расуждает с детьми Рассказывает. Показывает слайд - ферма. (приложение №3) Показывает слайд- дойка коров. (№3) Пословица. Задаёт вопрос. Уточняет. Показывает слайд -питание коровы. (приложение№ 4) Показывает слайд – коровы на лугу. (№4) Показывает слайд – молоко. (№4) | Отгадывают. Находят стакан с молоком. Слушают. Рассматривают. Высказывания. Дети берут по карточке-капельке и рассказывают. Выкладывают схему «Полезные капельки». (приложение № 2) Ответы. Слушают. Рассуждения. Высказывают мнение (домашним) (живет с человеком, за ней ухаживают). Ответы. Слушают. Смотрят. Ответы: летом – травой, зимой – сеном Смотрят. | Желание участвовать в деятельности. Схема полезности молока. Удовлетворены работой. Проявление эмоций. |
3. Физминутка: «Бурёнка» Цель: Активизировать двигательную деятельность
| В: Бурёнка ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. А внизу созрела кашка. Справа спелая трава, Слева сочная ботва… Выбрать так и не смогла- И без сил в траву легла! | Воспитатель проводит разминку под музыку | Выполняют движения. Дети ложатся, садятся на ковёр. | Расслабление |
4. Проблемный этап НОД Цель: формирование новых знаний | В: Я решила сделать для вас сюрприз и заказала знакомому фермеру Фёдору Ивановичу молочную вкуснятину. В: Ой, ребята, почему - то прислали так мало. Как же быть? Всем не хватит! В: В коробке есть письмо от Федора Ивановича. Давайте прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Хочу вам рассказать свою грустную историю. Живу я далеко и у меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу около деревни. Коровы мои питались клевером, жевали сочную зелёную траву, пили чистую воду из речки и давали много молока. Вот мои коровки. Луг был красивый и туда приезжали отдыхать люди. Дети играли, взрослые разводили костры и готовили еду, все купались в реке. И вдруг через некоторое время я заметил, что коровы стали худеть, давать очень мало молока, и оно было горькое, а внуки, почему то стали часто болеть. А вот мои коровки сейчас. Я не понимаю, почему так произошло? Помогите мне!» В: Теперь понятно, почему посылка была такая маленькая. Ребята, это огромная проблема для Федора Ивановича. Давайте попробуем разобраться, почему так получилось. В: Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока? В: А почему внуки стали болеть? В: Ребята подумайте, как растения, животные и люди связаны между собой? В: У нас получилась цепочка. В: Что такое цепочка? Из чего она состоит? В: Если одно звено цепи испортится, что случится с цепочкой? В: Правильно. Вот что получится если одно звено в нашей цепочке будет нарушено.
В: Оказывается в природе все взаимосвязано: и растения, и животные и люди. Они друг без друга обходиться не могут. В: Что нужно сделать, чтобы коровы снова стали давать много молока? В: Как нужно вести себя на природе? В: Почему необходимо убирать мусор? -Мусор-это ядовитый след на планете. -Через мусор не может пробиться ни одна травинка. -Бумага не сгнивает 2 года. -Целлофан не сгнивает 200 лет. -Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет. В: Природе нужно платить добром – беречь наши луга леса, животных, тогда и она нас будет баловать своими богатствами. | Стимулирует интерес. Вносит сюрприз. (приложение № 5) Предлагает найти решение. Вовлекает в слушание (либо просмотр видеописьма с видеороликами: приложение №8,9). Показ фото здоровых коров на красивом лугу (приложение № 6) Показ фото коров на грязном лугу.(№6) Вводит проблему. Проявляет своё отношение к факту. Просит помочь. Инициирует общее обсуждение. Наводящий вопрос. Вовлекает в обсуждение. Констатирует факт. Вопросы. Обращение внимания на результат Вывод Наводящий вопрос. Вопросы. Предоставляет возможность обсудить. Вопросы. Информирует. Проявляет своё отношение к факту. | Проявляют интерес. Подходят. Поиск решения. Слушают. Рассматривают первое и второе фото. Отклик на просьбу. Рассуждения. Мало травы – вытоптали, сожгли, нет цветов - сорвали, оставлено много мусора. Коровы питались плохой пищей. Пили молоко без витамин. Выкладывают цепочки взаимосвязи. Ответы. Из звеньев. Цепочка начнёт разрушаться. Анализируют. Делают выводы, высказывают свои предположения
Восстановить нарушенное звено в цепочке. Выкладывают цепочку: чистые луга– коровы - полезное молоко с витаминами – здоровый человек.) Рассуждения детей. Ответы Слушают. | Эмоции. Цепочки взаимосвязи. (приложение №7) Довольны работой. Удивление. |
5. Рефлексия Цель: анализ личных достижений (подведение итогов) | В: Что важного вы узнали на занятии? В: Что вас удивило? В: Пейте на здоровье молоко, данное нам самой природой! Но при этом не забывайте, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек лишь часть природы, а на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды. Будьте здоровы! | Активизирует обсуждение. Подводит итог. Хвалит. Пожелание. | Высказывания Слушают и соглашаются | Получили новые знания. Довольны. Угощения. |
Список литературы:
Интернет ресурсы в подборе музыкального сопровождения занятия и картинок.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Мультфильм «Экологическая корова»
Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока и молочных продуктов.- М.: Колос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Познавательно - экологический проект для детей старшей группы "Тётушка Тыква"
В проекте описывается создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы....
Познавательно-экологическое интегрированное занятие \'\'Самое синее в мире Чёрное море моё\'\'
Познавательно-экологическое интегрированное занятие ''Самое синее в мире Чёрное море моё''...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Познавательно-экологический проект для детей подготовительной группы «Наши пушистые питомцы!»
воспитание гуманного и бережного отношения к животным...
Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»
Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»Цель:Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной п...
НОД познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»
Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»Цель:Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной п...