"Лед- вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лафа Елена Викторовна

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия «превращения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyod_-_voda.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по познавательно-исследовательской деятельности

На тему: «Лёд — вода»

Старшая группа

 

Воспитатель:

Лафа Елена Викторовна

 

2022г

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Лёд — вода» (старшая группа)

Программное содержание:

Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия «превращения».

Задачи:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

2. Учить высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

3. Создать эмоциональный настрой на совместную деятельность детей всей группы;

4. На основе полученных знаний сформулировать правила поведения со льдом.

Материал: кубики льда (на каждого ребёнка, салфетки, фломастер, две картинки с изображением двух времён года зима, лето. Вода холодная, веревка соль.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: ребята со мной вчера произошла интересная история.  Мне нужна была холодная вода, я поставила ее в морозилку и забыла о ней. А сегодня, когда я вспомнила про нее, она уже не была жидкой. Как вы думаете, почему? Что произошло с ней ?

ДетиВода замерзла, стала твердой!

Дети, как вы думаете, твёрдое может во что-нибудь превратиться? Давайте сейчас посмотрим!

Воспитатель раздаёт детям кусочки льда и говорит:

Воспитатель: Дети, ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте!

Дети: Это лёд!

Воспитатель: Молодцы! А какой лёд на ощупь?

Дети: Твёрдый, холодный!

Воспитатель: Молодцы! Лёд холодный, а ладошки у вас какие?

Дети: Тёплые!

Воспитатель: Правильно! Лёд холодный, а ладошки тёплые! Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в тёплых ладошках? Будем греть лёд!

Дети: Давайте!

Дети греют лёд в ладонях, появляется вода!

Воспитатель: Откуда взялась вода?

Дети: Из льда получилась вода!

Воспитатель: А лёд остался таким же, как был?

Дети: Кусочки стали маленькие!

Воспитатель: Дети, а во что превратился лёд?

Дети: Лёд превратился в воду!

Воспитатель: Молодцы! Дети, мы играли со льдом, ручки наши замёрзли, давайте их согреем!

Дети: Давайте!

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем)

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок!

Потрём-ка мы свои ладошки!

Согреем пальчики немножко!

Ладошки мы свои погрели!

Воспитатель: Дети, давайте нарисуем превращение льда в воду!

Дети: Давайте!

Воспитатель рисует сначала кусок льда, а потом лужицу и спрашивает:

Воспитатель: Дети, как узнать, что лёд превратился в воду?

Дети: Нужно нарисовать стрелку!

Воспитатель: Молодцы! (ребёнок по желанию выходит и рисует стрелку). Молодец! Мы нарисовали стрелку, где картина показывает, что лёд превратился в воду!

Воспитатель: А когда лёд тает?

Дети: Когда тепло!

Воспитатель: Правильно! А когда можно увидеть лёд?

Дети: Зимой!

Воспитатель: Молодцы! А что зимой бывает?

Дети: Снег, холод, лёд!

Воспитатель: Верно! А когда не бывает снега и льда?

Дети: Летом!

Воспитатель: Правильно! Летом у нас тепло, а зимой….

Дети: Холодно!

Воспитатель: Молодцы! Лёд превращается в воду, когда тепло, а когда холодно вода превращается в лёд!

(Демонстрация картинок с изображением пейзажа зимы и лета. Спрашивает детей, что нарисовано на первой картинке (зима, а что на второй? (лето)

Воспитатель: Молодцы! Дети, а как вы думаете, что будет, если вы побежите по ледяной дорожке?

Дети: Можно упасть!

Воспитатель: Правильно! Почему?

Дети: Лёд скользкий!

Воспитатель: Молодцы! Да, лёд у нас скользкий, а это значит, что зимой нужно быть осторожными, чтобы не упасть! А еще мы с вами знаем, что лёд холодный! Скажите, пожалуйста, можно ли его облизывать, как мороженое?

Дети: Нет!

Воспитатель: ребята, а сейчас я хочу показать два волшебства!

Опыт 1: Нам понадобится: Кубики льда, ёмкость с холодной водой‌, ворсистая нить (у нас шпагат), соль.
Глубокий‌ поднос от набора «Маленький‌ химик» незаменим при играх с водой.‌  
Опыт: Достаём из морозилки лёд и БЫСТРО бросаем его  в ёмкость с водой‌, кладём сверху веревку и посыпаем солью. Ждём пару минут аккуратно поднимаем нить вверх.
Что происходит:
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок, растворяясь в воде на его поверхности. Это происходит потому, что соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода. Но образовавшийся солевой раствор постепенно стекает с льдинки в воду, температура замерзания менее соленой воды снова приближается к 0°C, и нитка вмерзает в лед.
       Опыт 2: Построить башню. Надо только прижать их к друг другу на полминуты - и они примерзнут друг к другу. Постройте пирамиду из кубиков льда. Посыпьте солью на кубик льда. Кусочек льда, посыпанные‌ солью, начнет таять гораздо раньше, чем простои‌ лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.
Воспитатель:  Ну как, ребята понравился опыт?

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Мы с вами сегодня узнали, что лёд — это замёрзшая вода, его нельзя брать в рот и облизывать, так как можно заболеть, еще нельзя бегать во время гололёда, так как лёд скользкий и самое главное, нельзя им бросаться, так как он твёрдый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...