Конспект НОД в старшей группе «Тайны и загадки простого песка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД в старшей группе по экспериментированию
Тема: «Тайны и загадки простого песка».
Основная образовательная область: познание.
Образовательные:
- знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- уточнить знания о том, что песок не живая природа;
- показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к песку;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД в старшей группе Тема: «Тайны и загадки простого песка». | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №9 «Незабудка»
г. Дубны Московской области
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Тайны и загадки простого песка».
Иванашкина Наталья Анатольевна, воспитатель
первой квалификационной категории
Дубна, 2022 год
НОД в старшей группе
Тема: «Тайны и загадки простого песка».
Основная образовательная область: познание.
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- уточнить знания о том, что песок не живая природа;
- показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к песку;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Интеграция областей.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Игровая деятельность.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения и игры на прогулках.
Оборудование: песок, вода, тарелочки, прозрачные стаканчики, лупы, коктейльные трубочки, формочки, листы бумаги, карандаши, мелкие игрушки (дикие и домашние животные), картинки –лес, деревня.
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.
Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.
Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный,
белый или светло-серый.
То морской он, то-речной
Отгадайте, кто такой!
(песок)
Повторение правил безопасного поведения при работе с песком.
Воспитатель читает текст стихотворения Т.М. Гработенко( повторение правил безопасного поведения при работе с песком)
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке
Здесь нельзя кусаться драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить
Чтоб запомнить и дружить?
Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)
- Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа? (неживая)
-Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)
-Ребята, как узнать из чего состоит песок?
Дети: Нужно рассмотреть песок через лупу.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Опыт 1. Из чего состоит песок. Предлагается рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы. Вопросы: Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются песчинки? Подводим детей к выводу, что песок состоит из песчинок. Вопрос: «Как вы думаете, как появились эти песчинки? »
Рассказ воспитателя о происхождении песка.
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек.
Опыт 2. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Вывод: Сухой песок сыпучий.
Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока. Что происходит? Почему трубочка не падает? Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть. Она, погружаясь в песок, выталкивает воздух, который находится между песчинками.
Вывод: между песчинками сухого песка находится воздух.
Опыт 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить башенку. Получилась ли башенка? Почему?
Вывод: Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить башенку. Что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?
Опыт 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить башенку. Получилась ли постройка? Почему? Предлагается сделать вывод.
Вывод: Песок пропускает воду.С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки. Он несыпучий. Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в дневнике наблюдений на альбомном листе.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка, дети делают обобщающие выводы о свойствах песка на основании зарисованных ими наблюдений:
Воспитатель: Что мы узнали о песке?
Он состоит из песчинок, которые не прилипают к друг другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек. Когда песок сухой- сыпучий; когда влажный,- то из него можно строить.
Вывод. Сухой песок сыпучий и рыхлый. Из сухого песка нельзя построить башенку. Между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко;
Мокрый песок – несыпучий, хорошо пропускает воду; С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.
Часть III. Физкультминутка
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покружили головой,
И усталость вся долой!
1-2-3-4-5,
Шею надо разминать.
Встали ровно, наклонились.
Раз – вперед, два – назад.
А теперь мы приседаем,
Это важно, сами знаем!
Часть IV. Игра «Кто где живет?»
Материалы:
Мелкие игрушки (дикие и домашние животные)
Картинки – лес, деревня.
Ход игры:
Взрослый предварительно прячет в песке игрушки.
Предлагает детям найти животных и разместить их по местам.
В ходе игры педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей.
Часть V. Итог.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Сейчас я предлагаю вам закончить предложения:
Я сегодня узнал…..
Мне было интересно, потому что…
Дети продолжают предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Тайна осеннего леса"
Нетрадиционная техника рисования, граттаж....
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Тайна осеннего леса"
Нетрадиционная техника рисования, граттаж....
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
конспект НОД для детей старшей группы " Тайны леса"
Развивать у детей познавательный интерес к миру природы. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к лесу.Формировать представления о лесе. Развивать речь детей....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...
Конспект занятия в старшей группе «Тайны птичьего мира»
Занятие расширяет кругозор детей, дает представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые летают в воздухе и имеют типичное строение....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...