Экологическое воспитание детей средствами музыки
консультация по окружающему миру

Мысова Ирина Александровна

Если мы любим наших детей,мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всем её многообразии и красоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_posredstvom_muzyki.docx20.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей

средствами музыки»

Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всём её многообразии и красоте, чтобы тёплым весенним днём десять тысяч лет спустя они смогли ощутить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни как таковой.   (Хью. Х. Илтис.)     
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. С каждым годом лес все больше нуждается в защите! Люди должны знать, как себя вести в лесу: зверей и птиц не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. Редких представителей природы заносят в Красную книгу, их нужно охранять особенно бережно. Умение любить и беречь природу достигается лишь при постоянном общении с природой. Созерцание красоты природы дает душевную опору, будит в душе людей самые высокие стремления. 
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему  миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Экология как наука появилась ещё  в конце 19 века. С середины 20-го столетия  экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. 
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. 
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. 
В этот период закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. 
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. 
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. 
Дошкольный период является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

  •     Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  •     Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  •     Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
  •     Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
  •     Развитие отношения к природе  как нашему общему дому, переживание себя  как части  природы;
  •     Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой .

Задача педагогов детского учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. 
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка. 
Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.
Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. 
Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части. 
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание. 

Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.

Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

                                 

Произведения о природе для детей

1. "Весенняя песня" (Ф. Мендельсон)
2. цикл "Времена года" (А. Вивальди)
3 ."Утро" (Э. Григ)
4. "Песня жаворонка" из "Детского альбома" (П. Чайковский)
5. "Жаворонок" (М.Глинка)
6. "Серенада" из "Маленькой ночной музыки" (В.Моцарт)
7. "Подснежник" (апрель) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)
8. "Май, милый май" (Р.Шуман)
9. Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)
10. "Лебедь" (К.Сен-Санс)
11. "Бабочки" (Ф.Куперен)
12. "Кукушка" (Л.Лакен)
13. "Баркарола" (июнь) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)
14. "Летняя ночь в Мадриде" (М.Глинка)
15. Концерт "Осень" ("Сбор Урожая") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)
16. "Осенняя песня" (октябрь) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)
17. "Рондо" из "Маленькой ночной музыки" (В.Моцарт)
18. Концерт "Зима" ("Вьюга", "У камина") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)
19. "Святки" (декабрь) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей средствами музыки. Консультация для родителей.

Цель данной консультации - обратить внимание родителей на роль музыки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ детей средствами музыки

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправлен...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыки».

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 7-го года жизни.Задачи: воспитание любви и уважения к семье, окружающим людям, к родному городу, своей Родине...

Презентция "Экологическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Презентция по результатам работы  по экологии с дошкольниками....

Воспитание экологической культуры детей средствами музыки- консультация для родителей

Воспитание экологической культуры детей средствами музыки- консультация для родителей....

Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей средствами музыки"

Одним из важный в экологическом воспитание детей является музыка.Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка,Консультация поможет родителям приобщить своего ребенка к оружающиму миру....