Конспект открытого занятия в средней группе: «Эксперименты с воздухом»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Олейник Надежда Юрьевна

Конспект открытого занятия в средней группе:

«Эксперименты с воздухом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_sr.gr_._-_eksperimenty.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Д.с.№181 ОАО «РЖД»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе

                       

Воспитатель : Олейник Надежда Юрьевна.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе.

Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования

Программные задачи:

1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.

2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

3. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.

4. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

5. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: экран, слайды,  полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой,  коктейльные  трубочки, салфетки, веера, мольберт, книга, эмблемы, лимон, чеснок.

Ход НОД:

Воспитатель: Давайте пройдем на ковер станем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Доброе утро, ребята!

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведем эксперименты, как настоящие ученые – исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, экспериментов, там они делают разные открытия, а как это помещение называется?

Дети: лаборатория?

Воспитатель: И мы с вами попытаемся тоже сделать открытие, а результат будем записывать в нашу книгу знаний.

- А полетим мы в нашу лабораторию на воздушном шаре.

- Что бы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:

На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар)

Край родной мы пролетаем (руку к голове, смотрим вниз)

Шарик круглый как земля (руки вверх, образуя шар)

Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)

Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели.

- Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. А какое это вещество вы узнаете, отгадав загадку:

Он нам нужен, что б дышать

Что бы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но невидим он для нас.

- Что это?

Дети: это воздух.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.

- А как вы думаете, что такое воздух?

Дети: воздухом мы дышим

Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

- Воспитатель: В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Итак, попрошу вас пройти в первую лабораторию. Мы сегодня говорим о воздухе. Скажите, а мы можем воздух увидеть? Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Мы видим воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: - А можем мы определить какого цвета воздух? Посмотрите вокруг. Какого он цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: У него нет цвета. Он прозрачный, бесцветный.

- Дети, а как вы считаете, воздух имеет какую-нибудь форму.

Ответы детей.

Воспитатель: Воздух не имеет формы.

- А попробуйте поймать воздух. Получается? (Нет).

Хотите, я научу вас ловить воздух.

Дети: хотим!

Опыт №1 «Поймать воздух»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Смотрите  какой он тонкий. Его можно сложить. Убедились, ничего нет в пакете? (да)

Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Дети: – пакет стал толстый.

Воспитатель: На что пакет похож?

Дети: Он похож на подушку, на, на…

Воспитатель: Правильно. А вы видите воздух в пакете?

Дети: нет

Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?

Дети: – Да

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: – Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Ответы детей.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

Воспитатель: Молодцы! Какую картинку мы разместим в нашей книге знаний? (дети прикрепляют эмблемы на мольберт)

Отправляемся в следующую лабораторию.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: – Как вы думаете, внутри нас есть воздух? (ответы)

Давайте проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки.

Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте, что происходит?

Дети: Пузырьки

Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это пузырьки воздуха. Попробуйте ещё раз.

Откуда они берутся?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.

Воспитатель: Почему пузыри поднимаются вверх, а не падают на дно?

Дети: Воздух лёгкий.

Воспитатель: Правильно. Значит, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: внутри нас есть воздух и воздух легче воды. (дети прикрепляют эмблему)

Воспитатель: Давайте пройдём в следующую лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам во внутрь?

Дети: через нос

Воспитатель: Конечно. Все люди обычно дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнули - выдохнули. И ещё раз! Вдох-выдох!

- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Дети: Нет

Опыт 3 (С бумажной салфеткой)

Воспитатель: Возьмите салфетки за уголок, поднимите перед собой и подышите, вдох и выдох.

Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?

Дети: Салфетка шевелится.

Воспитатель: – Правильно, при выдохе образуется ветерок и салфетка приходит в движение. Попробуйте ещё раз. Подуйте на салфетку.

-Положите салфетку на стол.

Опыт 4 (с веером)

Воспитатель: – Хотите ещё почувствовать ветер.

Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете?

Дети: – Ветерок, воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята. Опустите веер, а сейчас ощущаете ветерок?

- Помашите ещё раз. Чувствуете? (Да)

Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Воздух мы не видим, но ощущаем. Ветер – это движение воздуха. (дети прикрепляют эмблему)

Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)

Воспитатель: Как вы считаете, имеет ли воздух вкус?

Дети – нет

Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус? (нет)

Воспитатель: Верно, воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте.

Дети: Нет. Не пахнет.

Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах еды, духов или лекарств?

-Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим?

- Закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный лимон в контейнере)

Чем пахнет?

Дети:- Лимонами.

Воспитатель: Ещё раз закрывайте глаза. (воспитатель подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере)

Чем пахнет?

Дети: - Чесноком.

Воспитатель: - Так воздух имеет запах или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. (Поместим эмблемы в нашу книгу.)

Воспитатель: Выходите, ребята. Наше путешествие в научную лабораторию подошло к концу. Вам понравилось работать в лаборатории? Что же такое воздух? (это-то чем мы дышим) Кому необходим воздух? (Всем) Можно жить без воздуха? (нет)

С какими свойствами воздуха познакомились? Давайте вспомним.

1. Воздух невидимый.

2. Не имеет цвета.

3. Не имеет форму.

4. Не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.

5. Ветер – это движение воздуха.

6. Воздух – лёгкий.

7. Воздух есть везде, даже внутри человека.

Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на воздушном шаре. Книгу знаний мы забираем с собой, разместим её в нашей лаборатории.

Что бы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:

На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар)

Край родной мы пролетаем (руку к голове, смотрим вниз)

Шарик круглый как земля (руки вверх, образуя шар)

Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха»

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...

Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Где спрятался воздух?» с элементами экспериментальной деятельности.

Цель:- расширить представления о свойствах и качествах воздуха;- подвести к пониманию значения воздуха для жизни человека, животных и растений;- развивать познавательную активность детей  в проце...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему "Воздух-невидимка"

Данное занятие учит детей упражнять в наблюдательности за окружающей средой, закрепить представление детей о воздухе, его свойствах, продолжать закреплять навыки проведения опытов....