Картотека игр по экологии
материал по окружающему миру
Дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu_v_sredney_gruppe.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы»
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом …, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
А) Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Б) Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- бизон, сарай, овца.
- синица, гусь, кролик;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- петух, индюк, куропатка;
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
В) Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
- дерево, самолет, балкон, телега;
- грузовик, велосипед, скамейки;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- автобус, дорога, море, машина;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- столб, метро, лодка, вертолет.
Г) Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- белка-дупло, человек — …;
- солнце-светло, ночь-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-…;
- птица-гнездо, собака -…;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- куртка-ткань, сапоги-…;
- цветок-стебель, дерево-…;
- окно-подоконник, шкаф — …;
- береза-листья, сосна — …;
- шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
Д) Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
- глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
- лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
- пол, стены, обои, потолок (комната);
- обложка, листы, картинки, буквы (книга);
- подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
Е) Назови одним словом:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- тюльпан, роза (цветы);
- шкаф, кровать (мебель);
- персик, слива (фрукты);
- платье, юбка (одежда);
- дождь, снег (осадки);
- сапоги, ботинки (обувь);
- коза, свинья (домашние животные);
- тарелка, ложка (посуда);
- сорока, воробей (птицы);
- Москва, …(название родного города) (города);
- Волга, Дон (реки);
- квас, фанта (напитки);
- самолет, вертолет (воздушный транспорт);
- автобус, троллейбус (наземный транспорт);
- кошка, коза (домашние животные).
- катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- тарелка, сковорода, чашка (посуда);
- лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
- мяч, солнце, шарик (круглые);
Ж) Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезный человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
З) Отгадай предмет по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов по экологии
Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух. Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...
Картотека опытов по экологии
Картотека опытов по экологии...
Картотека игр по экологии
Картотека...
Картотека игр по экологии
Подборка по темам....
Картотека игр по экологии
Подборка по темам....
картотека игр по экологии
подборка по темам...