Удивительная соль!
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Миняшева Наиля Нязифовна

  Цель: формировать представления детей о соли и её свойствах.

  Задачи:

 1.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.   

  2. Развивать интерес к истории родного края, культуре русского народа, окружающему миру, открывая новое в знакомом.

  3.Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, соблюдать правила техники безопасности , испытывать радость от экспериментирования.                   

 4.  Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; - воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  опытно-экспериментальной деятельности

Программа  «От рождения до школы»

 Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Под редакцией     Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой , Э.М.Дорофеевой М.Мозаика-Синтез 2020г.

Возрастная группа   младшая

Тема: Эта удивительная соль!

  Цель: формировать представления детей о соли и её свойствах.

  Задачи:

 1.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.    

  2. Развивать интерес к истории родного края, культуре русского народа, окружающему миру, открывая новое в знакомом.

  3.Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, соблюдать правила техники безопасности , испытывать радость от экспериментирования.                    

 4.  Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; - воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

 Виды деятельности: игровая ,коммуникативная, познавательная .

Формы организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: опыты ,отгадывание загадки.

Оборудование: рушник, каравай, морская звезда ,посылка, мешочки с солью по количеству детей, пипетки, лупы, соль(мелкая, крупная, морская),  стаканы, одноразовые тарелки, чайные ложки, герб с изображением быка-солевоза, картинки, алгоритм исследования соли. 2 яйца,  звукозапись,лёд.

Предварительная работа: Заучивание приветствия, пословиц о соли. Беседа о соли

         

             Ход  опытно-экспериментальной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

                                                       1  Вводная часть (мотивация)

Дети стоят вокруг воспитателя.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать гостей хлебом- солью.

 

Дети, ой, что утром было!

 Я же вам сказать забыла-

 Только в садик я зашла,

 Ко мне звёздочка пришла

 И посылку принесла.

Я  решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж давайте откроем и узнаем, что же там лежит!

Воспитатель открывает посылку.

 Ребята, здесь мешочки. Возьмите  и пощупайте.

-Как вы думаете, что в них?

Ребята, здесь есть подсказка.

Отгадайте загадку и узнаете ответ:

 

 Без неё, ребята, повар

 Просто как без рук,

 И становится вся пища

 Несъедобной вдруг.

 Если в ранку попадёт-

 Испытаешь боль.

 Вы, конечно, догадались.

 Ну, конечно- это ...
             

          Беседа.

Где вы встречали соль?

Какая бывает соль?

Для чего она нужна?

Откуда берётся соль?

Ребята, много лет тому назад соли добывали мало ,обычно из солевых пещер, озёр и морских вод. Соль возили на спинах быков. А привозили её в город Покровск. Сейчас это Энгельс. Поэтому в Энгельсе и установили скульптуру быку-солевозу (бык с солью на спине). Вы, наверное , видели эту скульптуру.

Какие пословицы о соли вы знаете?    

А сейчас , ребята, закройте, пожалуйста , глаза и произнесите волшебные слова:

 Мы  попали в научную лабораторию. Вы- учёные, а я ваш старший научный сотрудник. Ребята, вы, наверное, догадались ,что эксперименты проводить мы будем с  солью.

Дети хором произносят:

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!"друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Двое детей входят с хлебом-солью. Подходят к гостям со словами: «Хлеб да соль, дорогие  гости».

Подают хлеб. Взрослый отламывает кусочек и макает в соль.

Дети щупают мешочки.

Предположения детей.

соль

Ответы детей (в магазине, дома)

Мелкая, крупная, йодированная, морская.

Для приготовления  пищи. Солью

посыпают ледяные дорожки, Солёной водой  полощут  рот, промывают нос.

Недосол на столе, а пересол  на спине.

Без соли, без хлеба нет обеда.

1,2,3,4,5-  начинаем колдовать:

Крибли, крабли, бум!

Мы немного покружились,

 В лаборатории очутились и в              учёных превратились.  

                                                              Основная часть

Но  прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним правила их проведения При  работе  с солью:

Не трогать руками глаза.

Соблюдать тишину.

Не толкать соседа во время работы.

Выполнил, положи на место.

Ребята, займите, пожалуйста,  свои места  

Звучит детская песня Л.Я.Мороз         «Почему же, почему»

Все расселись по местам?

 Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

«Будет интересно!»

Итак, внимание.

Опыт1

Ребята, аккуратно высыпайте в свои тарелки соль. Есть такая народная примета: рассыпанная соль к ссоре.

Если соль сыплется, то какая она?

Опыт 2

Давайте, ребята, исследуем соль.

  • Какого она цвета?

Давайте рассмотрим через лупу.

  • На что похожи её частички?  
  • Понюхайте. Какой  вывод сделаем ?
  • Теперь ,возьмите ложечку, прижмите ею соль. Что вы слышите? Значит, она какая?

Это ,ребята, кристаллы трутся друг о друга, и издают такой звук.

 Также ,ребята, хрустит снег при ходьбе в морозный день.

А сейчас язычком попробуйте соль. Значит, соль какая?

Итак, какая соль?(обращение к алгоритму исследования соли)

Сыпучая.

 

Ответы детей

На кристаллы, крупинки

Без запаха

Хруст. Хрустящая.

 

Солёная                                                                                                                                                                                                                                                                      

Сыпучая, белого цвета, кристаллическая, без запаха, солёная, хрустящая.

                                                                     Физминутка

Мы работали, устали,

Свойства соли изучали.

А теперь ,ребята, встать ,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело

                                              Практическая деятельность

Опыт 3. Соль впитывает воду.

Ребята, возьмите пипетки и наберите воду. А сейчас необходимо капнуть воду в соль. Что произошло с солью?

Опыт 4

Соль растворяется в воде

А теперь наберите в ложечку соль и сыпьте в стакан воды.

Помешайте. Ой, куда делась соль?

Есть пословица: От воды родится, а воды боится.

Опыт5

Солью посыпаем кусочки льда. Наблюдаем. Слышим треск.

Что произошло?

Ребята, а как вы думаете  солёная вода замерзает?

Опыт 6

«Плавающее яйцо»

 - Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? 

Поможет нам в этом обычное куриное яйцо. Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? 

А теперь возьмём другое яйцо и опустим его в стакан с не солёной водой. Что вы видите?

Мы сделали вывод: (В солёной   воде яйцо не тонет, а в  пресной  воде  тонет. Значит, в солёной  воде легче  плавать).

Соль  впитывает  воду.

Действия детей.

Она растворилась.

Дети слушают треск.

Лёд тает

 Ответы детей.

Ответы детей. (в речке вода пресная)

Да.

Яйцо не тонет.

Яйцо утонуло.

                                        Заключительная часть (рефлексия)

 А сейчас упражнение: «Я начну, а ты продолжи…»

Сегодня на занятии было самое интересное….

Мне особенно понравился…

Сегодня я узнал…     

Ребята, вы хорошо поработали в лаборатории. Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу.

Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите волшебные слова:

1,2,3,4,5-  начинаем колдовать:

Крибли, крабли, бум!

Мы немного покружились,

 В своей группе очутились.  

  Без неё, ребята, повар

  Просто как без рук,

  И становится вся пища

  Несъедобной вдруг.

   Если в ранку попадёт-

   Испытаешь боль.

   Вы, конечно, догадались.

   Ну, конечно- это соль.
             

-

                   

                                                   

                                                                                                                                                                                                                               

                       

 

 

                                                           Физкультминутка



                                                     Практическая деятельность

Ответы детей

                                        Заключительная часть (рефлексия)

 «Я начну, а ты продолжи…»

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Мне еще хотелось бы заняться        Сегодня я узнал…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Это удивительная соль"

Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"

Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....

Эта удивительная соль

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...

«Это удивительная соль»

Иследовательская работа «Это удивительная соль»...