Использование Адвент-календаря в экологическом образовании
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Екатерина Витальевна

Использование Адвент-календаря в экологическом

образовании детей старшего дошкольного возраста

 

Экология - является одной из самых актуальных тем в образовании детей дошкольного возраста. Еще В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. А К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Михаил Пришвин подошел к вопросу экологии более углубленно и патриотически сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Актуальность этой темы заключается в том, что человек и природа неразрывно связаны между собой. На сегодняшний день современное общество сталкивается с такими проблемами как: сложная экологическая обстановка в мире; нехватка жизненно важных ресурсов - таких как вода, полезные ископаемые и плодородные почвы; вырубка лесов и, соответственно, гибель диких животных и т.д. Затрагивая тему экологии, у воспитанников запускается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

Таким образом, экологическое образование для дошкольников включает в себя не только общую познавательно часть, но и дает представление родном крае, ставит перед собой актуальность патриотического воспитания и ответственности перед самим собой, мотивирует на развитие понимания цикличности и взаимосвязи окружающей среды: «Природа-Общество-Человек-Ответственность - Природа». 

Формируя экологическую культуру у детей дошкольного возраста осуществляется интеграция всех образовательных областей, через разнообразные формы работы, способствующие развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.  Экологическое направление в детском саду, позволяет детям  осознать себя как часть природы, сформировать у них не только определенное отношение к ней (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Существует огромное количество разнообразных формах и методов организации детской деятельности, в частности касаемых экологического образования дошкольников. Это и коллекционирование, и обсуждение различных ситуаций, и  занятия познавательного цикла, и различные экскурсии, выставки, наблюдения, экологические тропы и множество других.

Для того, чтобы эффективно интегрировать все эти формы и методы, нами был внедрен для организации деятельности с детьми современный образовательный  подход – использование «Экологического Андвент-календаря».

Впервые Адвент – календарь в нашей практике был использован в преддверии Новогоднего праздника, чуть позже, учитывая заинтересованность детей, повышение их мотивации к определенной деятельности, благодаря    календарю, стали использовать этот подход при подготовке к другим праздникам и событиям в детском саду.

Хотелось бы, конечно, упомянуть пару слов о самом календаре. «Адвент-календарь» - это универсальный инновационный подход к образованию в рамках ДОУ, который включает в себя целый органичный калейдоскоп деятельностей таких как игровая, познавательная, проектная и т.д. Все это идет под общей эгидой – мероприятия, приуроченного к какому-то либо предшествующему событию. Изобретен этот календарь был еще в 1903 году в Германии и носил предпраздничный характер. В современном мире подобный Адвент-календарь вызвал эмоциональный, и позитивны отклик в сфере образования. В педагогической деятельности календарь пользуется большим успехом. 

Адвент-календарь удобен тем, что он достаточно универсальный по использованию и наполнению. Он помогает развивать у дошкольников – визуализировать и озвучивать причинно-следственные между предметами, привлекает детей участию в совместной деятельности, развивает любознательность, формирует понимание планирования действий у дошкольников.  

Так как, Адвент-календарь учить детей планированию и последовательности, одним из важных правил является определённый порядок действий – одно задание в день (возможно состоящее из подзаданий). Таким образом, дошкольники учатся ждать и сосредотачивается на одной поставленной цели.

Адвент-календарь прекрасно сочетается любой тематикой, в частности – тема Экологии.

В нашем детском саду неоднократно, в течении года проводятся экологические праздники, такие как «Синичкин день», «День Байкала», «День Земли», «Международный день Леса». Подготовка к этим праздникам осуществляется примерно за 1-2 недели до даты празднования.

Приведем пример использования Адвент – календаря при подготовке к экологическому празднику «Международный день Леса» с детьми старшего дошкольного возраста.  

Разрабатывая данную экологическую тему, мы придерживались поставленной цели: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками сибирской тайги, в различных видах деятельности, посредством использования Адвенд - календаря

В ходе проведения мероприятий нами решались следующие задачи: поговорить о предстоящем экологическом празднике «Международный день леса»; обсудить разнообразие лесов и их растительности, в частности с деревьями и кустарниками сибирской тайги; обозначить важность сохранения леса; воспитывать бережное отношению к лесу.

 «Международный день леса» отмечается 21 марта. Наш Адвент-календарь стартовал в начале марта.  Мы разработали макет дерева, на котором расположены листики с указанием даты и дня недели на одной стороне, и номером и цветом конверта на другой стороне. Задания в конвертах были помещены в цветные конверты и находились в корзине, поскольку разместить подробно задания на листиках было размещать в данной ситуации было не удобно. А вообще, конечно, можно использовать различные варианты, в зависимости от темы, заданий, условий и т.д. Важное условия, которое необходимо соблюдать при составлении календаря – не перегружать дошкольников информацией. Все мероприятия должны следовать по нарастающей сложности, и в конце иметь некоторую недосказанность, тайну. Таким образом, у детей сформируется мотивация важности сохранения лесов и интерес к самостоятельному изучению темы. Так же, задания были составлены таким образом, чтобы задействовать всех детей и их родителей.

Придерживаясь данной концепции, мы подобрали определённые мероприятия:

 

Дни недели

Задание

Цвет конверта

Работа с родителями

вторник

Значение леса для человека и животных

  • Как вести себя в лесу
  • Отдых (походы, прогулки в лесной зоне)
  • Сбор материала для поделок
  • Питание, дом для животных

желтый

Консультация для родителей «Международный день леса»

 

среда

Береза

  • Лиственное или хвойное
  • Применение
  • Строение
  • П/И « К названному дереву беги»

оранжевый

 

 

Совместно с детьми сделать гербарий

 

Рекомендуем прочитать:

М.Скребцова «Хвойный лес.Солнечное дерево»

М.Скребцова « Лиственное дерево. Внутренняя красота»

Т. Белозеров «Кедр», «Лесная сказка», «Тополек-парашютист»

А. Плещееев «Ель»

К. Ушинский «Спор деревьев»

 

 

 

четверг

Ель сибирская

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Рисование «Еловая ветка»

 

красный

пятница

Сибирская сосна

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Опыт № 1 и 2

 

голубой

понедельник

Черемуха

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Аппликация «Черемуха весной»

розовый

 

 

вторник

Тополь

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Опыт № 3 и 4

серый

среда

Сирень

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Рисование « Сирень»

фиолетовый

четверг

Акция одного дня «Собери макулатуру»

Д/и «Узнай дерево по листу»

Лэпбук «Лес-наше богатство»

зеленый

 

Принести макулатуру

 

пятница

Викторина «Деревья моего края»

  • Загадки
  • Собери пазл
  • Вопрос-ответ
  • Игра «Хорошо или плохо»

коричневый

 

Консультация для родителей « Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»

Некоторые дети дошкольного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь дерево, кустарник – прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, для изучения их лекарственных свойств. На основе изучения данных о деревьях и кустарника мы совместно с детьми создали пооперационные карты, позволяющие в последствии легко воспроизвести в памяти изученную информацию. Также по завершении мероприятий совместно с детьми и родителями была организована выставка творческих работ «Какие разные деревья», собран и оформлен гербарий из растений природной флоры сибирской тайги. Совместно с детьми создан лэпбук « Лес-наше богатство». Ну и итоговым мероприятием стало проведение развлечения с Лесовичком «В гости к Лесовичку».

Эффективность использования Адвент – календаря в организации различных видов детской деятельности отслеживалась в мотивировании детей к предстоящей деятельности, поддержании интереса, детской инициативы и любознательности в рамках изучаемой темы и в следствии чего успешном решении поставленных образовательных задач.

Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Дети с огромным удовольствием ждали и принимались за выполнение заданий.

В своей практике мы используем этот метод недавно, но можем сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. Возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; усовершенствовались коммуникативные и речевые навыки; дети стали легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли; у детей сформировались аналитические предпосылки, они не только стали воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.

 

Литература:

  1. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко  - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
  3.  Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Я. К., Макаренко,Т. А., Магомедова,Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми  на экологической тропе  [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.
  4. Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32

             

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_advent.docx275.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Адвент-календаря в экологическом

образовании детей старшего дошкольного возраста

Экология - является одной из самых актуальных тем в образовании детей дошкольного возраста. Еще В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. А К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Михаил Пришвин подошел к вопросу экологии более углубленно и патриотически сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Актуальность этой темы заключается в том, что человек и природа неразрывно связаны между собой. На сегодняшний день современное общество сталкивается с такими проблемами как: сложная экологическая обстановка в мире; нехватка жизненно важных ресурсов - таких как вода, полезные ископаемые и плодородные почвы; вырубка лесов и, соответственно, гибель диких животных и т.д. Затрагивая тему экологии, у воспитанников запускается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

Таким образом, экологическое образование для дошкольников включает в себя не только общую познавательно часть, но и дает представление родном крае, ставит перед собой актуальность патриотического воспитания и ответственности перед самим собой, мотивирует на развитие понимания цикличности и взаимосвязи окружающей среды: «Природа-Общество-Человек-Ответственность - Природа».  

Формируя экологическую культуру у детей дошкольного возраста осуществляется интеграция всех образовательных областей, через разнообразные формы работы, способствующие развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.  Экологическое направление в детском саду, позволяет детям  осознать себя как часть природы, сформировать у них не только определенное отношение к ней (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Существует огромное количество разнообразных формах и методов организации детской деятельности, в частности касаемых экологического образования дошкольников. Это и коллекционирование, и обсуждение различных ситуаций, и  занятия познавательного цикла, и различные экскурсии, выставки, наблюдения, экологические тропы и множество других.

Для того, чтобы эффективно интегрировать все эти формы и методы, нами был внедрен для организации деятельности с детьми современный образовательный  подход – использование «Экологического Андвент-календаря».

Впервые Адвент – календарь в нашей практике был использован в преддверии Новогоднего праздника, чуть позже, учитывая заинтересованность детей, повышение их мотивации к определенной деятельности, благодаря    календарю, стали использовать этот подход при подготовке к другим праздникам и событиям в детском саду.

Хотелось бы, конечно, упомянуть пару слов о самом календаре. «Адвент-календарь» - это универсальный инновационный подход к образованию в рамках ДОУ, который включает в себя целый органичный калейдоскоп деятельностей таких как игровая, познавательная, проектная и т.д. Все это идет под общей эгидой – мероприятия, приуроченного к какому-то либо предшествующему событию. Изобретен этот календарь был еще в 1903 году в Германии и носил предпраздничный характер. В современном мире подобный Адвент-календарь вызвал эмоциональный, и позитивны отклик в сфере образования. В педагогической деятельности календарь пользуется большим успехом.  

Адвент-календарь удобен тем, что он достаточно универсальный по использованию и наполнению. Он помогает развивать у дошкольников – визуализировать и озвучивать причинно-следственные между предметами, привлекает детей участию в совместной деятельности, развивает любознательность, формирует понимание планирования действий у дошкольников.  

Так как, Адвент-календарь учить детей планированию и последовательности, одним из важных правил является определённый порядок действий – одно задание в день (возможно состоящее из подзаданий). Таким образом, дошкольники учатся ждать и сосредотачивается на одной поставленной цели.

Адвент-календарь прекрасно сочетается любой тематикой, в частности – тема Экологии.

В нашем детском саду неоднократно, в течении года проводятся экологические праздники, такие как «Синичкин день», «День Байкала», «День Земли», «Международный день Леса». Подготовка к этим праздникам осуществляется примерно за 1-2 недели до даты празднования.

Приведем пример использования Адвент – календаря при подготовке к экологическому празднику «Международный день Леса» с детьми старшего дошкольного возраста.  

Разрабатывая данную экологическую тему, мы придерживались поставленной цели: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками сибирской тайги, в различных видах деятельности, посредством использования Адвенд - календаря

В ходе проведения мероприятий нами решались следующие задачи: поговорить о предстоящем экологическом празднике «Международный день леса»; обсудить разнообразие лесов и их растительности, в частности с деревьями и кустарниками сибирской тайги; обозначить важность сохранения леса; воспитывать бережное отношению к лесу.

 «Международный день леса» отмечается 21 марта. Наш Адвент-календарь стартовал в начале марта.  Мы разработали макет дерева, на котором расположены листики с указанием даты и дня недели на одной стороне, и номером и цветом конверта на другой стороне. Задания в конвертах были помещены в цветные конверты и находились в корзине, поскольку разместить подробно задания на листиках было размещать в данной ситуации было не удобно. А вообще, конечно, можно использовать различные варианты, в зависимости от темы, заданий, условий и т.д. Важное условия, которое необходимо соблюдать при составлении календаря – не перегружать дошкольников информацией. Все мероприятия должны следовать по нарастающей сложности, и в конце иметь некоторую недосказанность, тайну. Таким образом, у детей сформируется мотивация важности сохранения лесов и интерес к самостоятельному изучению темы. Так же, задания были составлены таким образом, чтобы задействовать всех детей и их родителей.

Придерживаясь данной концепции, мы подобрали определённые мероприятия:

Дни недели

Задание

Цвет конверта

Работа с родителями

вторник

Значение леса для человека и животных

  • Как вести себя в лесу
  • Отдых (походы, прогулки в лесной зоне)
  • Сбор материала для поделок
  • Питание, дом для животных

желтый

Консультация для родителей «Международный день леса»

среда

Береза

  • Лиственное или хвойное
  • Применение
  • Строение
  • П/И « К названному дереву беги»

оранжевый

Совместно с детьми сделать гербарий

Рекомендуем прочитать:

М.Скребцова «Хвойный лес.Солнечное дерево»

М.Скребцова « Лиственное дерево. Внутренняя красота»

Т. Белозеров «Кедр», «Лесная сказка», «Тополек-парашютист»

А. Плещееев «Ель»

К. Ушинский «Спор деревьев»

четверг

Ель сибирская

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Рисование «Еловая ветка»

красный

пятница

Сибирская сосна

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Опыт № 1 и 2

голубой

понедельник

Черемуха

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Аппликация «Черемуха весной»

розовый

вторник

Тополь

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Опыт № 3 и 4

серый

среда

Сирень

  • Лиственное или хвойное
  •  Применение
  • Строение
  • Рисование « Сирень»

фиолетовый

четверг

Акция одного дня «Собери макулатуру»

Д/и «Узнай дерево по листу»

Лэпбук «Лес-наше богатство»

зеленый

Принести макулатуру

пятница

Викторина «Деревья моего края»

  • Загадки
  • Собери пазл
  • Вопрос-ответ
  • Игра «Хорошо или плохо»

коричневый

Консультация для родителей « Экологические игры с детьми на прогулке в лесу»

Некоторые дети дошкольного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь дерево, кустарник – прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, для изучения их лекарственных свойств. На основе изучения данных о деревьях и кустарника мы совместно с детьми создали пооперационные карты, позволяющие в последствии легко воспроизвести в памяти изученную информацию. Также по завершении мероприятий совместно с детьми и родителями была организована выставка творческих работ «Какие разные деревья», собран и оформлен гербарий из растений природной флоры сибирской тайги. Совместно с детьми создан лэпбук « Лес-наше богатство». Ну и итоговым мероприятием стало проведение развлечения с Лесовичком «В гости к Лесовичку».

Эффективность использования Адвент – календаря в организации различных видов детской деятельности отслеживалась в мотивировании детей к предстоящей деятельности, поддержании интереса, детской инициативы и любознательности в рамках изучаемой темы и в следствии чего успешном решении поставленных образовательных задач.

Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Дети с огромным удовольствием ждали и принимались за выполнение заданий.

В своей практике мы используем этот метод недавно, но можем сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. Возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; усовершенствовались коммуникативные и речевые навыки; дети стали легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли; у детей сформировались аналитические предпосылки, они не только стали воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.

 

Литература:

  1. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко  - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
  3.  Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Я. К., Макаренко,Т. А., Магомедова,Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми  на экологической тропе  [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.
  4. Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование адвент - календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками

Использование адвент - календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками...

Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками.

Наталья Румянцева Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникамиИспользование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса ...

Краткосрочный проект в средней группе № 6 «В ожидании Нового года» с использованием адвент-календаря

Вид проекта: информационно – практический.Актуальность проекта: проект направлен приобщить детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения рус...

Отчёт по использованию Адвент-календаря в старшей группе

При изготовлении Адвент-календаря,  были подготовлены разнообразные творческие задания. Главной задачей было постепенная подготовка ребёнка (и его родителей) к школе. Мы с детьми в гру...

Использование адвент-календаря в познавательном развитии дошкольников.

Адвент - календарь для детей - это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в различной деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка....

Проект «Игрушки» с использованием адвент- календаря

Проект «Игрушки».Автор проекта: воспитатель  Журавлева В.Д.Продолжительность проекта: 2 недели.Тип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта: дети, род...

Презентация "Оранжевая неделя с использованием адвент- календаря"

Адвент- календарь - высокоэффективное средство стимулирования детей к любой деятельности. Использование его в проектной деятельности способствует развитию самостоятельности и повышению самооценки...