Использование Адвент-календаря в экологическом образовании
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Использование Адвент-календаря в экологическом
образовании детей старшего дошкольного возраста
Экология - является одной из самых актуальных тем в образовании детей дошкольного возраста. Еще В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. А К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Михаил Пришвин подошел к вопросу экологии более углубленно и патриотически сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
Актуальность этой темы заключается в том, что человек и природа неразрывно связаны между собой. На сегодняшний день современное общество сталкивается с такими проблемами как: сложная экологическая обстановка в мире; нехватка жизненно важных ресурсов - таких как вода, полезные ископаемые и плодородные почвы; вырубка лесов и, соответственно, гибель диких животных и т.д. Затрагивая тему экологии, у воспитанников запускается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.
Таким образом, экологическое образование для дошкольников включает в себя не только общую познавательно часть, но и дает представление родном крае, ставит перед собой актуальность патриотического воспитания и ответственности перед самим собой, мотивирует на развитие понимания цикличности и взаимосвязи окружающей среды: «Природа-Общество-Человек-Ответственность - Природа».
Формируя экологическую культуру у детей дошкольного возраста осуществляется интеграция всех образовательных областей, через разнообразные формы работы, способствующие развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом. Экологическое направление в детском саду, позволяет детям осознать себя как часть природы, сформировать у них не только определенное отношение к ней (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Существует огромное количество разнообразных формах и методов организации детской деятельности, в частности касаемых экологического образования дошкольников. Это и коллекционирование, и обсуждение различных ситуаций, и занятия познавательного цикла, и различные экскурсии, выставки, наблюдения, экологические тропы и множество других.
Для того, чтобы эффективно интегрировать все эти формы и методы, нами был внедрен для организации деятельности с детьми современный образовательный подход – использование «Экологического Андвент-календаря».
Впервые Адвент – календарь в нашей практике был использован в преддверии Новогоднего праздника, чуть позже, учитывая заинтересованность детей, повышение их мотивации к определенной деятельности, благодаря календарю, стали использовать этот подход при подготовке к другим праздникам и событиям в детском саду.
Хотелось бы, конечно, упомянуть пару слов о самом календаре. «Адвент-календарь» - это универсальный инновационный подход к образованию в рамках ДОУ, который включает в себя целый органичный калейдоскоп деятельностей таких как игровая, познавательная, проектная и т.д. Все это идет под общей эгидой – мероприятия, приуроченного к какому-то либо предшествующему событию. Изобретен этот календарь был еще в 1903 году в Германии и носил предпраздничный характер. В современном мире подобный Адвент-календарь вызвал эмоциональный, и позитивны отклик в сфере образования. В педагогической деятельности календарь пользуется большим успехом.
Адвент-календарь удобен тем, что он достаточно универсальный по использованию и наполнению. Он помогает развивать у дошкольников – визуализировать и озвучивать причинно-следственные между предметами, привлекает детей участию в совместной деятельности, развивает любознательность, формирует понимание планирования действий у дошкольников.
Так как, Адвент-календарь учить детей планированию и последовательности, одним из важных правил является определённый порядок действий – одно задание в день (возможно состоящее из подзаданий). Таким образом, дошкольники учатся ждать и сосредотачивается на одной поставленной цели.
Адвент-календарь прекрасно сочетается любой тематикой, в частности – тема Экологии.
В нашем детском саду неоднократно, в течении года проводятся экологические праздники, такие как «Синичкин день», «День Байкала», «День Земли», «Международный день Леса». Подготовка к этим праздникам осуществляется примерно за 1-2 недели до даты празднования.
Приведем пример использования Адвент – календаря при подготовке к экологическому празднику «Международный день Леса» с детьми старшего дошкольного возраста.
Разрабатывая данную экологическую тему, мы придерживались поставленной цели: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками сибирской тайги, в различных видах деятельности, посредством использования Адвенд - календаря
В ходе проведения мероприятий нами решались следующие задачи: поговорить о предстоящем экологическом празднике «Международный день леса»; обсудить разнообразие лесов и их растительности, в частности с деревьями и кустарниками сибирской тайги; обозначить важность сохранения леса; воспитывать бережное отношению к лесу.
«Международный день леса» отмечается 21 марта. Наш Адвент-календарь стартовал в начале марта. Мы разработали макет дерева, на котором расположены листики с указанием даты и дня недели на одной стороне, и номером и цветом конверта на другой стороне. Задания в конвертах были помещены в цветные конверты и находились в корзине, поскольку разместить подробно задания на листиках было размещать в данной ситуации было не удобно. А вообще, конечно, можно использовать различные варианты, в зависимости от темы, заданий, условий и т.д. Важное условия, которое необходимо соблюдать при составлении календаря – не перегружать дошкольников информацией. Все мероприятия должны следовать по нарастающей сложности, и в конце иметь некоторую недосказанность, тайну. Таким образом, у детей сформируется мотивация важности сохранения лесов и интерес к самостоятельному изучению темы. Так же, задания были составлены таким образом, чтобы задействовать всех детей и их родителей.
Придерживаясь данной концепции, мы подобрали определённые мероприятия:
Дни недели | Задание | Цвет конверта | Работа с родителями |
вторник | Значение леса для человека и животных
| желтый | Консультация для родителей «Международный день леса»
|
среда | Береза
| оранжевый
|
Совместно с детьми сделать гербарий
Рекомендуем прочитать: М.Скребцова «Хвойный лес.Солнечное дерево» М.Скребцова « Лиственное дерево. Внутренняя красота» Т. Белозеров «Кедр», «Лесная сказка», «Тополек-парашютист» А. Плещееев «Ель» К. Ушинский «Спор деревьев»
|
четверг | Ель сибирская
|
красный | |
пятница | Сибирская сосна
|
голубой | |
понедельник | Черемуха
| розовый
| |
вторник | Тополь
| серый | |
среда | Сирень
| фиолетовый | |
четверг | Акция одного дня «Собери макулатуру» Д/и «Узнай дерево по листу» Лэпбук «Лес-наше богатство» | зеленый
| Принести макулатуру
|
пятница | Викторина «Деревья моего края»
| коричневый
| Консультация для родителей « Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» |
Некоторые дети дошкольного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь дерево, кустарник – прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, для изучения их лекарственных свойств. На основе изучения данных о деревьях и кустарника мы совместно с детьми создали пооперационные карты, позволяющие в последствии легко воспроизвести в памяти изученную информацию. Также по завершении мероприятий совместно с детьми и родителями была организована выставка творческих работ «Какие разные деревья», собран и оформлен гербарий из растений природной флоры сибирской тайги. Совместно с детьми создан лэпбук « Лес-наше богатство». Ну и итоговым мероприятием стало проведение развлечения с Лесовичком «В гости к Лесовичку».
Эффективность использования Адвент – календаря в организации различных видов детской деятельности отслеживалась в мотивировании детей к предстоящей деятельности, поддержании интереса, детской инициативы и любознательности в рамках изучаемой темы и в следствии чего успешном решении поставленных образовательных задач.
Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Дети с огромным удовольствием ждали и принимались за выполнение заданий.
В своей практике мы используем этот метод недавно, но можем сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. Возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; усовершенствовались коммуникативные и речевые навыки; дети стали легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли; у детей сформировались аналитические предпосылки, они не только стали воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Литература:
- Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
- Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Я. К., Макаренко,Т. А., Магомедова,Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.
- Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_advent.docx | 275.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Адвент-календаря в экологическом
образовании детей старшего дошкольного возраста
Экология - является одной из самых актуальных тем в образовании детей дошкольного возраста. Еще В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. А К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Михаил Пришвин подошел к вопросу экологии более углубленно и патриотически сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
Актуальность этой темы заключается в том, что человек и природа неразрывно связаны между собой. На сегодняшний день современное общество сталкивается с такими проблемами как: сложная экологическая обстановка в мире; нехватка жизненно важных ресурсов - таких как вода, полезные ископаемые и плодородные почвы; вырубка лесов и, соответственно, гибель диких животных и т.д. Затрагивая тему экологии, у воспитанников запускается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.
Таким образом, экологическое образование для дошкольников включает в себя не только общую познавательно часть, но и дает представление родном крае, ставит перед собой актуальность патриотического воспитания и ответственности перед самим собой, мотивирует на развитие понимания цикличности и взаимосвязи окружающей среды: «Природа-Общество-Человек-Ответственность - Природа».
Формируя экологическую культуру у детей дошкольного возраста осуществляется интеграция всех образовательных областей, через разнообразные формы работы, способствующие развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом. Экологическое направление в детском саду, позволяет детям осознать себя как часть природы, сформировать у них не только определенное отношение к ней (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Существует огромное количество разнообразных формах и методов организации детской деятельности, в частности касаемых экологического образования дошкольников. Это и коллекционирование, и обсуждение различных ситуаций, и занятия познавательного цикла, и различные экскурсии, выставки, наблюдения, экологические тропы и множество других.
Для того, чтобы эффективно интегрировать все эти формы и методы, нами был внедрен для организации деятельности с детьми современный образовательный подход – использование «Экологического Андвент-календаря».
Впервые Адвент – календарь в нашей практике был использован в преддверии Новогоднего праздника, чуть позже, учитывая заинтересованность детей, повышение их мотивации к определенной деятельности, благодаря календарю, стали использовать этот подход при подготовке к другим праздникам и событиям в детском саду.
Хотелось бы, конечно, упомянуть пару слов о самом календаре. «Адвент-календарь» - это универсальный инновационный подход к образованию в рамках ДОУ, который включает в себя целый органичный калейдоскоп деятельностей таких как игровая, познавательная, проектная и т.д. Все это идет под общей эгидой – мероприятия, приуроченного к какому-то либо предшествующему событию. Изобретен этот календарь был еще в 1903 году в Германии и носил предпраздничный характер. В современном мире подобный Адвент-календарь вызвал эмоциональный, и позитивны отклик в сфере образования. В педагогической деятельности календарь пользуется большим успехом.
Адвент-календарь удобен тем, что он достаточно универсальный по использованию и наполнению. Он помогает развивать у дошкольников – визуализировать и озвучивать причинно-следственные между предметами, привлекает детей участию в совместной деятельности, развивает любознательность, формирует понимание планирования действий у дошкольников.
Так как, Адвент-календарь учить детей планированию и последовательности, одним из важных правил является определённый порядок действий – одно задание в день (возможно состоящее из подзаданий). Таким образом, дошкольники учатся ждать и сосредотачивается на одной поставленной цели.
Адвент-календарь прекрасно сочетается любой тематикой, в частности – тема Экологии.
В нашем детском саду неоднократно, в течении года проводятся экологические праздники, такие как «Синичкин день», «День Байкала», «День Земли», «Международный день Леса». Подготовка к этим праздникам осуществляется примерно за 1-2 недели до даты празднования.
Приведем пример использования Адвент – календаря при подготовке к экологическому празднику «Международный день Леса» с детьми старшего дошкольного возраста.
Разрабатывая данную экологическую тему, мы придерживались поставленной цели: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками сибирской тайги, в различных видах деятельности, посредством использования Адвенд - календаря
В ходе проведения мероприятий нами решались следующие задачи: поговорить о предстоящем экологическом празднике «Международный день леса»; обсудить разнообразие лесов и их растительности, в частности с деревьями и кустарниками сибирской тайги; обозначить важность сохранения леса; воспитывать бережное отношению к лесу.
«Международный день леса» отмечается 21 марта. Наш Адвент-календарь стартовал в начале марта. Мы разработали макет дерева, на котором расположены листики с указанием даты и дня недели на одной стороне, и номером и цветом конверта на другой стороне. Задания в конвертах были помещены в цветные конверты и находились в корзине, поскольку разместить подробно задания на листиках было размещать в данной ситуации было не удобно. А вообще, конечно, можно использовать различные варианты, в зависимости от темы, заданий, условий и т.д. Важное условия, которое необходимо соблюдать при составлении календаря – не перегружать дошкольников информацией. Все мероприятия должны следовать по нарастающей сложности, и в конце иметь некоторую недосказанность, тайну. Таким образом, у детей сформируется мотивация важности сохранения лесов и интерес к самостоятельному изучению темы. Так же, задания были составлены таким образом, чтобы задействовать всех детей и их родителей.
Придерживаясь данной концепции, мы подобрали определённые мероприятия:
Дни недели | Задание | Цвет конверта | Работа с родителями |
вторник | Значение леса для человека и животных
| желтый | Консультация для родителей «Международный день леса» |
среда | Береза
| оранжевый | Совместно с детьми сделать гербарий Рекомендуем прочитать: М.Скребцова «Хвойный лес.Солнечное дерево» М.Скребцова « Лиственное дерево. Внутренняя красота» Т. Белозеров «Кедр», «Лесная сказка», «Тополек-парашютист» А. Плещееев «Ель» К. Ушинский «Спор деревьев» |
четверг | Ель сибирская
| красный | |
пятница | Сибирская сосна
| голубой | |
понедельник | Черемуха
| розовый | |
вторник | Тополь
| серый | |
среда | Сирень
| фиолетовый | |
четверг | Акция одного дня «Собери макулатуру» Д/и «Узнай дерево по листу» Лэпбук «Лес-наше богатство» | зеленый | Принести макулатуру |
пятница | Викторина «Деревья моего края»
| коричневый | Консультация для родителей « Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» |
Некоторые дети дошкольного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. А ведь дерево, кустарник – прекрасный объект для наблюдений, на примере которого могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой, для изучения их лекарственных свойств. На основе изучения данных о деревьях и кустарника мы совместно с детьми создали пооперационные карты, позволяющие в последствии легко воспроизвести в памяти изученную информацию. Также по завершении мероприятий совместно с детьми и родителями была организована выставка творческих работ «Какие разные деревья», собран и оформлен гербарий из растений природной флоры сибирской тайги. Совместно с детьми создан лэпбук « Лес-наше богатство». Ну и итоговым мероприятием стало проведение развлечения с Лесовичком «В гости к Лесовичку».
Эффективность использования Адвент – календаря в организации различных видов детской деятельности отслеживалась в мотивировании детей к предстоящей деятельности, поддержании интереса, детской инициативы и любознательности в рамках изучаемой темы и в следствии чего успешном решении поставленных образовательных задач.
Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Дети с огромным удовольствием ждали и принимались за выполнение заданий.
В своей практике мы используем этот метод недавно, но можем сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. Возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; усовершенствовались коммуникативные и речевые навыки; дети стали легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли; у детей сформировались аналитические предпосылки, они не только стали воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Литература:
- Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. - [Текст]/ Т. М. Бондаренко - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
- Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Я. К., Макаренко,Т. А., Магомедова,Л. П. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе [Текст]/ С. В. Машкова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. – 185 с.
- Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование адвент - календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками
Использование адвент - календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками...
Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками.
Наталья Румянцева Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникамиИспользование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса ...
Краткосрочный проект в средней группе № 6 «В ожидании Нового года» с использованием адвент-календаря
Вид проекта: информационно – практический.Актуальность проекта: проект направлен приобщить детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения рус...
Отчёт по использованию Адвент-календаря в старшей группе
При изготовлении Адвент-календаря, были подготовлены разнообразные творческие задания. Главной задачей было постепенная подготовка ребёнка (и его родителей) к школе. Мы с детьми в гру...
Использование адвент-календаря в познавательном развитии дошкольников.
Адвент - календарь для детей - это игра, которая направлена на развитие познавательной активности в различной деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка....
Проект «Игрушки» с использованием адвент- календаря
Проект «Игрушки».Автор проекта: воспитатель Журавлева В.Д.Продолжительность проекта: 2 недели.Тип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта: дети, род...
Презентация "Оранжевая неделя с использованием адвент- календаря"
Адвент- календарь - высокоэффективное средство стимулирования детей к любой деятельности. Использование его в проектной деятельности способствует развитию самостоятельности и повышению самооценки...