Конспект занятия по окружающему миру "Камни и их свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по окружающему миру познакомит детей 5-6 лет с разнообразным миром камней и их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2022g.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру.
Тема: «Камни и их свойства».
- Задачи:
- Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
- Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
- Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
- Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
- Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников
Материалы ,оборудование: лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карандаш, фольга, соль пищевая и мел, галька, алюминиевая ложка, коллекция камней.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».
Ход занятия.
(воспитатель под платком держит фигуру животного).
-Здравствуйте, дети. К вам пришел гость из сказки. Кто это? Отгадайте по описанию: «травой да листом кормится». «Шерстка летом буренькая, а зимой серенька». У него на правой ноге серебряное копытце. «Раз топнет- один камень, два топнет- два камня».(дети отвечают). Правильно, это козлик Серебряное копытце из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Пришел он к вам,чтобы познакомить с камешками из своей сказки.
Отгадывание загадки:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).
Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.
Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни)
-Молодцы, ребята. Камни в природе - это творение самой природы. Они могут лежать на земле, под землей. Быть красивым и невыразительным, но знайте, что это сотворила природа. Например, камень графит есть внутри каждого карандаша. Он мягкий, ломается, оставляет след на бумаге. (Показ графита).
Опыт. –Давайте проведем опыт с камнями. (Вызывается ребенок). Что произойдет, если камень опустить в воду.(ребенок формулирует предположение). Итак, камень утонул.
Почему? Он тяжелый.
Стихотворение «Галька»
Привели на море Гальку,
«Собирай,- сказали,- гальку!»
Галька гальку набрала-
Встать на ножки не смогла.
-Почему девочка не смогла встать?
Опыт с каменной солью и мелом.
-А вы знаете, что соль-это камень, который добывают в горах, в соляных пещерах. Если ее опустить в воду, то она опустится на дно посуды и растворится.Вода станет соленой. Еще есть известняк или мел, что мы рисуем на асфальте - природный камень. Если опустить в воду, то он опустится. Вода станет белого цвета.
Физминутка.
Капля раз, (прыжок на месте)
Капля два. (прыжок на месте)
Очень медленно сперва. (4 прыжка на месте)
А потом, потом, потом (Быстрое выполнение прыжков 4 раза)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (полукруг над головой).
Рассматривание камня, лежащего на батарее (на солнце).Дети трогают руками.
-Какой он? Он теплый. Потому что камни могут держать тепло. На солнце станет горячим. Используют камень в бане, в печке-каменке. Печь топят дровами, камни нагреваются. В бане тепло. Если полить водой камни, то пойдет пар и станет жарко, что можно париться.
-Галька- гладкий камешек. Это морской камень. У него нет углов. (Можно потрогать, постучать друг о друга). Вода двигает камни, они трутся о песок, острые углы исчезают, камешек становится округлым.
Игры детей
1.Дети по желанию рассматривают камни,трогают руками и говорят какой он? Делают выводы- теплый, холодный.
-Как понимаете смысл поговорки «крепкий, как камень»?
Рассматривание изделий из алюминия (ложки, кастрюля, фольга, украшения)
Воспитатель:
-Алюминий-металл. Его используют при производстве самолетов. А вот почему самолеты делают не из железа, а из алюминия сейчас убедимся при сравнении ложки из алюминия и стали. (Сравнивают и говорят, что ложка из алюминия легче)
-Фольга легкая, тонкая, мнется, складывается, сделана она из алюминия
-Олово- металл, известный нам по сказке Г.Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему расплавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Олово плавится на огне.
Рассматривание камней через лупу.
-Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни)
Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Знакомство с коллекцией камней.
Игры.
-«На что похож этот камень?»
-«Найди самый красивый и невыразительный»
-«Выложи в ряд» (от маленького до самого большого)
-«Камень, ножницы, бумага».
-«В какой руке камень?»
-«Какой камень тебе понравился?»
Появляется козлик Серебряное копытце, благодарит за участие и раздает призы. Надеется, что дети будут бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"
Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Знакомство с бумагой и её свойствами.
Дети на занятии знакомятся с бумагой и её свойствами....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : "Воздух и его свойства". 11.05.2015
Конспект выполнила воспитатель Колчина Н.А. г. Санкт-Петербург ГБДОУ №12....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Воздух и его свойства"
На занятии по окружающему миру "Воздух и его свойства" дети получают новые знания не только с помощью наглядного материала, но и посредством эксперимента....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Воздух и его свойство"
Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....
Конспект занятия по окружающему миру " Вода. Свойство воды"
Выяснить имеет ли вода цвет, запах, вкус....
Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...