Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о Зиме»
картотека по окружающему миру
Картотека бесед
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.kartoteka_besed_s_detmi_pogovorim_o_zime_5-7_let.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка»
Картотека бесед с детьми 5–7 лет
«Поговорим о Зиме»
БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЗИМА»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.
Содержание: Воспитатель читает стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою Все его одело.
Темный лес что шапкой Принакрылся чудной
И заснул под нею Крепко, непробудно…
О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?
Воспитатель обобщает сведения о зиме:
зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.
Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края. По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.
Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах. А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится? Дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.
Давайте с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица).
"Почему к нам приходит зима?"
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Чтение отрывка из стихотворения С. В. Коноваленко «Времена года».
Она пришла такая снежная, Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное, Развесит кружева из инея-
Такая сказочно красивая! - О каком времени года идет речь?
Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Рябинка», детям группы «Ласточка». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!
Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- Почему наступает зима?
- Почему зимой идет снег? (ответы детей)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.
Приметы зимы:
- дни короткие, рано темнеет;
- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;
- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?
А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе найдете пару к выбранной рукавичке.
Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).
Дети делятся на 4 команды.
Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.
1 задание Лесовичка. Отгадайте загадки. Он вошел никто не видел. Он сказал- никто не слышал. Дунул в окна и исчез. А на окнах вырос лес. (Мороз) Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) Белый Тихон с неба спихан, Где пробегает- ковром устилает (Снег) | 2 задание Лесовичка. Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину. Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик. |
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка»
Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениями. Воспитывать любовь к природе.
Материал. Мишка, зайчик (игрушки, зимние картинки.
Ход беседы:
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли зайчик и мишка. Подумайте и скажите: что делает медведь зимой?
Дети. Медведь зимой спит.
Воспитатель. A зайцы спят зимой.
Дети. Нет, зайцы зимой не спят.
Воспитатель. Мишка проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил зайчика рассказать ему об этом. Но зайчик еще не научился хорошо рассказывать, и мишка ничего не понял. Давайте поможем зайчику вспомнить, а мишке узнать, что происходит зимой в природе.
Как сказать про зиму:
Какая она? (Снежная, морозная, холодная.)
Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.)
А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.)
Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.)
Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.)
Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.)
Как выглядят зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.)
Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель.)
Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.)
Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)
Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.
Воспитатель. Посмотрите, какой красивый мешочек держит зайчик. Давайте попросим зайчика показать, что лежит в его мешочке.
Дети обращаются к зайчику с просьбой, воспитатель вынимает из мешочка картинки и раскладывает их перед детьми.
Воспитатель. В мешочке лежат не просто картинки, а отгадки. Сейчас я буду загадывать зимние загадки, а вы будете искать нужные картинки.
Воспитатель загадывает загадки.
Дети отгадывают их и находят соответствующие картинки.
Ответы на загадки можно показать с помощью движений (как вы катаетесь на лыжах, коньках, надеваете шарф, варежки).
Загадки: С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые. снежинки. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег.) | Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед.) |
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней. | |
Чтоб не замерзнуть, пять ребят В печке вязанной сидят. (Варежки) | |
Невидимкой осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, ОH узоры на окне. Это клен, а это ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! (Мороз.) | Я катаюсь на нем До вечерней поры. Но ленивый мой конь Возит только с горы. А на гору всегда Сам пешком я хожу И коня своего За веревку вожу. (Санки) |
Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи) | Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнет перинки - Над миром снежинки. (Зима.) |
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки.) В них упрячешь две ноги - И в мороз гулять беги. (Валенка.) | Свернулся на шее, Пушистый, как кошка. Вот только бывает Колючий Немножко. (Шарф.) |
Воспитатель. Молодцы! Все загадки отгадали! Вы знаете песни о зиме. Спойте свою любимую, пожалуйста, для мишки и зайчика. (Дети исполняют песню.)
Вы сегодня очень помогли зайчику, ведь он так хотел рассказать медвежонку о зиме.
Медвежонок, тебе понравилось? Ты все понял?
(Медвежонок и зайчик благодарят детей.)
Воспитатель читает стихотворение.
Зимний сон медвежонка.
Мимо мишкиной берлоги Говорит зайчонку он:
Шел зайчонок по дороге «Видел я чудесный сон.
И подумал: «Как-нибудь Зиму целую дремал
Надо к мишке заглянуть: И по лесу не гулял.
Я давно его не видел, Спал в берлоге под сосной,
Может, кто его обидел? Все медведи спят зимой.
Может быть, он заболел? А теперь весна пришла
Или было много дел?». И совсем мне не до сна
Зайчик в двери постучал Тороплюсь я поскорей
И тихонечко позвал: Повидать своих друзей».
«Мишка, мишка, что с тобой? Медвежонок и зайчишка
Ты простужен? Ты больной?». Побежали в лес вприпрыжку.
Медвежонок вышел сонный Закричали: «Чудеса!
И немного удивленный. К нам пришла весна- красна!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека "Беседы с детьми по воспитанию нравственности"
картотека бесед по воспитанию нравственности...
Картотека бесед с детьми 5-7 лет "Поговорим о хлебе"
Развитие свободного общения детей друг с другом и со взрослыми на тему "Поговорим о хлебе"...
Картотека бесед с детьми по ЗОЖ с детьми в подготовительной группе
беседы с детьми о здоровом образе жижни...
Картотека бесед с детьми «Поговорим о хлебе»
Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зовётСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе:«Хлеб всему голова!» —В поле, в доме, в державе!...
Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о родной стране»
картотека бесед...
Картотека бесед с детьми " Поговорим о главном"
Картотека бесед с детьми " Поговорим о главном"...
Картотека бесед с детьми 5-7 лет "Поговорим о хлебе"
Картотека бесед познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором....