Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

картотека игр по экологии в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ekologii_v_podgotovit_gr.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с 432 комбинированного вида

Картотека экологических игр

в подготовительной группе

Составили: Козловская Н.С.

Степанова Д.С.

Новосибирск, 2021

№п/п

Название игры

Цель игры

Ход игры

1.

«Где что зреет?»

Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

2.

«Помоги растениям»

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

В начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо. Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий.

3.

«Лесные модницы – грибы»

Научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов.

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

4.

«Хорошо – плохо»

Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Воспитатель предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

5.

«Что было бы, если бы не было леса»

Прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

6.

«Куда пойдём?»

Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Воспитатель выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.

7.

«Где что зреет»

Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды растения с его листьями.

Выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.). Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

8.

«Что сначала, что потом?»

Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

9.

«Времена года»

Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

10.

«Узнай, какой ты зверь?»

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким “зверем” он стал. “Зверь”, задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.

Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.

11.

«Назови меня»

Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

12.

«Пищевые цепочки»

Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар — лягушка — цапля

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

ряска — малёк — хищная рыба

Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

насекомые — ежи

грибы — белки — куницы

лесные злаки — лось — медведь

молодые побеги — лось — медведь

13.

«Что растёт на лугу, в лесу, на клумбе?»

Расширять знания детей о растениях луга, леса, сада и огорода.

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс растений (луга, леса, сада и огорода). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов луговых» перечисляет и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: и так «Я знаю 5 названий цветов лесных» далее.

14.

«Кто где живёт?»

Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

15.

«Времена года»

Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

16.

«Лиса и зайцы»

Развивать координацию и ловкость движений, ловкость, глазомер

Дети образуют круг. Большой мяч (лиса) передается в любом направлении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом детям. Передавать (перебрасывать) мяч через одного или несколько игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) наоборот, может "прыгать" - перебрасываться любому участнику игры. Задача в том, чтобы большой мяч "догнал" маленький, т.е. лиса поймала зайца.

17.

«Найди хозяина»

Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

18.

«Чьи следы?»

Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, о образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Первый вариант: Из «Волшебного мешочка» вытягивают   карточки с изображением следов животных и отвечают, кому они принадлежат.  Они разделены на части. Соберите целое из частей. Второй вариант: Первый ребенок бежит до ориентира, где разложены игрушки лесных животных. Берет любого животного, находит его след, кладет игрушку на след, бежит к команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее разложит игрушки по следам.

Третий вариант: Играющие рассаживаются в круг. Водящий, проходя по кругу, повторяет слова: "Рыба, птица, зверь". Внезапно останавливаясь перед кем-либо, водящий громко произносит одно из этих слов, например, "птица". Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу.

19.

«Путаница»

Формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.

Первый вариант: наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.

Второй вариант: словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.

20.

«Что это такое?»

Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

21.

«Узнай дерево»

Найти предмет по описанию.

Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает воспитатель, чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

22.

«Летает, плавает, бегает»

Изображать способ передвижения объекта.

Воспитатель называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

23.

«Кто больше?»

Закрепить знания о природе, развивать внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

Воспитатель называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

24.

«Лесной многоэтажный дом»

Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Первый вариант: Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

Второй вариант: Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...