Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий в ДОУ
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Самый распространённый вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ - физкультминутки или динамические паузы. Это несложные физические упражнения в перерывах между деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchih_tehnologii_v_dou.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений
здоровьесберегающих технологий в ДОУ
«Физкультминутки»
Физкультминутки сопровождаются стихами или под музыку.
Физкультминутка «Белки»
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Физкультминутка «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. (Движения по тексту стихотворения).
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять»
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Физкультминутка «А над морем мы с тобой»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Физкультминутка «Бегут, бегут»
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
«Дыхательная гимнастика»
Дыхательная гимнастика, проводимая в ДОУ направлена на укрепление здоровья ребенка, в неё входят комплексы коррекционных дыхательных упражнений.
«Маятник»
И. п. — ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х». Выпрямляясь — вдох (6—8 раз).
«Каша кипит»
И. п. — сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5—6 раз).
«Насос»
И. п. — встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) (6— 8 раз).
«Партизаны»
И. п. — стоя, в руках палка («ружье»). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин).
«Регулировщик»
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р» (4—5 раз).
«Пальчиковая гимнастика»
Для развития речи и мелкой моторики рук ребёнка применяется - пальчиковая гимнастика, в которую входят упражнения с элементами массажа, пальчиковые игры, действия с различными предметами.
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон.
(загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он!
(разводят руками)
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!
(«бегут» пальцами по столу)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, - За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну-красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«В школу»
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Но свой садик не забуду!
(грозят указательным пальчиком)
«Гимнастика для глаз»
Гимнастика для глаз - это система упражнений, направленная на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Она способствует снятию напряжения, предупреждению утомляемости, тренировку глазных мышц.
«Глазки»
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и. п. – сидя).
1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).
4. Быстро моргать (1 мин.).
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).
«Игрушка»
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раз
«Лягушонок»
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и. п. – сидя).
1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое в обратную сторону (четыре – пять раз).
«Смотритель»
Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и. п. - стоя).
1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).
«Ритмопластика»
Ритмопластика -это гимнастические упражнения, которые выполняются под музыку. Они имеют оздоровительную направленность: развивают двигательную деятельность ребёнка, укрепляет мышечный корсет.
«Заяц-барабанщик»
Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.
Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети - зайчата повторяют ритмический рисунок.
«Не ошибись»
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
Этюд «Осенние листья»
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
«Новая кукла»
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).
«Вальс снежинок»
Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
«Игротерапия»
Игротерапия - это участие детей в разнообразных играх, в которых дети проявляют различные эмоции, переживания, фантазию. Эти игры помогают снять психоэмоциональное напряжение, избавляют от страхов, дети становятся более уверенными в себе.
Игра «Прятки»
Используется для успокоения.
Сыграем в прятки, - сказала луна,
- С неба скатившись в лес.
- Сыграем в прятки, - сказал ветерок
- И за холмом исчез.
- Сыграем в прятки, - увидев звезду,
- Сказали ей облака.
- Сыграем в прятки, - сказала волна
- Причалу у маяка.
- Сыграем в прятки, - сказали часы,
- Тик-так, динь-динь, диги-дон.
- Сыграем в прятки, - сказал я себе
- И погрузился в сон.
А утром глазки проснулись
И увидели мир вокруг,
А утром ушки проснулись
И услышали тишину.
Игра «День и ночь»
Используется для успокоения и концентрации внимания. Чередуются жесты рук снизу вверх (бодрость) и сверху вниз (успокоение).
Солнышко восходит,
Солнышко заходит.
Месяц восходит,
Месяц заходит.
Звёздочки сияют,
Звёзды засыпают.
А ребятки встали,
«Здравствуйте!» - сказали
.
Завершение стихотворения - активное чередование открытого жеста (А) и жеста закрытия (Е). Можно использовать прыжки.
Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Цветы»
Форма движения групп детей, превратившихся в пчёлок, вокруг статично расположенной группы детей, ставших цветами, представляет собой плавную кривую. Дети располагаются по группам в пространстве комнаты, образуя четырёхугольник и его центр (цветы). По очереди каждая группа облетает вокруг цветов и возвращается на своё место. В центре могут находиться дети с трудностями в социальном общении (дети с аутичным поведением).
Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Ветер»
Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за педагогом по форме восьмёрки (лемнискаты). Форма лемнискаты представляет собой одну из самых гармоничных пространственных форм и широко используется в двигательной терапии. Можно обозначить середины обоих петель лемнискаты. Например, это будут скалы, двое детей будут стоять уверенно и неподвижно (можно выбрать детей с гиперактивным поведением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дыхательных упражнений (здоровьесберегающая технология)
Дыхательная гимнастика для дошкольниковСуществуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и дру...
КАРТОТЕКА дыхательных упражнений (здоровьесберегающая технология) для младшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» КАРТОТЕКАдыхательных упражнений(здоровьесберегающая технология)...
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия...
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ЗПР
В данной картотеке предложены здоровьесберегающие технологии необходимые в образовательном процессе с дошкольниками с ЗПР: упражнения для пальчиковой гимнастики, упражнения для дыхательной гимнастики,...
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Самый распространённый вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ - физкультминутки или динамические паузы. Это несложные физические упражнения в перерывах между деятельностью....
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий в ДОУ
В наш современный период разработано очень много разнообразных здоровьесберегающих технологий. В каждом ДОУ есть картотеки разнообразных игр и упражнений, которые применяются в работе с детьми. ...
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий
Картотека игр и упражнений здоровьесберегающих технологий...