Познавательно-исследовательский краткосрочный проект по теме: «Зимний лес»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimniy_les_.docx | 81.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал педсовета № 2/2021
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект
Тема: «Зимний лес»
(подготовительная группа)
Подготовила: Горх Г.В. МБДОУ №228 «Теремок»
Январь, 2021
Проект: «Зимний лес»
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации:
С 18 по 24 января.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о зиме в лесу, как о времени года.
Актуальность проекта:
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме в лесу; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Формы реализации проекта:
НОД.
Беседы.
Наблюдения.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
НОД Тема: «Здравствуй. Зимушка-зима», «Дикие животные зимой»
Дидактические игры:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
«Кто что делает зимой»
«Найди по следу»
«Найди такую же снежинку»
«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
«Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
Беседы.
«Почему мне нравится зима».
«Как звери в лесу зимуют».
«Правила безопасного поведения в лесу»
«Как человек помогает зимой животным в лесу».
«Почему скрипит снег?»
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима», «Зимний лес».
Опыты и эксперименты.
«Как снег изменяется?», «Какими свойствами обладает снег?», «Как окрасить снег?», «Что из снега можно слепить?»
Целевые прогулки.
Экологическая тропа ДОУ.
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Суд над декабрём»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Г. Снегирёв «Про птиц»
Н Сладков «Еловая каша»
В. Зотов «Клёст», «О птицах»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
Загадки о зимних явлениях в природе
Пословицы и поговорки о зиме.
Творческая мастерская.
Выставка поделок «Лесные жители». Рисование «Белка»
Развлечение «Как найти дорожку?». Работа с родителями: Конкурс книжек-малышек.
Ширма «Зимующие птицы»
Ширма «Животные Алтайского края»
Фотостенд «Животные Алтайского края».
Физкультурные досуг:
Физкультурное упражнение «Игра в снежки» Третий этап заключительный: Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация к проекту.
НОД ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
1. Отгадывание загадки.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
Беседа о зиме.
Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
3. Отгадайте загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима)
-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
4. Физкультминутка
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5. Беседа о снежинках.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».
6. Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
7. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
- Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
- А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
8. Загадки о зимних забавах.
1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
2.Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (Лыжи).
3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
4.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).
9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).
11. Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Лёд – (ледок).
1. Холод – (холодок).
2. Метель – (метелица).
12. Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
.Снег, снегирь, снасти, снеговик.
.Холод, хороший, холодильник, холодок.
.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
13. Упражнение «Назови действие» (со снежком)
- Зимой метель (метёт)
- Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
- В лесу зимой голодный волк (воет)
- На зиму медведь в берлоге (засыпает)
- Мороз щёки и нос (щиплет)
- Зимой вода в реке (замерзает)
- Иней на ветках деревьев (блестит)
- Зимой снег всё вокруг (накрывает)
- Деревья зимой (спят)
- Под снегом травка зимой (греется)
- Зимой насекомые (прячутся)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на во
Конспект НОД детей подготовительной группы на тему: «Дикие животные зимой»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
• Уметь различать хищных и травоядных животных.
• Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Активизировать словарь по данной теме.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
- Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.
Беседа «За что мы любим зиму?»
Цели: - выяснить и пополнить знания детей о зимних явлениях природы,
- показать красоту зимней природы,
- воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунки учащихся, картины художников о зиме, плакаты
с пословицами, грамзаписи.
ТСО: проигрыватель
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы
поговорить об очень удивительном времени года. Прослушав эту песню, вы сразу догадаетесь, о каком времени года я говорю.
Песня «Кабы не было зимы»
- Догадались? Конечно, это зима. Сегодня мы выясним, что вы знаете об этом чудесном времени года, а, может быть, вы узнаете что-то новое для себя. А затем мы с вами выразим свои впечатления в рисунке.
Любит русский народ зимушку - зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть.
- Послушайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы»
(грамзапись)
Ты не смей, зима, шутить,
Ты не смей, метель, кружить!
Сделай горку нам скорей,
На реке каток залей.
- Давайте вспомним, как появился первый снег. Вы проснулись утром,
глянули в окно, а на улице... (ответы детей)
- Чем еще вам нравится зима? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение «Проспал». О ком оно?
- Не только много стихов написано о зиме, но есть и песни.
Песня «Здравствуй гостья зима»
- Немало о зиме придумано и загадок.
Жил я посреди двора, где играла детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)
Он влетает белой стаей, и сверкает на лету, он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (Медведь)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
За белой дверцей стужа и лёд, там Дед Мороз, друзья, живёт, (Холодильник)
Белой стайкой мошкара вьётся, кружится с утра, не пищат и не кусают, просто так себе летают, (Снежинки)
- Немало про зиму сложено и пословиц. Попробуем их поискать (разрезать пословицы на две части и предложить найти правильное продолжение пословиц (работа микрогруппами))
Декабрь год кончает,…. (зиму начинает).
Январь - году начало,… (зиме - середина).
Вьюги да метели… (под февраль налетели).
Не было бы снегу,… (не было бы следу).
Много снега -… (много хлеба).
Лето — собериха,… (зима - поедиха).
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
А под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни короче, солнце светит мало,
Вот пришли морозы - и зима настала.
- На что похож снег? (ответы детей) На белый пух, на белую краску,
сахарную пудру. И мальчики сегодня в белых рубашках, таких
белоснежных, словно их соткала волшебница - зима из снега.
- Посмотрите на эти репродукции с картин известных художников.
Зима нарядила деревья снегом. На что похожи эти наряды? (на пуховые платки, снежные шапки и шубки, тёплые варежки).
В лесную чащу тихо
Вошла зима - портниха.
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
Берёзки очень рады:
«Спасибо за наряды!»
И для лесов, и для полей,
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки,
И в шубки их одела-
Совсем повеселели!
Игра «Елочки, иголочки, темный лес, сугроб»
Ведущая произносит слова, показывая их жестами. Ведущая намерено путает участников игры, показывая жесты, не соответствующие произносимым словам.
(елочка - руки соединены над головой форме треугольника, иголочки – вытянутые руки вперед, темный лес – ладошками закрывают глаза, сугроб – приседают).
- Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала. Что это? (Снежинка).
А на что похожи снежинки?
( на звёздочки, пушинки, цветочки, на кружева).
- Летит снежинка в небе. Как она летит, как ложится на землю? (тихо,
плавно, нежно)
- Слышно, как падают снежинки? (нет)
- А когда они начинают говорить? (хрустят, когда наступишь на них)
Послушайте эти волшебные звуки - музыка П. Чайковского «Времена года. Февраль»
А пока звучит музыка, попробуйте нарисовать рисунок о зиме, что вам в ней нравится больше всего: прогулки по мягкому снегу или заснеженный лес, а может быть самый веселый праздник Новый год.
Рефлексия: - Что ты нарисовал? Почему?
- Чем вам нравится зима?
- Что вы узнали нового?
Беседа «Как звери в лесу зимуют»
Цель: закрепить знания детей о жизни лесных жителей зимой.
Области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Материал: игрушка Буратино, иллюстрации диких животных: белка, еж, медведь, заяц, лиса, волк, лось.
Ход ОД
Педагог с куклой Буратино
-Ребята, к нам в гости пришел Буратино. (Педагог говорит голосом Буратино)
-Здравствуйте, ребята (дети отвечают). Я был у вас осенью. А сейчас что-то я не узнаю, то место, где ваш детский сад. Все вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, трава спряталась, ее покрыл снег. Я был в лесу, не встретил знакомых зверюшек, тихо там, даже поговорить не с кем. Куда все пропали?
П. Ребята, скажите Буратино, какое сейчас время года? (Дети отвечают) -Ты, Буратино, гулял в зимнем лесу. Это только кажется, что там тихо и пусто, а зимой лес живет и звери тоже там. Ребята, как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие животные). И сейчас дети тебе о них расскажут и покажут.
Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Дикие животные водятся в лесу (последовательное соединение пальцев правой руки с большим)
Здесь увидеть можно волка и лису (последовательное соединение пальцев левой руки с большим)
Зайца и медведя, белку, кабана (последовательное соединение пальцев правой и левой рук)
Прячет всех надежно (сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Лесная тишина (постукивание кулачками друг о друга).
Далее дети подходят к иллюстрациям, расположенным в разных местах группы. Воспитатель с куклой (ведет разговор от лица куклы)
- Кто это? (Это белка)
-Где живет белка в лесу? (В дупле)
-Как она готовится к зиме? (Меняет шубку, на серую и густую).
-Какие запасы заготавливает к зиме? (Орехи, грибы, шишки).
-Где она хранит свои запасы. (В дупле, зарывает в землю)
Следующая иллюстрация медведь.
-Как называется это жилище (Берлога).
-Кто живет в берлоге? (Ответы детей)
-Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).
П. Правильно, летом и осенью он много ест, накапливает жир и поэтому зимой может спокойно спать).
-А кто еще спит зимой (Ежик)
- Правильно, найдите иллюстрацию ежика.
-Почему он спит зимой? (Не хватает пищи).
Физкультминутка «Как у наших у зверят».
Как у наших у зверят (хлопают в ладоши)
Лапки весело стучат топ-топ-топ (топают)
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп, хлоп- хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
А потом в присядку (приседают)
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать (бег на месте)
Никому их не догнать.
- А каких еще диких животных вы знаете? (Перечисляют).
-А эти звери впадают в спячку (Ответы детей).
- Сережа, покажи иллюстрацию зайца.
-Как готовится к зиме заяц? (Меняет цвет шерстки на белую, пушистую, чтобы не замерзнуть и спрятаться)
-Чем питается заяц зимой? (Дети отвечают).
-Где живет заяц в лесу? (Под деревом, кустом).
- Ребята, я вам загадаю загадку:
Рыжая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
- Кто это? (Это лиса). Аня найди иллюстрацию лисы.
-Как называется жилище лисы (Ответы детей)
-Как добывает себе пищу лиса (Охотится на зайцев, мышей, забирается в курятники).
-Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, хищница).
-Ребята, кого из диких животных мы еще не назвали? (Ответы детей).
- Как вы думаете, как называется это жилище дикого животного (Ответы детей)
-Кто живет в логове (Волк)
-Как волк живет зимой (Бегает по лесу, добывает себе пищу).
-Правильно, есть такая поговорка «Волка ноги кормят», голодный волк очень опасен.
-Ребята, мы с вами все иллюстрации поместили на стенде?
Д. Нет, осталась одна.
- Но тогда слушайте еще загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это (лось).
-Правильно, это лось. Это животное хищное или травоядное (Ответы детей)
(Педагог уточняет, обобщает).
-Молодцы, ребята, вы так хорошо рассказали мне о диких животных. А сейчас мы поиграем.
Игровое задание «Покажите животных, запасающих себе корм на зиму».
«Покажите животных, добывающих себе корм зимой».
-Спасибо, ребята, до новых встреч!
Беседа: «Безопасность в лесу»
Цель: Сформировать представление дошкольников об опасностях, которые могут подстерегать их в лесу.
Задачи:
Образовательная: Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, ягоды, насекомые, и разработать правила безопасного поведения в лесу.
Развивающая: Развивать логическое мышление (анализ, сравнения). Умение работать с дополнительной литературой.
Воспитательная: Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в лес. А что нам нужно взять с собой, как вы думаете?
Дети: корзину, головные уборы и т.п.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы готовы, пора отправляться.
Воспитатель: Вот мы и пришли.
Воспитатель: Посмотрите¸ как здесь красиво, тихо. Лес бывает густой, дремучий, таинственный, сказочный, а еще еловый, сосновый, лиственный. Но самое главное, лес – щедрый. Мы можем этого не знать, но в лесу произрастает масса растений, грибов и ягод, которые могут пригодиться человеку, и пользу от которых он получает, порой сам того не зная, но могут и навредить. Может ли лес таить в себе опасность? Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая солнечная полянка, а сколько в траве выросло ягод, а вот куст и на нем тоже красивые красные ягоды. Как вы думаете можно ли кушать эти ягоды?
Воспитатель: Ребята, ягоды можно кушать, только если вы знаете точно, что они съедобные. Давайте посмотрим на экран. На экране меняются слайды с изображением съедобных лесных ягод: земляника, малина, черника, голубика, брусника, ежевика.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете названия многих лесных ягод. Но, при сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.
Основное правило - "Сомневаешься - не бери!" - действует всегда, и при сборе ягод его никто не отменял.
Ну а сейчас давайте отправимся дальше.
Воспитатель и дети двигаются дальше.
Следующая остановка «Грибная полянка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь грибов. (Муляжи грибов, две корзины, мольберт с картинками съедобных и несъедобных грибов).
Воспитатель: А все ли грибы, являются нашими друзьями?
Воспитатель: Посмотри, какой хороший!
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
Воспитатель: - А так ли хорош мухомор?
Ответы детей.
Воспитатель: Мухомор красив, но в нем содержится яд, который опасен для людей.
Есть старуха вредная
На ней шляпка бледная
А нога в ботинке
На чулке – пестринки (бледная поганка)
Воспитатель: Почему вредная?
Ответы детей.
На полу стоят муляжи съедобных и несъедобных грибов.
Воспитатель: На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Давайте определим, какие ядовитые, а какие съедобные. Съедобные грибы давайте сложим в корзину, а ядовитые так и оставим, и даже руками трогать не будем.
Игра малой подвижности «Не ошибись»
Дети собирают съедобные грибы, определяют названия, кладут в корзину.
Обобщение:
Ни все грибы – наши друзья. Есть и враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление. Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?
Дети: Спросить у взрослых.
Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.
Продолжаем нашу экскурсию…
Следующая остановка «Опасные насекомые» (Слайды: осы, шмели, шершни).
Воспитатель: Встреча с этими насекомыми опасна. Как вы думаете, о ком идет речь?
Ответы детей.
Воспитатель: Их называют жалящими насекомыми. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Просто так, они не нападают, жало у них для самозащиты, старайтесь их не тревожить.
Обобщение: давайте еще раз вспомним, какие правила леса мы сегодня с вами узнали:
Дети: Несъедобные грибы и ягоды не надо трогать руками и кушать их нельзя. Жалящие насекомые опасны, только если их потревожить, поэтому трогать их не надо.
Воспитатель: И еще ребята ходить в лес можно только в сопровождении взрослых, потому что в лесу можно легко заблудиться. А нам пора возвращаться в детский сад. Молодцы ребята, я думаю, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу.
Беседа: «Почему снег скрипит?»
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о свойствах снега (цвет, форма, температура); познакомить с разнообразием снежинок.
Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Активизировать словарь по теме.
Упражнять в умении проводить простейшие опыты.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе; понимать значимость превращения снега в воду для всего живого на земле.
Материал: поднос со снегом, савок, ведро, салфетки, тазики; лупы, линейки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе за снегом, разучивание стихотворения Фета «Белый заяц», чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых.
Ход занятия.
Дети, отгадайте загадку: Белое одеяло всю землю укрыло.
Что это?
- вы хотели узнать, что такое снег? Как образуется снег? Почему скрепит снег?
Для этого я приглашаю вас в нашу научно-исследовательскую лабораторию «Архимед».
- Раз. Два, три, четыре, пять. Надо глазки закрывать.
В гости к нам зима пришла и подарок принесла. (вносят разнос со снегом)
-Посмотрите, что нам зима принесла? (снег)
-Возьмите немного снега в ладошки. Скажите, какой снег? (белый, холодный, рыхлый и т. д.)
-А каким еще может быть снег? (пушистый, искристый, мокрый, мягкий и т. д.)
-Посмотрите на свои ладони, какими они стали? (мокрыми) Почему?
-Значит какой вывод можно сделать? Снег - какое состояние воды?
(дети вытирают руки салфетками и проходят на стульчики)
-Ребята. Так что же такое снег?
подготовил нам рассказ о снеге. Послушаем.
- А сейчас, ребята, ответьте мне: как вы думаете, какой снег быстрее тает рыхлый или плотный? (варианты ответов).
-давайте проверим ваши ответы опытом.
Опыт.
В чаши с водой дети опускают рыхлый снег и плотный комок. Делают выводы.(рыхлый снег сразу растаял, а ком плавал и таял потихоньку. Поэтому весной для быстрого таяния люди рыхлят снег, который слежался за зиму).
-А теперь предлагаю поиграть. Игра «Придумай слово» (образование новых слов с корнем «снег»)
(снегоход, снеговик, снегоуборочная машина, снегопад и т. д.)
2. –Ребята, как вы считаете какого цвета снег? Всегда ли он белый? Может ли он быть другого цвета? (варианты ответов детей)
Диана нам сейчас расскажет про это.
Физминутка «Пушистый снег». Дети кружатся под музыку, изображая зимние фигуры.
3. Посмотрите, одна снежинка упала мне на ладонь (показываю)
Светлая, пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая
Такая смелая!
-А вы знаете, какие бывают снежинки? Про то какими бывают снежинки нам расскажет (презентация )
4. Сегодня нам с вами предстоит узнать почему скрепит снег. Послушаем рассказ (Саша рассказывает используя демонстрационный материал)
5. Мне хочется все таки понять: снег - это хорошо или плохо? Помогите разобраться.
Игра «Хорошо-плохо».
6. А сейчас Надя Расскажет об интересных фактах про снег, чего вы наверное еще не знали.
(Рассказ Надя иллюстрирует картинками).
Вот и закончились наши исследования. Прошла большая работа.
Подведем итоги.
Снег – это что?
Какой бывает снег?
Почему скрипит снег?
Из чего образуются снежинки?
Кому нужен снег?
Что нового вы узнали про снег?
На память воспитатель дарит детям снежинки-магниты.
Приложение к конспекту
Что мы знаем о снеге
Надя Н.— Роль снега и интересные факты о нём.
Скоро наступит зима, стало холодно и выпал снег.
Я этому очень рада. Теперь мы с ребятами можем кататься на санках, лыжах,
лепить снеговика, играть в снежки и веселиться.
Я задумалась, а для чего еще людям нужен снег?
Может его можно и есть? Спросила у папы. Оказалось, что высоко в горах, там, где нет заводов, не ездят машины, снег выпадает чистый, и там его можно растопить в котелке и пить из него чай или варить суп. А вот в городе так делать нельзя, потому что снег, падая с неба, собирает на себя вредные вещества. Так он делает наш воздух чище. Людям снег приносит много пользы.
А нужен ли он животным?
Снег очень важен для диких животных, особенно медведей. Ведь именно зимой в берлоге у мамы-медведицы рождается медвежонок, а снежный дом защищает его от морозов, в нём он набирается сил и растет.
А кому еще в лесу нужен снег?
Оказывается, под снегом спят непробудным сном еще и ежи, и барсуки, и муравьи.
А вот мыши и полевки зимой не спят, они строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним. Так они находят и едят траву и кору в основании деревьев. Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты, чтобы поймать мышку.
Снеговые норы делает себе и заяц-беляк. В них он прячется от врагов и сильных морозов.
В суровые морозные зимы в снег прячутся и многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки. Тетерева падают прямо в снег с дерева, зарываются в него, помогая себе крыльями, будто в норку прячутся.
Для животных снег очень важен, а нужен ли он растениям?
Мы с дедушкой и бабушкой решили это проверить. Поехали на дачу, там у нас есть лес, взяли лопату и раскопали сугроб. Под ним мы увидели зеленую траву, которая даже сохранила свой цвет. Снег как белое одеяло укрывает землю и не дает растениям замерзнуть. А весной снег тает и насыщает почву водой, это очень важно для начала роста растений. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб.
А еще я узнала много интересного про снег.
Оказывается, снег может быть цветным — зеленым, красным, коричневым, оранжевым и даже черным. Вот только трогать его и пробовать на язык нельзя, он может быть ядовитым.
А еще в Калифорнии высоко в горах (Сьерра-Невада) лежит розовый снег. В такой цвет его окрашивают снежные водоросли, которые в нём живут. А пахнет такой снег арбузами.
Самая крупная снежинка выпала в Америке больше 100 лет назад и была она 38 см в диаметре. А самый большой снеговик в России был построен в прошлом году в моем родном городе Томске. Он был высотой с 3-этажный дом (10м).
Еще я узнала, что когда снежинка падает в воду, она издает особенный звук, который человек не слышит, но, по словам ученых, он очень не нравится рыбам.
Удивительно, но на соседней планете Марсе тоже выпадает снег. Его нашел космический аппарат на верхушках гор на Южном полюсе. Только он немного другой. Наш снег состоит из воды, а марсианский из углекислого газа и похож он на мелкую снежную крупу.
Вы не поверите, но половина жителей нашей планеты никогда не видели снега. Поэтому мы можем считаться самыми счастливыми. Мы его можем видеть, трогать, изучать и, конечно же, играть с ним
Я думала что, снег всегда белый, но оказалась, что это не так. Если вечером вы посмотрите в окно, то снег, скорее всего, будет синеватого или сиреневого цвета.
Посмотрим на картины художников. На всех них изображен снег. Рамка везде белая, и мы легко видим, что цвет снега отличается от белого. От чего зависит снег цвета?
Снег — это маленькие кристаллы прозрачного льда. Лед прозрачный, но когда кристаллов много, то свет не проходит через кристаллы. Это похоже на стекло — если оно целое, то оно прозрачно, но если посмотреть на горсть осколков, то они кажутся белыми. Но снег не всегда белый, т. к. окружающий свет влияет на его цвет — при закате он может иметь розовые оттенки, в темноте — сиреневые.
Так же снег может иметь другой цвет, если в воздухе при снегопаде содержатся какие-то вещества, которые дают такую окраску. Например, возле заводов может выпадать серый или цветной снег, т. к. в воздух попали вредные вещества.
Опыты и эксперименты
Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Опыт. Сравнивают снег и воду по цвету. Делают вывод.
Рассматривают, определяют цвет. Значит, он какой? (Вывод) (Снег белый,
вода бесцветная)
Опыт. Видно через снег? А через воду? Что можно сказать?(Вывод) (Снег
непрозрачный,вода – прозрачная)
- Опыт. Снег пахнет или нет?
- Понюхаем сначала яблоко, какой у него запах?
- Понюхаем снег (Вывод)
Опыт. Таяние снега в ладони.
Дети берут снег в руки.
Зима: Ребята, расскажите мне, какой снег?
Дети: Снег растаял и превратился в воду.
Зима: Почему это произошло?
Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.(Вывод)
(протирают руки салфетками).
Воспитатель: Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и
прежде? (Она стала холодной)
Воспитатель: Так почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек?
(Ответ детей).Чтобы не было переохлаждения и вы не заболели.
-А есть можно снег? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нельзя. Снег грязный и холодный.
Опыт. «Имеют ли снег и лёд форму? »
Материал: формочки , снег
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того
предмета, в который его положат.
Опыт. Тонет снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега наблюдают,
что происходит (не тонет, легче воды).
Опыт. “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают
снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики
соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие,
когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка
звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по
заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок.
Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Игра-путешествие "Как найти дорожку… или В гости к В.Берестову"
Цели: познакомить со стихами В. Берестова, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: маски белки, зайца, улитки, пчелы, бутафорские деревья, грибы и цветы, кроссворд, выставка книг В. Берестова, портрет В. Берестова.
Действующие лица: белка, заяц, улитка, пчела, экскурсовод, ведущий.
(Праздник проводится в конце недели, посвящённой творчеству В. Берестова).
Ход праздника
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправляемся в гости, а к кому, вы узнаете, вспомнив автора строчек “Как найти дорожку...”
Дети называют сказку В. Берестова
Ведущий. Правильно, так называется сказка В. Берестова.
Ведущий. А что вы знаете о В. Берестове? (Дети рассказывают)
Ведущий. Ну что же - в путь!
(Дети выходят из класса в рекреацию и ... оказываются в лесу)
Ведущий. Похоже, мы заблудились. Как же нам выбраться из леса? Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К В. Берестову.
Белка. Очень просто, вы попали не в обычный лес, а в загадочный. Найдите и выполните задания с этой и той ёлки, потом с кривой берёзки. На верхушке большого-большого дуба ещё одно задание. Ну что же вы? Выполняйте! (Дети срывают листочки и отгадывают загадки из цикла “У меня в портфеле”).
1. Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
2. И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой ... (портфель)
3. - Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его... (учебником) зовут.
4. Прямота - Главная моя черта. (Линейка)
5. Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал. (Карандаш)
6. Школьник пишет.
И растёт!
Ну а я - наоборот! (Карандаш)
7. Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит. (Точилка)
8. Буквы напечатанные
Очень аккуратные…
Буквы для письма
Я пишу сама. (Ручка)
9. Циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль)
10. Карандаш всё время мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится. (Пенал)
11. В старших классах каждый школьник
Изучает... (треугольник).
Три каких-то уголка,
А работы - на века.
12. В нём пишу заданья на дом
И стоят отметки рядом
- До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши
Ведущий. Молодцы, ребята! Но белка уже ускакала, жаль, что мы не умеем по деревьям прыгать, лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
Скачет заяц и поёт песню на мотив песни “В лесу роилась ёлочка”.
ПЕСЕНКА ЗАЙЦА
В лесу недолго до беды,
Но заяц - не простак.
Умей запутывать следы
Вот так, вот так, вот так!
Туда-сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!
У зайца робкая душа
И осторожный ум.
Но как морковка хороша!
Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!
Простор и воля впереди,
А сзади - лютый враг.
И сердце заячье в груди:
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Но в цирке, где кругом народ,
Он забывает страх
И в барабан отважно бьёт:
Бабах! Бабах! Бабах!
Ведущий. Давайте спросим у зайки дорогу, скажем хором:
- Зайка, Зайка, расскажи.
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К В. Берестову?
3аяц. К В. Берестову? Нет ничего проще. Только сначала найдите грибочки. Нашли? Потом поищите - под капустой. Нашли? Потом запахнет лисьей норой. Чувствуете? Обскочите этот запах справа или слева. (Дети прыгают вслед за зайцем). Теперь запах остался позади, понюхайте вот так (Показывает, дети нюхают), чувствуете запах дыма? Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. (Дети прыгают за зайцем до пенёчка).
Ведущий. Спасибо, зайка. (Заяц убегает). Ребята, в руках у вас стихотворения и их названия. Вы должны к стихотворениям подобрать их названия. (Дети читают стихи, подбирают название стихотворения).
Коровушка, коровушка
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!
(Коровушка.)
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
- Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
(Заяц – барабанщик.)
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо?
Му-у-у!
Скучно одному-у-у!
(Бычок.)
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда, вас понесло?
(Курица с цыплятами)
Но! - Сказали мы лошадке,-
и помчались без оглядки.
Въётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
(Лошадка).
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.
(Заиньки).
Ведущий. Выполнили мы задания, а зайца нет как нет. Придётся ещё кого-нибудь спросить. На цветке сидит Пчела. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К В. Берестову.
Пчела. Ж-ж-ж, покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите цветы, а в них задания. Выполните задание - узнаете дорогу. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...
Ребята находят цветы, на цветах записаны здания к кроссворду.
Ведущий. Отгадаете кроссворд и познакомитесь с героями стихотворения В. Берестова.
1. Назовите отчество В. Берестова.
2. В каком месяце родился В. Берестов?
3. Какая профессия была у папы В. Берестова.
4. Сколько лет было В. Берестову, когда он научился читать?
5. В каком городе родился В. Берестов?
6. В каком городе В. Берестов встретил К. Чуковского?
7. В каком городе В. Берестов учился на историческом факультете?
8. Какую профессию получил В. Берестов в МГУ?
Дети отгадывают кроссворд, читают слово “Матрёшка”, выходят матрёшки и исполняют частушки “Матрёшкины потешки”.
Ведущий. Смотрите, ползёт Улитка. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К В. Берестову.
Улитка. Рассказывать до-о-олго. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
Экскурсовод. Здравствуйте, ребята. Давно вас уже поджидаю. Расскажите, к кому вы в гости пришли? Вы все испытания прошли, много узнали. Скажите, почему наш праздник посвящён В. Берестову? О чём писал стихи В. Берестов? Какие они по характеру?
Загадки про зиму и зимние явления природы
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые, пушистые, только не душистые.
(снег)
Не в темницу, а в светлицу запирает он девицу.
До весны девице не открыть светлицы.
(мороз и река)
Солнце выглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки спрячет.
(сосулька)
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
(иней)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Во дворе заплакал мальчик:
— Укусил мне кто-то пальчик.
А другой, смеясь, кричал:
— Кто-то уши мне надрал!
Третий трогал нос и щеки:
— Кто меня так больно щелкал?
Стало ясно детворе –
Невидимка во дворе!
(мороз)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
(снежинка)
Шуба бела весь свет одела (или Скатерть бела весь свет одела)
(снег)
В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
(прорубь)
Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка –
Был цветок, и нет цветка.
(снежинка)
Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.
(снег)
В степи лежало белое одеяло.
Солнце припекло, одеяло потекло.
(снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(мороз)
На горе горой, а в избе водой
(снег)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
(лед)
Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло сошло.
(снег)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(снег)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
(мороз)
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
(сосулька)
Пословицы про зиму
Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Январь — году начало, зиме середина.
Мороз и метели под февраль налетели.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Два друга — мороз да вьюга.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Первая пороша — не санный путь.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Пословицы и поговорки про декабрь
Декабрь - шапка зимы.
Декабрь - канун новогодья.
Декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.
Год декабрем кончается, а зима зачинается.
Не велик мороз, да краснеет нос.
У зимы рот велик.
В зимний холод всякий молод.
Зимний денек с воробьиный скок.
Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зимой тулуп всякому люб.
И месяц светит, коль солнца нет.
Пословицы и поговорки про январь
Январь - всему году запевала.
Январь - запевка года, зиме - вершина.
Январь - лютовей, трескун, снеговик.
Январь - перелом зимы, темная зорька года.
Январь - ломонос: береги свой нос.
Береги свой нос в большой мороз.
Январь на порог - прибыло дня на воробьиный скок.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снега надует - хлеба прибудет.
Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
Не будет снега, не будет следа.
На печке не храбрись, а в поле не трусь.
В январе и горшок в печи замерзает.
В январе морозы злее, а налим живее.
В январе растет день - растет и холод.
Снег земле-кормилице - что теплый кожух.
Пословицы и поговорки про февраль
Вьюги да метели под февраль полетели.
Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль три часа дня прибавит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект на тему: " Зимние забавы детей"
Веселимся и играем,Санки,лыжи и коньки,Мы зимой не заскучаем,Эх, веселые деньки....
Краткосрочный проект на тему: "Зимние забавы"
краткосрочный проект...
Краткосрочный проект на тему: "Зимние забавы в подготовительной группе"
Тип проекта: познавательно-творческий.Вид проекта: краткосрочный.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Васильки», воспитатели, родители.Возраст участников: 6 -7 лет...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект на тему: «Масленичная неделя»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...
Конспект занятия с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»
Конспект с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»...
Познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный проект «Откуда хлеб на стол пришел?»
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хл...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект на тему: «Масленичная неделя»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...