Методическая разработка. Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица». Для старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная методическая разработка даёт предпосылки к формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bel_ber.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица».
Для старшего дошкольного возраста.
Автор: Рогачёва Татьяна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Михайловска.
Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы.
Задачи:
- привлекать внимание детей к одному из символов нашей Родины - берёзе, показать её красоту, пользу, вызывая желание оберегать, защищать, заботиться о нём;
- развивать у детей познавательный интерес (наблюдение, исследование, получение новых знаний, умений и навыков);
- познакомить детей с праздником «Троица», с символом праздника - берёзой;
- воспитывать любовь к произведениям искусства: стихам, картинам, рассказам; к устному народному творчеству: песням, пословицам, поговоркам, приметам, народным подвижным играм, загадкам;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Предварительная работа: рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин известных художников, чтение рассказов, разучивание песен, загадок, стихов, народных и подвижных игр, пословиц и поговорок о берёзе, исследовательская деятельность.
Интеграция образовательных областей: познание, художественно-эстетическое развитие социально- коммуникативное развитие.
Работа над словарем: береста, лапти, лучина, бетулин.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная.
Планируемые результаты:
- дети активны в деятельности; умеют подчиняться разным правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, выразительно читают стихи умеют образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, знают пословицы и поговорки о берёзе, умеют отгадывать загадки описывать картины;
- дети умеют играть в народные и подвижные игры, соблюдая правила;
- дети владеют знаниями о пользе и применении берёзы;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;
- проявляют любознательность;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, разноцветные ленточки, лапти, детские работы, макет дерева.
1.Организационный этап.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поддержать замечательных, умных, весёлых и находчивых ребят. Мы решили показать свои знания, умения и навыки по теме: «Белая берёза – русская красавица».
- Ребятами было предложено провести КВН.
- Поприветствуем наших участников.
(Заходят две команды, становятся возле стульчиков).
Ведущий: - У нас две команды: команда «Солнышко» и команда «Дождик». Они приготовили друг другу приветствия. Пожалуйста, команда «Солнышко» приветствует команду «Дождик»:
С неба смотрит солнышко
Миллионы лет
Льет на Землю солнышко
И тепло и свет! - Команда «Дождик» приветствует команду «Солнышко»:
Дождик лей,
Не жалей!
Ты березку полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена!
Ведущий: - Уважаемые команды, у нас присутствует мудрое и доброе жюри, которое будет следить за ходом турнира. Они будут оценивать ваши знания, умения и навыки. Поприветствуем их.
- Здравствуйте, уважаемое жюри!
- Ребята, а как расшифровать эти замысловатые буквы-КВН?
(Клуб Весёлых и Находчивых).
- Почему вы выбрали КВН?
(Ожидают интересные состязания).
- Почему вы для выступления выбрали именно эту тему: «Белая береза- русская красавица»?
(Потому что берёзка является символом нашей Родины)
3.Образовательный этап.
- Наш КВН состоит из четырех туров. 1 тур мы начнем с разминки. Я поочередно буду задавать вопросы командам, а жюри будет оценивать правильность ответов.
1 тур.
- Что полезного для дома делают из березы? (мебель, посуду) 1 слайд.
- Какой спортивный инвентарь для дома делают из березы (лыжи) 2 слайд.
- Как называется кора березы? (береста) 3 слайд.
- Как называется красящее вещество, которое находится в бересте? (бетулин) 4 слайд.
- Для чего березе нужны чечевички, которые расположены по стволу? (они помогают дереву дышать) 5 слайд.
- Какой гриб растет под березой? (подберезовик) 6 слайд.
- Как называется обувь, которую раньше плели из бересты? (лапти) 7 лайд.
- Как береза может утолить жажду? (березовый сок) 8 слайд.
- Как береза давала людям свет? (лучина) 9 слайд.
- Какой атрибут для бань и саун делают из березовых веток? (веник) 10 слайд.
Ведущий: - Переходим к следующему заданию 1 тура словесная игра «Назови ласково». Вы по очереди должны будете назвать березку ласково, не повторяясь. Чья команда назовёт больше ласковых слов, та и победи
(Берёзонька, белоствольная, берёзка, красавица и т.д.)
Ведущий: - Третьим заданием 1 тура будут загадки (загадывают по очереди друг другу загадки о березе).
- Ствол белеет, шапочка зеленеет.
- Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- В белом сарафане стала на поляне летели синицы, сели на косицы.
- Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
Ведущий: - Начинаем 2 тур «Домашнее задание».
- О красоте русской березы поэтами написано очень много стихов. Ребята, вы с родителями дома учили стихи о березе. Сейчас команды по очереди их расскажут (по 3 стиха).
1.Деменьтев «Береза».
На полях, на пригорке,
Над окном среди полей
Белокурые березы – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина.
Березовая, русская Россия,
Ромашковая добрая страна.
2. П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля»
Белая береза, милая сестра,
Ты расти, не бойся, злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя!
3. И. Семенова «Березка»
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках - весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
4. Рождественский «Березка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
5.С.Есенин «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
6.Н. Смирнова «Береза»
Если б дали березе расческу,
Изменила б березка прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Ведущий: - Мы послушали прекрасные стихи. Молодцы, ребята! Но белоствольную красавицу воспевали не только поэты, но и художники. Они писали прекрасные картины. Сейчас каждая команда представит картину, посвященную березе, и расскажет о ней.
- Для выступления, я приглашаю участников из команды «Солнышко».
- Зоринова Даша и её мама Елена Владимировна представят картину русского пейзажиста Ивана Шишкина «Берёзы».
(Представление картины).
- Нам с мамой очень понравилась картина, которую написал художник Иван Шишкин.
Мама: ребята, среди русских пейзажистов И. И. Шишкину принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм. Сосновые и еловые леса, дубы и берёзы в его картинах словно оживают. Его картины выставлены в Третьяковской галерее, в «Русском музее», в «Московском публичном музее», в том числе и «Берёзовая роща».
- Даша, а что тебе в этой картине понравилось?
Даша: мне в этой картине очень понравилось голубое небо, зелёная травка и берёзки. Эти белоствольные, кудрявые красавицы похожи на невест.
Мама: да, действительно, в этом удивительном произведении художник передаёт игру солнечных лучей на белых стволах и зелёных листьях берёзок. А среди сочной травы виднеются искорки цветов.
- Даша, а какие чувства вызывает у тебя эта картина?
Даша: Эта картина вызывает у меня радость, когда я на неё смотрю, у меня поднимается настроение.
Ведущий: Спасибо, за замечательное выступление.
- Сейчас я предлагаю приступить к выступлению команде «Дождик».
- Выступление подготовили Петренко Ростислав и его мама Екатерина Георгиевна.
- Они представят картину Исаака Левитана «Берёзовая роща».
(Представление картины).
Ростислав: Мы с мамой хотим представить картину художника Исаака Левитана «Берёзовая роща».
Мама: И. Левитан является одним из самых талантливых живописцев. Его знаменитые работы: «Март», «Яблоневый цвет», «Золотая осень» и др. пользуются большим успехом у ценителей живописи.
- Ростислав, а что бы ты хотел рассказать об этой картине?
- На этой картине изображена берёзовая роща в яркий солнечный день. Берёзки радуются жизни, солнышку и зелёной травке.
- Солнечные лучики играют на белых стволах берёзок.
Мама: а какие чувства вызывает у тебя эта картина?
Ростислав: Когда я смотрю на эту картину. Мне хочется в неё попасть и побегать по мягкой зелёной травке.
-А вы, ребята, что чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Дети: Поднимается настроение.
- Становится радостно на душе.
- Хочется погулять среди этих берёзок.
Ведущий: - Вот и подошел к концу 2 тур наших соревнований. Пока жюри оценивает наши ответы мы с вами немного поиграем.
- В Древней Руси существовал праздник Троица, праздновали его в июне. Люди прощались с весной и встречали лето, прославляли зеленеющую землю, главным персонажем была березка. Ее украшали разноцветными лентами, водили хороводы. Я вам предлагаю украсить нашу березу ленточками. Чья команда быстрее повяжет на березку ленты – становится победителем.
Подвижная игра «Украсим березу».
Ведущий: - Спасибо, ребята, что украсили березу. А теперь, по старинному русскому обычаю заведем вокруг нашей белоствольной красавицы хоровод.
Хоровод «Во поле береза стояла»
Слово жюри.
3 тур.
Ведущий: Красавица – береза не только хороша и пригожа, она приносит большую пользу. В ходе нашего проекта мы проводили исследовательскую деятельность, узнавали о пользе и применении березы. Сейчас команды защитят свои исследования.
Сейчас от команды «Дождик» я приглашаю выступить Диану и её маму Мадину Борисовну. Пока они готовят свое выступление, назовем пословицы и поговорки о березе.
1)Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
2)Бела береста, да деготь черен.
3)Для врага и береза угроза.
4)Береза ума дает.
5)Береза – мир освещает, крик утешает.
6)Береза – больных исцеляет, чистоту соблюдает.
Выступление Дианы и Мадины Борисовны «О пользе и применении берёзы».
Диана: мы с мамой хотим рассказать о пользе берёзы.
Мама: ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева.
- Диана, какие полезные свойства берёзы ты можешь назвать?
Диана: весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение. У берёзы выделяется вкусный сок. Он даёт бодрость, силу. Сок пьют для укрепления здоровья. (Слайд 1.)
Мама: а ещё берёзовый сок использовали в косметологии. Им лечили различные кожные заболевания (экзема, лишай, пигментные пятна). Ещё наши прабабушки умывались берёзовым соком, после чего кожа становилась гладкой и шелковистой. (Слайд 2.)
- Отваром из берёзовых листьев рекомендуют мыть волосы, для улучшения их роста. (Слайд 3.)
-Диана, а ты слышала о чаге?
- Да, это берёзовый гриб, который применяют в медицине.
Мама: его применяют при различных опухолях.
Ведущий: - Благодарим за столь содержательное выступление.
- Приглашаю от команды «Солнышко» выступить Неркараряна Гарика и его маму Мани Робертовну . Пока они готовят свое выступление, мы назовем народные приметы.
1)Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
2)Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя.
3)Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – дождливое.
4)Если листья на березе густы и темно-зеленого цвета – к урожаю хлеба.
5)Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб.
6)Сей овес, когда березовый лист станет распускаться.
Ведущий: - Молодцы, ребята! С помощью березки мы теперь сможем предсказывать погоду.
Выступление Неркараряна Гарика и его мамы Маник Робертовны.
Гарик: мама, давай расскажем про лекарства, которые делают из берёзы.
Мама: Эти лекарства получают из древесины берёзы. (Слайд 1.)
- Это активированный уголь, он применяется для лечения желудочных заболеваний. (Слайд 2.)
- А это мазь Вишневского, ею лечат нарывы и фурункулы. (Слайд 3.)
- Берёзовый дёготь входит в состав дегтярного мыла, его применяют для лечения кожных заболеваний. (Слайд 4.)
- Гарик, а ты знаешь для чего применяют берёзовые веники?
Гарик: нам рассказывали, что берёзовый веник в бане утоляет болезни, даёт бодрость и силу.
(Слайд 5.)
Мама: Гарик, а ты знаешь, чем полезны берёзовые почки и серёжки? (Слайд 6.)
Гарик: да, нам рассказывали, что из берёзовых почек и серёжек полезно пить чай. Он полезен при заболеваниях сердца, желудка, а также при ангине.
Ведущий: Огромное спасибо за ваше выступление. Мы много полезного узнали для себя, это пригодится нам в дальнейшем.
Я предлагаю жюри подсчитать итоги 3 тура.
- Пока жюри подсчитывает результаты, я хочу предложить поиграть в интересную игру. Мы знаем, что из бересты в Древней Руси плели лапти. Мы тоже постарались и сплели для вас лапти, и предлагаю поиграть в игру «Бег в лаптях».
Подвижная игра «Бег в лаптях»
- У каждой команды есть пара лаптей. Играющие по очереди обувают лапти добегают до нашей берёзки, прикасаются к ней. Возвращаются к своей команде и передают эстафету. В игре участвуют все участники команд.
4 тур «Изготовление открытки»
Ведущий: Ребята, мы очень много наблюдали за берёзкой, говорили о ней, ухаживали. Давайте изготовим праздничную открытку, чтобы всё это осталось в нашей памяти.
- Работа будет коллективной. От команды вы должны будете представить по одной открытке.
(Команды изготавливают открытки).
Ведущий: Команды, пожалуйста, представьте свои открытки.
- Пока жюри подводит итоги нашего турнира, я приглашаю вас посмотреть веселый танец.
Хоровод «Русские берёзки».
4. Рефлексия.
- Вам понравилось принимать участие в КВН?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что бы вы еще хотели узнать?
-Хотелось ли вам чаще принимать участие в такого рода состязаниях?
(Ответы детей).
5. Итоговый этап.
Слово жюри, подведение итогов.
-Ребята, вы сегодня были большими молодцами! Вы очень много знаете о берёзке. Мы очень много интересного узнали из ваших выступлений. Я надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутом и ещё много узнаете об этом удивительном дереве. А на помощь к вам придут всегда ваши старшие товарищи.
- Спасибо огромное вам и вашим мамам за столь содержательное выступление!
-По итогам турнира победила ДРУЖБА!!!
- Мы хотим вручить командам за участие памятные призы.
(Вручение участникам команд памятных призов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического ...
Методическая разработка Тема: влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка на тему: “Влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста” рассчитана на два года.Систематически использовались упражнения на фитболах в...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Берёза – символ Родины моей» (старший дошкольный возраст)
Конспекторганизованной образовательной деятельности.Образовательная область «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Берёза – символ Родины моей»(старший дошкольный ...
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...