Бумага, ее свойства и виды.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рекунова Анна Владимировна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

старшая группа

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_konspekt_opyty.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Рамонский д/с № 3

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

старшая группа

Тема: Бумага, ее свойства и виды.

Подготовила:

Воспитатель 1КК

Рекунова А.В.

Рамонь, 2020г.

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

 воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я  принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:


«Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!»

-БУМАГА!    (лежат в сундучке разные виды бумаги)                                                                                                                                      

- Правильно ребята, это бумага.  

-  Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

-Для чего нужна бумага?

 Вспомните, где применяется бумага?                                                                                                                                                

- А вот, всегда ли у человека была бумага?

  /Дети отвечают отрицательно/                                

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?  

  / На камнях, на скалах /.

 В разные времена люди писали на разных материалах.

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель:

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Давайте отправимся на машине времени в прошлое, чтобы узнать историю бумаги. (слайд)

 «История бумаги»

  • Слайд 3:

«Ещё древние люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем рисунки, знаки. Но камень — неудобный материал для письма, т.к. он твердый, жесткий и тяжелый»

  • Слайд 4:

«Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Если сравнить глину и камень, определяя их свойства, то можно прийти к выводу: глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.

  • Слайд 5:

«Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста — эта наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты — письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась. Если попробовать сложить бересту и сделать из нее страницу книги, то она сломается»

  • Слайд 6:

«Тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук»

  • Слайд 7:

«В древние времена из далекой восточной страны купцы привезли чудесные листы. Это была бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. По качеству первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. Только через века Европа узнала, как делать это чудо».

  • Слайд 8:

«Чтобы узнать, как сейчас делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна — в основном сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку»

  • Слайд 9:

«Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу»

  • Слайд 10:

«Если рассмотреть образцы разных видов бумаги, то можно увидеть, что после дополнительной обработки бумага начинает обладать разными качественными характеристиками: она может стать любого цвета; гладкой или шероховатой; твёрдой или очень тонкой»

  • Слайд 11

«Бумагу разного качества мы используем в нашей жизни постоянно. Для чего нам нужна бумага? Мы рисуем, пишем на ней. В бумагу упаковывают продукты, другие товары. Из бумаги можно делать замечательные художественные изделия. На бумаге печатают книги, газеты и журналы. Вот она какая – бумага!»

  • Слайд 12:

«Нам пора возвращаться!»

 Процесс ОД

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).


Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) Ребята, а что будет, если поджечь бумагу? Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5.  «Бумага горит»

Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги  на альбомный лист)

- салфетка

- газета

- открытка

- цветная

- гофрированная

- бархатная

- обойная

- тетрадная

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

Заключительная часть
Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

Рефлексия

Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бумага, ее свойства и виды».

Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе. Занятие построена на эксперименте с бумагой.Цель:  продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги...

Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"

Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"...

Фотоотчет занятия «Бумага, ее свойства и виды»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;Разви...

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности ""Бумага, ее свойства и виды"

     Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравствен...