Бумага, ее свойства и виды.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga_konspekt_opyty.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Рамонский д/с № 3
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
старшая группа
Тема: Бумага, ее свойства и виды.
Подготовила:
Воспитатель 1КК
Рекунова А.В.
Рамонь, 2020г.
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные:
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!»
-БУМАГА! (лежат в сундучке разные виды бумаги)
- Правильно ребята, это бумага.
- Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего нужна бумага?
Вспомните, где применяется бумага?
- А вот, всегда ли у человека была бумага?
/Дети отвечают отрицательно/
Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?
/ На камнях, на скалах /.
В разные времена люди писали на разных материалах.
- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
Воспитатель:
Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Давайте отправимся на машине времени в прошлое, чтобы узнать историю бумаги. (слайд)
«История бумаги»
- Слайд 3:
«Ещё древние люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем рисунки, знаки. Но камень — неудобный материал для письма, т.к. он твердый, жесткий и тяжелый»
- Слайд 4:
«Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Если сравнить глину и камень, определяя их свойства, то можно прийти к выводу: глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.
- Слайд 5:
«Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста — эта наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты — письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась. Если попробовать сложить бересту и сделать из нее страницу книги, то она сломается»
- Слайд 6:
«Тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук»
- Слайд 7:
«В древние времена из далекой восточной страны купцы привезли чудесные листы. Это была бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. По качеству первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. Только через века Европа узнала, как делать это чудо».
- Слайд 8:
«Чтобы узнать, как сейчас делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна — в основном сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку»
- Слайд 9:
«Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу»
- Слайд 10:
«Если рассмотреть образцы разных видов бумаги, то можно увидеть, что после дополнительной обработки бумага начинает обладать разными качественными характеристиками: она может стать любого цвета; гладкой или шероховатой; твёрдой или очень тонкой»
- Слайд 11
«Бумагу разного качества мы используем в нашей жизни постоянно. Для чего нам нужна бумага? Мы рисуем, пишем на ней. В бумагу упаковывают продукты, другие товары. Из бумаги можно делать замечательные художественные изделия. На бумаге печатают книги, газеты и журналы. Вот она какая – бумага!»
- Слайд 12:
«Нам пора возвращаться!»
Процесс ОД
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
А прочная ли бумага? Мы проверим.
Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).
Экспериментальная часть.
Изучение свойств бумаги.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).
А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:
1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?
Бумага рвется, а значит она непрочная.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) Ребята, а что будет, если поджечь бумагу? Вывод: бумага горит.
6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. «Бумага горит»
Игра «Волшебная бумага»
Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).
Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.
(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист)
- салфетка
- газета
- открытка
- цветная
- гофрированная
- бархатная
- обойная
- тетрадная
Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
Заключительная часть
Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
Рефлексия
Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – экспериментальная деятельность.Тема: Бумага, ее свойства и виды.(старшая группа)
Конспект занятия по ОО "Познание"...
«Бумага, ее свойства и виды».
Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе. Занятие построена на эксперименте с бумагой.Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги...
Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"
Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"...
Фотоотчет занятия «Бумага, ее свойства и виды»
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;Разви...
Описание непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа средняя Тема НОД: «Бумага, ее свойства и виды» Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности с бумагой....
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности ""Бумага, ее свойства и виды"
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравствен...
Конспект занятия по ОО «Познание» старшая группа Тема: Бумага, ее свойства и виды.
эксперементирование с водой...