Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бортецкая  Светлана  Михайловна

Актуальность проекта.

Проблема бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим очень актуальна в современном мире. Поэтому проект направлен на формирование у детей познавательного интереса к жизни птиц родного края, воспитание любви, бережного и заботливого отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_aktsiya.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Краткие сведения о проведенных мероприятиях в рамках акции «Покормите птиц зимой».

Дата ,место проведения

Название мероприятия

Участники, возраст,количество человек

примечания

1.12.03.22г.

 МБДОУ

д/с «Колокольчик»

группа «Теремок»

2.ноябрь 21г-март 22г. МБДОУ

д/с «Колокольчик»

группа «Теремок»

3.10.03.22г.-25.03.22г.группа «Теремок»

4.15.03.22г.группа «Теремок»

5.10.03.22г.группа «Теремок».

КОП  «Угощение для птиц»

Проект «Покормите птиц зимой».

Изготовление кормушек

Изготовление дидактической игры «Кого не стало?»

Экологическая акция-развлечение «Покормите птиц зимой!»

Воспитатель,дети (16 человек)

Воспитатель,дети (18 человек),родители(5 чел.)

Дети и родители (5чел.)

Воспитатель.

Участники (вся группа).

Воспитатель,дети (17 чел.)


Проект на тему «Покормите птиц зимой» средняя группа

Вид проекта : Групповой, среднесрочный.

Продолжительность проекта : С ноября 2021г. по март 2022г.

Участники проекта : Воспитатели, дети и их родители.

Актуальность проекта.

Проблема бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим очень актуальна в современном мире. Поэтому проект направлен на формирование у детей познавательного интереса к жизни птиц родного края, воспитание любви, бережного и заботливого отношения к птицам.

Цели проекта :

1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, об особенностях их жизни в зимний период, о роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и их родителей к природоохранной деятельности.

3. Организовывать совместную деятельность родителей и детей.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Расширять представления детей о зимующих птицах нашего края.

2. Обобщать знания детей о жизни и повадках птиц зимой.

3. Расширять представления детей и их родителей о разных видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Научить детей правильно их подкармливать.

5. Формировать социальную компетентность, учить детей строить общение с окружающими на основе совместной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность дошкольников, потребность в общении с природой и окружающим миром.

2. Развивать творчество, воображение, мышление и речь детей.

Воспитательные:

1. Заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью.

2. Воспитывать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Формирование у детей представлений о жизни зимующих птиц, их приспособлении к суровым условиям жизни.

2. Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).

3. Совместное творчество педагогов, детей и родителей.

4. Участие в данном проекте поможет детям систематизировать полученные знания и использовать их в повседневной жизни.

Подготовительный этап:

• Выбор темы проекта, постановка цели и задач;

• Подбор музыкального, художественного, литературного материала для реализации проекта по теме;

• Разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок;

• Подбор и оснащение наглядно — методического материала;

• Подготовка консультации для родителей на тему «Поможем братьям нашим меньшим», «Такие разные кормушки», «Каким кормом надо кормить птиц»;

• Подбор подвижных, дидактических и словесных игр;

• Изготовление масок зимующих птиц;

• Подготовка презентации на тему : «Поможем нашим пернатым друзьям»;

• Привлечение родителей к совместной деятельности.

Основной этап:

п/п Мероприятие, Время проведения, Ответственные

1. Цикл занятий:

«Зимующие птицы»

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами.

«Как узнать птиц

Цель: Познакомить с особенностями строения тела зимующих птиц и их окраской.

«Тайны птичьего мира»

Цель: Сформировать представление детей о жизни и повадках зимующих птиц.

«Покормите птиц зимой

Цель: Закреплять знания о зимующих птицах. Воспитывать желание помогать беспомощным птицам.

Ноябрь - Февраль

Воспитатели

2. Наблюдение за птицами

Цель: Учить детей наблюдать за птицами, узнавать и называть их. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание. Воспитывать чувство любви к окружающему миру и желание беречь и защищать его.

Ноябрь - Февраль

Воспитатели

3. Изготовление кормушек

Цель: Познакомить воспитанников и их родителей с природоохранной деятельностью. Организовывать совместную деятельность детей и их родителей. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Ноябрь

Родители

4. Смотр – конкурс кормушек

Цель: Воспитывать чувство радости и гордости от проделанной работы с родителями.

 Декабрь Воспитатели

5 .Регулярное прикармливание  зимующих птиц

Цель: Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.

Ноябрь - Февраль

Воспитатели, родители

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов о птицах, знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами

Цель: Знакомить детей с художественными произведениями, сказками, стихами, поговорками, пословицами и народными приметами. Учить внимательно слушать произведения, заучивать наизусть стихи, отвечать на вопросы, самим задавать вопросы. Воспитывать интерес к художественному слову.

Ноябрь - Февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

7. Рисование птиц разными художественными материалами

Цель: Учить детей изображать разных птиц разнообразными художественными средствами, передавать особенности строения их тела, повадки. Развивать художественный вкус, творчество детей. Воспитывать интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.

Декабрь - Февраль

Воспитатели

8. Лепка «Птицы на кормушке»

Цель: Продолжать учить детей лепить птиц, используя разную технику. Учить соединять между собой части путём присоединения друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение аккуратно доводить начатое дело до конца.

Январь

Воспитатели,родители

9. Аппликация «Зимующие птицы»

Цель: Учить детей вырезать птиц из бумаги (геометрических фигур, путём срезывания и закругления углов. Учить составлять из частей – целое изображение. Закреплять навыки работы кистью, клеем, салфеткой.

Февраль

Воспитатели

10 Беседы о птицах, о помощи в зимнее время, заготовка корма

Цель: Продолжать знакомить с жизнью птиц в зимних условиях. Воспитывать ответственность, желание помогать.

Январь

Воспитатели , родители

11. Прослушивание : пение птиц

Цель: Развивать музыкальный слух.

Февраль

 Воспитатели, муз.руководитель

12. Просмотр :

цикл видеофильмов о жизни птиц

Цель: Знакомство детей с жизнью птиц в разное время года.

Декабрь - Февраль

Воспитатели ,родители

13. Создание книги или фотоальбома о птицах

Цель: Продолжать организовывать совместную деятельность детей и родителей.

Февраль

Воспитатели,родители

14. Организация подвижных, народных, дидактических и словесных игр

Цель: Учить детей выполнять игровые действия соблюдая правила. Учить действовать по сигналу. Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, помогать товарищам.

Ноябрь - Февраль

Воспитатели

15. Заключительный этап

Весенний досуг «Мы выжили, мы выжили, ура, ура, ура!

Цель: Учить использовать полученный материал на досуге. Воспитывать чувство радости от проделанной работы.

Март

Воспитатели,муз.руководитель,родители

Выводы:

Поставленные цели и задачи достигнуты в полной мере. Результатом довольны.

Литература

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет», Воронеж,ТЦ «Учитель», 2004.

2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2007.

3. О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий», Москва, ТЦ «Сфера», 2009.

4. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Москва, ТЦ «Сфера», 2008.

Источники

https://psychology-msk.ru/referat/ucheba/proekt-na-temu-pokormite-ptitc-zimoi-dlia-detei-srednei-gruppy/

Сценарий экологической акции-развлечения «Покормите птиц зимой» в средней группе

Подготовила и провела : Бортецкая С.М.

Цель: формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношение к ним; активизация познавательного интереса детей к природе родного края и повышение уровня экологической культуры.

Задачи:

Закрепить и обобщить знания детей о зимующих птицах; их внешнем виде, повадках, питании, способах передвижения.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым, желание помочь в зимнюю бескормицу;

- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц;

- вызывать положительные эмоции по отношению к птицам.

Ход досуга (на прогулке) :

Воспитатель - воробей: Здравствуйте, ребята! Я – птичка-воробышек. Я живу по соседству с вами и часто вижу вас на улице, когда вы ходите на прогулку. Мне очень приятно, что вы за мной ухаживаете, кормите меня вкусными зернышками и хлебом. А вы знаете, какие еще птицы живут со мной рядом?

(ответы детей)

А какие птицы остаются зимовать? (ворона, воробей, снегирь, дятел, клест, сорока, сова).

-Как их называют, одним словом? (зимующие)

Я сейчас загадаю вам загадки, а вы их отгадаете, только слушайте внимательно.

1. Особа всем известная,

Она крикунья местная (ворона)

2. Чик-чирик

С ветки прыг!

Клюй, не робей

Кто же это - (воробей)

3. Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой… (снегири)

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее … (сорока)

5. Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка, звать ее… (синичка)

Воробей: А теперь давайте поиграем, я буду произносить названия птиц, если назову что-то другое, топайте ногами. Начали!

Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и слоны….

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы : голуби, синицы, кролики…

Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, яркие хлопушки…

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты. Кукушки, и даже совы - сплюшки! Лебеди и утки…и спасибо шутке!

Воробышек: Ой, какие молодцы. А теперь давайте поиграем в «да» и «нет».

Найдите правильный ответ. Отгадайте без подсказки, кто летит, кто не летит.

Если «да» - хлопок.

Если «нет» - топоток.

Летит - летит - орёл,

Летит - летит - козёл,

Летит - летит - щегол,

Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,

Летит – летит - сазан,

Летит – летит - фазан.

Летит – летит - лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит - летит - глухарь,

Летит – летит - сухарь,

Летит - летит – гагара,

Летит - летит - гитара,

Летит – летит - утёнок,

Летит - летит - ворона,

Летит - летит – корона.

Летит – летит - сова,

Летит – летит - трава.

Летит – летит скворец,

Летит – летит – дворец.

Летит - летит – кувшин,

Летит – летит - пингвин,

Летит - летит - дракон,

Летит – летит - балкон.

Ведущий. А теперь поиграем в игру «Подскажи словечко».

Акула плавает, а синица…

У зайца шерсть, а у птицы…

У человека рот, а у птицы…

Ворона каркает, а воробей…

Игра «Где спрятался воробей?»

(Воспитатель заранее прячет игрушку или несколько разных птиц на улице)

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

(После слов воспитателя дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу. Чтобы детям было интереснее, можно спрятать несколько игрушек, например, еще ворону, синицу.)

Воспитатель: Вам жалко птиц?

Дети: Да, жалко

Воспитатель: Почему?

Дети: Птицам холодно. Нечего кушать

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Дети: Конечно же, голод.

Воспитатель: А как мы можем помочь птицам?

Дети: Надо их покормить

Воспитатель: Но если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть?

Дети: Можно смастерить кормушку.

Воспитатель: Правильно. На выходных, многие из вас вместе со своими папами, хорошо потрудились, и сделали кормушки, посмотрите, какие получились красивые, разнообразные. Мне, кажется, птичкам очень понравятся ваши кормушки.

Воспитатель: А чем же мы будем угощать птиц?

(ответы детей из опыта)

Синице – сало

Воробью – хлебные крошки

Снегирю – рябину и семечки т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Всем птицам приготовили угощение. А как они будут кушать ваше угощение?

Дети: Они будут клевать

Воспитатель: Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

-Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

-Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

-Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

-корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили?

Ведущий. А теперь поиграем в игру «Подскажи словечко».

Акула плавает, а синица…

У зайца шерсть, а у птицы…

У человека рот, а у птицы…

Ворона каркает, а воробей…

Игра «Где спрятался воробей?»

(Воспитатель заранее прячет игрушку или несколько разных птиц на улице)

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

(После слов воспитателя дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу. Чтобы детям было интереснее, можно спрятать несколько игрушек, например, еще ворону, синиц

Воспитатель: Сегодня вы узнали только немного из жизни зимующих птиц.

Я думаю, что вы будете наблюдать за ними и помогать им в трудное время.

(Дети вместе с воспитателем вывешивают кормушки на участке, насыпают корм для птичек)

Воспитатель:

Возле леса, на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки-

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Воспитатель: Ребята, пока мы ждем птичек, я предлагаю погреться и поиграть в игру «Кот и воробышки»

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 м. За первой линией находится «дом воробушков».

Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Кот сидит рядом с воспитателем и «спит».

Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, полетели.» После этих слов воспитателя «воробушки» покидают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изображая полет птички, останавливаются и снова бегают…

Воспитатель говорит: «Кот идет.» Эти слова служат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «воробушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».

Пойманного «воробушка» кот отводит в свой «домик», а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

Воспитатель: Ребята скажите, что больше всего понравилось сегодня вам на нашей прогулке? (ответы детей).

Подведение итогов.

Краткосрочная образовательная практика «Угощение для птиц»

Краткое название «Угощение для птиц»

Ф. И. О. Бортецкая Светлана Михайловна

Возраст детей :4-5 лет

Количество встреч 1

Дата проведения:12.03.22г.

Актуальность и новизна. С наступлением холодов птицам нечем питаться и они прибиваются поближе к людям, а многие из них погибают. Мы подумали, что если людям подкармливать их, то это поможет выжить им в тяжелых зимних условиях и гибнущих птиц станет намного меньше. Заботу можно проявлять по-разному: делать кормушки, сыпать зерна, а мы предлагаем подойти к этому процессу творчески и изготовить угощение для птичек в виде разных форм и фигурок. В процессе приготовления угощения дети будут проявлять фантазию, а также совместят приятное с полезным.

Цель Приготовление угощения для птиц

Задачи 1. Развивать познавательный интерес в процессе приготовления корма для птиц.

2. Научить правильной последовательности приготовления угощения, соблюдая пропорции.

3. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о «братьях наших меньших».

Материалы и оборудование -Формочки для печенья

-Смесь зерен (пшено, семечки, горох и т. д.)

-Вода, желатин

-Нить или ленточка для подвеса

Части ОП Коп 1. Организационная часть (Беседа о зимующих птицах, об их питании в зимний период, о бережном отношении к птицам.)

2. Основная часть-Приготовление угощения для птиц.

Научить детей готовить угощение для птиц, соблюдая последовательность приготовления и пропорции.

3.Заключительный этап: раскладывание угощения по формочкам, застывание корма и развешивание на деревьях.

Конечный результат Приготовление угощения в домашних условиях.

Конкретные, измеримые критерии

и показатели достижения результатов Дети узнали рецепт приготовления угощения для птиц;

Научились его готовить, соблюдая пропорции и последовательность;

Дети будут проявлять желание самостоятельно готовить корм для птиц, а также желание заботиться о «братьях наших меньших».

Перспективы дальнейшей

Реализации ОП Коп При высокой заинтересованности детей, прошедших практику, возможность проведения занятия для других детей.

Желатин растворить в небольшом количестве тёплой воды, оставить на некоторое время. Размешать до полного растворения желатина.

Добавить 3 чашки корма для птиц. Должна получиться однородная масса.

Полученную массу раскладываем по формочкам.

Отрезаем ленточку или верёвочку нужной длины и палочкой аккуратно вталкиваем ее в зерновую массу.

Можно подождать застывания при комнатной температуре, а можно ускорить процесс, положив формочки в холодильник.