Проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, животных через прямой контакт ребенка с природой.
У детей группы маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые? » и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gr_8_zolotaya_osen.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проектво 2 младшей группе №8
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Название проекта: «Осень золотая».
Тип: краткосрочный, исследовательский, игровой, творческий.
Участники: дети младшей группы №8, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)- 01.09.2020 г.- 30.11.2020 г
Автор-разработчик: воспитатели Вахтерова О.Ю , Тихонова Е.Н.
Цель: создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями с растениями и животными в природе, происходящими осенью;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- развивать художественно-творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Проблема: низкий уровень сформированности экологических представлений. Дети этого возраста недостаточно ознакомлены с изменениями в природе в осенний период.
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы, умение видеть красоту природы, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; формирование навыков экологически грамотного поведения в природе.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, животных через прямой контакт ребенка с природой.
У детей группы маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые? » и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Продукт проектной деятельности.
• Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
• Развлечение «Осенняя сказка».
Содержание проекта.
1 этап.
Организационно-подготовительный этап:
постановка цели, задач, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, обогащение развивающей среды, подбор игр, изготовление атрибутов, дидактических игр, создание презентаций, разработка сценария развлечения, составления картотеки художественного слова по данной теме и т.д.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Художественная литература, иллюстрации, энциклопедии.
Наглядный и демонстрационный материал : «Как ухаживать за растениями», «Как растет живое», «Огород на подоконнике», «Деревья», «Животные, птицы, насекомые», «Овощи и фрукты», «Цветы садовые и луговые», «Комнатные растения», «Гербарий».
Игровой материал для детей: муляжи овощей, фруктов, ягод, животных .
Плакаты: «Природа осенью», «Осенью в парке», «Ягоды», «Животные осенью», «Осень в деревне».
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (полезные продукты питания, цветы), Лото «Дары осени», «Животные и птицы» и др.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон, природный и бросовый материал.
Фонотека, видеотека по тематикам недель.
Игровая зона: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Кухня», «Магазин», «Конструирование», «Ряжение».
Зона для опытов и экспериментов: атрибуты для ухода за растениями; для игр с песком, водой, воздухом; «мыльные пузыри», воздушные шарики; лупа, природный материал.
Различные виды театров: настольный, пальчиковый, перчаточный, теневой, би-ба-бо, маски животных.
2 этап.
Практический.
Образовательные области | Задачи | Виды детской деятельности. |
Познава-- тельное развитие | Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов. Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай. Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. | 1.Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. 2.Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада Загадывание загадок о фруктах. Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?», «Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?». Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком». «Тонет – не тонет», «Огород на подоконнике» Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Собери картинку», «С какой ветки детки», «Что где растёт». |
Социально –коммуника тивное развитие | Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме, формировать доброжелательное отношение друг к другу | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин». Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. | Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?», «Как мы ходили в зоопарк», «У бабушки в деревне». Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Игры: д/и «Чьи листья», «Подбери предметы к признакам», «К нам пришла осень». Чтение художественной литературы. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» . Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков « Осень на пороге», М.Лесовая «Листья солнцем налились». Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень». Логоритмика: Овощи. Пальчиковая гимнастика «Компот», «Мы капусту рубим». |
Художественно-эстетическое развитие | передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие. формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. | Рисование «Осень», «Однажды хозяйка с базара пришла…» Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад», «Овощи и фрукты» Лепка «Консервируем фрукты», «Огурчики-помидорчики» Театральная игра «Репка», «Осенняя сказка». Просмотр мультфильма «Мешок яблок». Разучивание песни «Виноватая тучка», музыка Д. Тухманова. |
Физическое развитие | Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением | Подвижные игры: «Перенеси овощи (фрукты) из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик». «Перелет птиц», «Солнышко и дождик». Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка». Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад» Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Ручеек» Самомассаж: «Осенью»
|
Социальное партнерство (работа с родителями):
-Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание дошкольников».
-Консультации на тему: «Экологическое воспитание дошкольников», «Грибы – польза и опасность».
-Выставка поделок из природного материала : «Что нам осень принесла».
- Семейный мастер-класс «Наши фирменные блюда из овощей и фруктов» с оформлением фотогазеты.
- Семейная фотогазета «У бабушки в деревне», «Мой любимый домашний питомец».
3 этап.
Заключительный - подведение итогов, обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Дети обогатили свои знания в области экологии.
Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде.
В ходе проекта воспитатели старались развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовали все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Учили слушать и высказывать свои суждения.
Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические: наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры, разучивание стихотворения, песен и танцев про осень.
Создавали условия для разнообразной деятельности детей, пробуждения познавательной активности, чему содействовали загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
К реализации проекта были привлечены родители. Вместе с детьми они изготавливали осенние поделки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами.
Многие семьи приняли участие в домашнем мастер-классе с участием детей «Наше фирменное блюдо из овощей и фруктов», целью которого было закрепление знания детей названий овощей и фруктов, способе их употребления в пищу. Создание фотогазет на тему «Мы любим ходить в зоопарк», «У бабушки в деревне» способствует расширению кругозора детей, формированию заботливого отношения к животным.
Проведена с родителями консультация по теме «Грибы – польза и опасность», в которой ещё раз напомнили об опасности отравления грибами.
Итоговый осенний праздник принесёт детям много положительных эмоций!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Художественное слово.
Листопад
Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад.
В.Мирович
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
***
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
О.Чусовитина
***
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.
В. Мирович
Ёлочка
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
О. Высотская
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!»
З. Фёдоровская
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
В. Авдиенко
«Золотой дождь»
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!
М. Лесовая
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок
«Осень»
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Ю. Капустина
«Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
А.Плещеев
Загадки про осень
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -….. (Осень)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Она придет с дождем, с зонтами,
С овощами и грибами.
Разноцветною листвой нам махнет
И вновь уйдет.
(Осень)
***
Осенью так тучка плачет.
Может целый день рыдать.
После в лужу соберется,
Не позволит нам гулять.
(Дождь)
***
Эта вещь необходима,
Если дождик за окном.
Лишь его откроешь сразу,
Будто крыша над тобой. (Зонт)
***
Листья кружат и летят,
За окошком. (Листопад)
***
Как на нашей грядке выросли загадки – Крепкие, зеленые, хороши – соленые. (Огурец)
***
Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(лук).
Логоритмика «Овощи»
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте .
Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок) (руки на поясе, наклоны в стороны.
А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь) (хмурим брови).
К нам идет сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз) (шаг на месте, щеки надуты).
Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки).
Упражнение «Дождик»
Дождик, дождик на дорожке (стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки (наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать (стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать (указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так через лужицы скакать (прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим, от дождя мы убежим (присесть — «спрятаться в домик»).
Песня с движениями «Виноватая тучка»,
музыка Д.Тухманова
1-й куплет:
Злую тучку наказали (грозят пальчиком)
Ты плохая, ей сказали.
И она заплакала, (трут глазки)
Да кап-кап-кап закапала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел, (прыгают- ноги врозь, вместе)
Кап-кап-кап дождик пошел (прыгают- ноги врозь, вместе)
2-й куплет:
Мыши сразу задрожали. (изображают мышек)
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз, (машут «крыльями»)
Да птицы сели на карниз.
Припев:
………………..
3-й куплет:
Пес по имени Барбос (показывают «ушки»)
Струсил не на шутку.
Еле ноги он унес (бегут на месте)
В свою собачью будку. (присаживаются на колено, руками делают
Припев:
…………………..
4-й куплет:
Ну а мы с тобой не тужим, (бегут по кругу, ноги взахлёст)
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят
С тучею встречаются.
А потом они назад
Да с неба возвращаются (останавливаются)
Припев:
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (топают ногами на месте)
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
5-й куплет:
Тучку бедную простили, (показывают руками «простили»)
Тучку с миром отпустили. (показывают руками «отпустили»)
Тучка плакать перестала, (разводят руки в стороны)
А потом совсем пропала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик прошел (прыгают- ноги врозь, вместе)
Кап-кап-кап дождик прошел (прыгают- ноги врозь, вместе).
Игровая деятельность
Д/игра: «Быстро возьми».
Цель игры: развивать логическое мышление, наблюдательность; учить подбирать одинаковые листочки.
Материал к игре: листья с разных деревьев.
Описание игры: воспитатель показывает листок и дети должны быстро найти такой же.
Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе.
Д/игра: «Чудесный мешочек».
Цель игры: закреплять умение правильно называть овощи (фрукты), лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму; учить детей чётко проговаривать слова.
Материал: непрозрачный мешочек, сшитый из ярких тканей; муляжи овощей (фруктов).
Описание игры: воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами (фруктами), затем дают их описания. Потом необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
• описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус);
• описать его так, чтобы другие дети отгадали его.
Д/игра «Какое время года?»
Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Описание игры: Дети сидят. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
1.Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит.
- Когда это бывает?
2.На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают.
- Когда это бывает?
3.Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло. Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей.
- Когда это бывает?
4.Ярко солнце светит.
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь —
Всё кругом светло!
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
- Когда это бывает?
Д/игра «Так бывает или нет».
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Описание игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...». «Осенью начинает оживать вся природа: на деревьях и кустарниках распускаются листочки, появляется трава…».
Д/игра «Разрезные картинки».
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
Оборудование: Разрезные картинки из 4-х частей, овощи и фрукты.
Описание игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, свёкла, репа и т.д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: яблоко и свёкла), которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
П/игра: «Мы листики осенние».
Цель: развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Описание игры:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.(присесть)
П/игра: «Ветерок».
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения.
Описание игры:
Ветерок, нас не пугай (грозят пальчиками правой руки, левая на поясе)
Лучше с нами поиграй (хлопают в ладоши)
Тучи с неба прогони (поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону)
С земли лужи убери (наклоняются вперед, машут руками вперед и назад)
Начался листопад (кружатся на месте)
Листья по ветру летят (мелкий бег на месте)
Раз листочек, два листочек
Покатились вдоль обочин
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись, кто куда (разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени).
П/игра «С кочки на кочку».
Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры:
Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок.
Указания к проведению. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.
П/игра «Листопад».
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Описание игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками). Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками). Покружились и тихо на землю сели. (Дети приседают). Сели и замерли. (Дети не шевелятся). Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети) Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю.
П/игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Описание игры:
Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!», они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.
Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
Пальчиковая игра «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Пальчиковая игра «Засолим капусту».
Мы капусту рубим, рубим! (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз). Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку). Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад). Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту). Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки).
Пальчиковая игра «Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец).
Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
«Упражнения для язычка» (артикуляционная гимнастика):
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж.«Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.
Упр.«Моторчик»--во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Хороводная игра «Кабачок»
Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Развлечение «Осенняя сказка»
Цель. Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
- развивать творческую активность;
-формировать умение передавать через свои движения характеры игровых образов;
-воспитывать коммуникативные качества.
Роли:
Взрослые: Ведущий, Осень, Солнышко.
Театрализованные герои спектакля: Бабка, Дед, Колобок, Зайчик, Волк, Лиса.
Ведущий:
Ребята, Осень приглашает нас к себе в гости, а пойдём мы к ней по лесной тропинке.
В зале на ковре выложена разноцветная дорожка из осенних листочков. Под музыку ведущий заводит детей в зал и ведёт по осенней дорожке.
Ведущий:
Ребята, посмотрите, как красиво!
Праздник осенью в лесу
И светло, и весело.
Вот какие украшения
Осень здесь развесила!
Звучит музыка, в зал, танцуя входит Осень.
Осень:
А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Не виделись мы целый год
За летом следом мой черёд
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Ведущий:
Осень-раскрасавица! Всем наряд твой нравится!
Ребята, давайте споём для Осени нашу песенку.
Дети исполняют песню про Осень.
Осень:
Вы, ребята, молодцы, настоящие певцы! А я хочу вам подарить свои осенние листочки и поиграть со мною.
Проводится п/игра «Мы листики осенние».
Осень:
А где же ребята? Я вижу здесь только разноцветные листочки?
Ведущий:
А вот они! (дети показываются из-за листочков).
Осень:
Ребята, давайте сделаем осенний салют из листочков.
Дети подбрасывают листочки вверх.
Осень:
А теперь детвора,
Поиграть пришла пора
Быстро, дружно, не зевайте
Все листочки собирайте!
Дети собирают листочки в корзинки и садятся на стульчики.
Осень:
Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей.
Осень:
Слушайте, расскажу я вам осеннюю сказку /СПЕКТАКЛЬ/.
Жили-были Дед и Бабка.
Под музыку выходят Бабка и Дед.
Вот и говорит Дед Бабке:
Дед: - Испеки, старуха, колобок.
Бабка: -Из чего я тебе его испеку, муки нет? Отвечает Бабка.
Дед: -А, ты по коробу поскреби, по сусекам помети и наберёшь муки на колобок.
Осень: Бабка так и седлала. По коробу поскребла, по сусекам помела и набрала муки на колобок. Испекла она колобок. Колобок получился румяный, красивый (картинка). Положила старуха Колобок на окошко студить. Смотрит Колобок в окошко, а за окном (фонограмма звука дождя) дождь льёт. Льёт и льёт с утра до вечера. Дед с Бабкой сидят на печи грустные: во двор не выйти, дров не наколоть, грядки не прополоть… Решил Колобок к Солнышку пойти и узнать, почему не светит оно, куда спряталось?
Под песню Т.Морозовой «Колобок» Колобок бежит по ширме.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц.
Заяц:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок.
Не ешь меня, хочешь, я научу тебя танцевать?
Заяц:
Хочу.
Осень.
Ребята, давайте потанцуем с Зайчиком и Колобком.
Дети под музыку танцуют.
Осень:
Развеселился Зайчик, даже забыл, что хотел съесть нашего Колобка, а Колобок покатился дальше, а навстречу ему страшный Волк!
Волк подходит к Колобку:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, давай с тобой поиграем.
Осень предлагает детям всем вместе поиграть в игру.
Дети играют в игру «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, мы делили апельсин, (дети стоят в кругу)
Мы делили апельсин, ведь много нас, а он один. (выполняют «пружинку»)
Эта долька для утят, эта долька для котят (загибают мизинец, безымянный)
Эта долька для ужа, а эта долька для ежа (загибают средний, указательный)
Эта долька для бобра, а для волка кожура (загибают большой, трясут кистями рук)
Он сердит на нас, беда, (качают головой)
Все разбегайтесь кто куда! (разбегаются)
Дети разбегаются Волк их ловит.
Ведущий:
Оставайся, Волчок с нами веселиться и играть.
Осень:
А наша сказка продолжается. Покатился Колобок дальше по осенней тропинке, а навстречу ему Мишка-Медведь.
Под музыку выходит Медведь:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, я про тебя стишок расскажу.
Осень:
Ребята, давайте поможем Колобку, все вместе стишок для Мишки.
Дети рассказывают «Мишка косолапый» .
Мишка косолапый по лесу идёт (идут вперевалочку).
Шишки собирает, песенку поёт («собирают шишки»).
Шишка отскочила прямо Мишке в лоб (рукой трут лоб).
Мишка рассердился и ногою топ. (качают головой и топают ногой)
Осень:
Оставайся, Мишенька, с нами.
А наш Колобок дальше покатился, видит, бежит к нему навстречу Лисичка-хитрая сестричка.
Лиса:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня! Я тебя угощу осенними дарами.
Ведущий:
Ребята, давайте поможем Колобку накормить Лисичку!
Дети играют в игру «Кто быстрее»
Дети выстраиваются в две команды. Напротив, в двух обручах лежат овощи и фрукты. Дети поочерёдно бегут и берут по одному и несут в корзинку Лисичке.
Осень:
Не стала Лисичка есть Колобка, взяла корзинку и побежала своих лисят кормить, а Колобок покатился дальше. Прикатился он к домику, где живёт Солнышко и стал звать его:
Солнышко-вёдрышко, выходи!
Солнышко-вёдрышко, посвети!
Осень:
Не слышит Солнышко. Ребята, давайте все вместе позовём Солнышко.
Дети:
Солнышко-вёдрышко, выходи!
Солнышко-вёдрышко, посвети!
Солнышко (голос):
Не могу я выйти, злая тучка закрыла меня в домике, не выпускает.
Осень:
Ребята, давайте споём песню про Злую тучку, может быть она выпустит наше Солнышко.
Дети исполняют песню с движениями «Виноватая тучка», музыка Д.Тухманова.
Под музыку из домика выходит Солнышко:
Солнышко.
Спасибо, тебе Колобок, спасибо вам, ребята, что помогли мне выйти из домика.
Осень: Вернулся Колобок к Бабке с Дедом, видит Бабка огород пропалывает, Дед дрова колет. Увидели они Колобка, обрадовались. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Ведущий:Спасибо тебе Осень за добрую сказку и наше веселье.
Осень:
Ради праздничного дня
Есть сюрприз у меня
Вот грибок – не простой
Он внутри не пустой
Снимем шляпку раз, два, три
И посмотрим, что внутри.
Осень раздаёт угощения детям.
Изобразительная деятельность. Рисование.
Тема «Листопад».
Программное содержание: учить детей рисовать листья на дереве нетрадиционным способом (пальчиком); воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал: игрушка собачка Филя, краска, нарисованное дерево на ватмане.
Словарь: Листопад.
Ход занятия:
Воспитатель:
Слышите, кто-то к нам стучится.
Давайте посмотрим!
Ребята, посмотрите это Филя.
(Вносится игрушечная собака)
Филя: Здравствуйте ребята (дети здороваются).
Посмотрите за окно – на улице золотая осень.
Любите гулять по осеннему парку (да).
Я тоже очень люблю осень, осенний парк.
А давайте с вами пойдем, побегаем по парку, погуляем по золотым листочкам (физкультминутка).
Филя: какие красивые листочки!
Ребята, а вы не могли бы мне подарить? (дети собирают листочки, рассматривают, отмечают их красоту, дарят Филе).
Воспитатель: Филя, а мы тебе не только эти листочки можем подарить. Мы можем нарисовать картину «листопад».
Правда, ребята (да).
Давайте нарисуем Филе в подарок картину, а помогут нам в этом наши волшебные пальчики. Давайте поиграем с ними (пальчиковая гимнастика).
Воспитатель объясняет и показывает способ рисования пальчиком.
Воспитатель: А сейчас мы с вами начинаем рисовать нашу картину.
Посмотрите, какие красивые осенние листочки, они повсюду.
И на веточках висят желтые листочки, и летят листочки, и на дорожках листочки шуршат. Листьям в саду так грустно с нами расставаться.
А вот наши листочки пусть не грустят, они на всю зиму останутся с нами и с Филей. Будут напоминать об осени, о птицах, которые улетели в теплые края.
Наступила осень
Пожелтел наш сад
Листья на березе
Золотом горят.
Вот какие чудесные стихи нашептывают нам листочки.
Ребята, посмотрите, какой у нас получился «листопад» (дети любуются листопадом).
Ребята давайте попрощаемся с Филей, и подарим ему картину.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем МБДОУ и его осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да
- Нет
- Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?________
______________________________________________________________________
3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?
- Да
- Нет
- Не знаю
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (города), чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Да
- Нет
- Не знаю
5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
- Да
- Нет
- Не знаю
6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
- Беседы с ребенком о природе
- Подкормка птиц
- Отдых на природе
- Наблюдение за природными объектами
- Чтение художественной литературы природоведческого содержания
- Другие формы_______________________________________________________
7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
- Высокий
- Средний
- Низкий
8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
- Да. Каким образом? __________________________________________________
- Нет
9. Какую информацию Вы хотели бы получить от нашего центра по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________
10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?_________________________________________________________________
11. Как вы оцениваете работу нашего центра по экологическому воспитанию дошкольников? _________________________________________________________
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных». Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).
С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Консультации для родителей
«Грибы – польза и опасность»
Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда.
Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки.
Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет, да и попадёт к неопытному грибнику.
В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.
Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра.
Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25-30миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.
Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.
Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды – опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки – пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки – от бледно-розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.
Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.
На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё-таки даже красным мухоморов отравляются. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.
И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов.
Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов – мускарин. Несмотря на название ( "муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах.
Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами.
Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут 9реже через 1-2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье.
Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко.
Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример.
В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.
К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара.
А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.
Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.
Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий – в кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.
Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.
Здоровье , и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.
Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.
Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.
Используемая литература:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования, «Мозаика-синтез», Москва, 2016.
С.Н.Николаева, Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада, «Мозаика-синтез», Москва, 2016
С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами (2-4 года), МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
В.В. Москаленко, Н.И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009.
Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». – М., 2005.
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». – М., 1991.
О.С. Рудик «Развитие речи детей 2-4 лет» - М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...
- Мне нравится (1)