путешествие в осенний лес
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Сидорова Дарья Владимировна

Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в осенний лес».

                                                 Подготовила: воспитатель Сидорова Д.В

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями, формирование элементарных экологических представлений, воспитание умения правильно вести себя в природе.

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей об осенних явлениях в природе, о деревьях,  кустарниках их плодах и семенах; уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью: закреплять умение правильно вести себя в природе; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Образовательные задачи: продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;  учить различать деревья и кустарники;  

Развивающие: развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение делать умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу и его обитателям.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание книжных иллюстраций,  картинок на осеннюю тему; чтение произведений и разучивание стихотворений об осени; беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме; сбор семян; беседы о лесе и правилах поведения в нём; разучивание дидактических игр: «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию».

Словарная работа: березняк,  дубрава,  ельник, саженец.

Материалы и оборудование:  презентация - запрещающие знаки: «Чего нельзя делать в лесу»; ветки деревьев и их плоды, семена; лопата; лейка; запись «Времена года» П. И. Чайковского, фонограмма «Звуки леса».

Ход деятельности.

Воспитатель: - Ребята, Вы любите путешествовать?

- Мы сегодня с вами отправимся  в путешествие. А куда, отгадайте! (Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

Воспитатель:  - Что это за дом?

(Лес.)

Воспитатель:  - Но не обычный лес, а осенний.

В лес осенний на прогулку,  приглашаю вас пойти

Интересней приключенья нам, ребята не найти!

По дорожкам по тропинкам, по лесу гулять пойдём.

Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь!

Идут, преодолевая препятствия. ( Через - ручей, пеньки, мост, овраг)

(Звучит музыка)

Воспитатель:  - Вот мы и в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса! (Макеты деревьев, листья на полу)

- Давайте сядем на полянке и посмотрим вокруг.

- Что вы видите?

- Какого цвета листья на полу, деревьях?

- Почему листья изменяют свой цвет осенью?

- Почему листья лежат на земле?

- Что такое – листопад?

 - Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

- А что происходит с травой?

- А какие признаки осени вы ещё знаете?

- А как меняется погода осенью? (Постепенно становится холодно, меньше света,  небо закрыто облаками, часто идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва)

 - Какие осенние дары леса вы знаете? (Грибы, ягоды, семена)

- А каких  лесных жителей Вы знаете?

 -А как они готовятся к зиме? (Запасают запасы на зиму, утепляют  норки, меняют мех)

Воспитатель: - По лесным дорожкам осень к нам пришла,

                           И с собой сюрпризы в корзинке принесла!

(Детям предлагается корзинка с разными листьями)

Игра: «Выложи по цвету, форме,  листья»

Воспитатель:  - Ребята, вы знаете стихи  про осень?

Дети читают стихи:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад.

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет вдали.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся!

Воспитатель: -  В лесу много животных птиц, но самые главные жители леса  - это деревья!

- Ребята скажите почему? (Деревья это основа леса, они выделяют кислород, необходимый для чистого  воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц, дают им корм)

- Какую пользу приносит лес человеку? (Бумага,  древесина и т.д.)

- В лесу растёт много  деревьев, какие Вы знаете? (Берёза, дуб, ель, осина, рябина, клён и т. д.)

-Ребята, как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовый лес или березняк)

-Какие ещё виды леса Вы знаете? (Ельник, дубрава)

- Ребята, послушайте стихотворение И. Бунина.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури  голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

- А как Вы думаете, про  какой лес говорится в стихотворении?

(Про смешанный, здесь растут разные деревья - берёза,  дуб, ель, клён)

- Ребята, посмотрите, одно деревце у нас засыхает! Как можно помочь ему?

 (Обрезать сухие ветки, замазать раны, взрыхлить землю вокруг дерева, полить).

- Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник – ниже)

-Какие кустарники вы знаете?

(Шиповник, малина, боярышник)

- У каждого дерева  и кустарника есть плоды, семена.

Игра: «С какой ветки  – детки».

(Дети находят,  и  называют,  с какого дерева или кустарника плоды и семена)

Воспитатель: - Люди гости леса, и они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом.

Воспитатель: - Скажите, ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Показ запрещающих знаков: «Чего нельзя делать в лесу» -  презентация)

Дети:

Громко говорить, кричать,

Включать громко музыку,

Рвать с корнем цветы, грибы,

Ломать ветки деревьев,

Разжигать костры, разорять гнёзда, муравейники,

Стрелять из рогатки  в птиц,

Оставлять за собой мусор,

Разбивать стеклянную посуду.

Воспитатель: - Да, нужно беречь и охранять лес и его обитателей!

- Ребята, а давайте посадим деревья!

- Посмотрите, что это? (Показ саженцев)

- От какого они дерева? ( Саженец берёзы, дуба, клёна).

- Что у них есть? (Ствол, ветки, крона).

-А какие орудия труда нам нужны для посадки? (Лопата, лейка с водой)

- Что сначала мы будем делать? (Выкопаем яму, посадим саженец, засыплем землёй и польём).

- Молодцы ребята! Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Ребёнок читает  стихотворение:

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите, лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Мы долго по лесу гуляли,

Мы никого не напугали,

Нигде воды не замутили,

 В лесу мы просто – погостили!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в осенний лес».

                                                 Подготовила: воспитатель Сидорова Д.В

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями, формирование элементарных экологических представлений, воспитание умения правильно вести себя в природе.

Программное содержание: расширять и уточнять представления детей об осенних явлениях в природе, о деревьях,  кустарниках их плодах и семенах; уточнить представление детей об условиях жизни растений осенью: закреплять умение правильно вести себя в природе; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Образовательные задачи: продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;  учить различать деревья и кустарники;  

Развивающие: развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение делать умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу и его обитателям.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание книжных иллюстраций,  картинок на осеннюю тему; чтение произведений и разучивание стихотворений об осени; беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме; сбор семян; беседы о лесе и правилах поведения в нём; разучивание дидактических игр: «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию».

Словарная работа: березняк,  дубрава,  ельник, саженец.

Материалы и оборудование:  презентация - запрещающие знаки: «Чего нельзя делать в лесу»; ветки деревьев и их плоды, семена; лопата; лейка; запись «Времена года» П. И. Чайковского, фонограмма «Звуки леса».

Ход деятельности.

Воспитатель: - Ребята, Вы любите путешествовать?

- Мы сегодня с вами отправимся  в путешествие. А куда, отгадайте! (Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

Воспитатель:  - Что это за дом?

(Лес.)

Воспитатель:  - Но не обычный лес, а осенний.

В лес осенний на прогулку,  приглашаю вас пойти

Интересней приключенья нам, ребята не найти!

По дорожкам по тропинкам, по лесу гулять пойдём.

Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь!

Идут, преодолевая препятствия. ( Через - ручей, пеньки, мост, овраг)

(Звучит музыка)

Воспитатель:  - Вот мы и в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса! (Макеты деревьев, листья на полу)

- Давайте сядем на полянке и посмотрим вокруг.

- Что вы видите?

- Какого цвета листья на полу, деревьях?

- Почему листья изменяют свой цвет осенью?

- Почему листья лежат на земле?

- Что такое – листопад?

 - Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

- А что происходит с травой?

- А какие признаки осени вы ещё знаете?

- А как меняется погода осенью? (Постепенно становится холодно, меньше света,  небо закрыто облаками, часто идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва)

 - Какие осенние дары леса вы знаете? (Грибы, ягоды, семена)

- А каких  лесных жителей Вы знаете?

 -А как они готовятся к зиме? (Запасают запасы на зиму, утепляют  норки, меняют мех)

Воспитатель: - По лесным дорожкам осень к нам пришла,

                           И с собой сюрпризы в корзинке принесла!

(Детям предлагается корзинка с разными листьями)

Игра: «Выложи по цвету, форме,  листья»

Воспитатель:  - Ребята, вы знаете стихи  про осень?

Дети читают стихи:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад.

Жёлтые, красные листья,

По ветру вьются летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет вдали.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся!

Воспитатель: -  В лесу много животных птиц, но самые главные жители леса  - это деревья!

- Ребята скажите почему? (Деревья это основа леса, они выделяют кислород, необходимый для чистого  воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц, дают им корм)

- Какую пользу приносит лес человеку? (Бумага,  древесина и т.д.)

- В лесу растёт много  деревьев, какие Вы знаете? (Берёза, дуб, ель, осина, рябина, клён и т. д.)

-Ребята, как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовый лес или березняк)

-Какие ещё виды леса Вы знаете? (Ельник, дубрава)

- Ребята, послушайте стихотворение И. Бунина.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури  голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

- А как Вы думаете, про  какой лес говорится в стихотворении?

(Про смешанный, здесь растут разные деревья - берёза,  дуб, ель, клён)

- Ребята, посмотрите, одно деревце у нас засыхает! Как можно помочь ему?

 (Обрезать сухие ветки, замазать раны, взрыхлить землю вокруг дерева, полить).

- Между деревьями растут деревянистые растения – кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник – ниже)

-Какие кустарники вы знаете?

(Шиповник, малина, боярышник)

- У каждого дерева  и кустарника есть плоды, семена.

Игра: «С какой ветки  – детки».

(Дети находят,  и  называют,  с какого дерева или кустарника плоды и семена)

Воспитатель: - Люди гости леса, и они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом.

Воспитатель: - Скажите, ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Показ запрещающих знаков: «Чего нельзя делать в лесу» -  презентация)

Дети: 

Громко говорить, кричать,

Включать громко музыку,

Рвать с корнем цветы, грибы,

Ломать ветки деревьев,

Разжигать костры, разорять гнёзда, муравейники,

Стрелять из рогатки  в птиц,

Оставлять за собой мусор,

Разбивать стеклянную посуду.

Воспитатель: - Да, нужно беречь и охранять лес и его обитателей!

- Ребята, а давайте посадим деревья!

- Посмотрите, что это? (Показ саженцев)

- От какого они дерева? ( Саженец берёзы, дуба, клёна).

- Что у них есть? (Ствол, ветки, крона).

-А какие орудия труда нам нужны для посадки? (Лопата, лейка с водой)

- Что сначала мы будем делать? (Выкопаем яму, посадим саженец, засыплем землёй и польём).

- Молодцы ребята! Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Ребёнок читает  стихотворение:

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите, лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Мы долго по лесу гуляли,

Мы никого не напугали,

Нигде воды не замутили,

 В лесу мы просто – погостили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...