Организация экологического воспитания
презентация по окружающему миру
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ekologicheskogo_vospitaniya_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.pptx | 585.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии
Цель экологического образования - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы ; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
За последнее время были созданы программы двух типов : комплексные , направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные , обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные :« От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ) Парциальные программы (специально направленные на формирование экологических представлений, отношений): «Мы» ( Н.Н.Кондратьева ), «Наш дом – природа» ( Н.А.Рыжова ), «Паутинка» ( Ж.Л.Васякина -Новикова), «Природа и художник» ( Т.А.Копцева ), « Семицветик » ( В.И.Ашиков , С.Г.Ашикова ), «Юный эколог » ( С.Н.Николаева ).
Принципы отбора содержания экологического воспитания дошкольников Научность - формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения Доступность - крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста Гуманистичность - экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира Прогностичность -формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду Целостность - этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы Конструктивизм - педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения Регионализм - формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером
РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные Практические Словесные Наблю-дения Рассматри-вание картин, демонстрация фильмов Кратковременные Длительные Определение состояния предмета по отдельным признакам Восстановление картины целого по отдельным признакам Игра Труд в природе Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные игровые упражнения и игры-занятия Подвижные игры Творческие игры (в т.ч. строительные) Индивидуаль ные поруче- ния Коллектив- ный труд Рассказ Беседа Чтение Элемен-тарные опыты 9
Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Организованная образовательная деятельность (занятия) Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Под руководством педагога на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами – наглядными, практическими и словесными. Экологические праздники и досуги Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые р. Экологические акции Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы: Анкетирование, проведение опросов Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации; Оформление наглядной информации экологической направленности для родителей; Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д. Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада; Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...
«Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников
Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...
Условия для организации экологического воспитания воспитанников в групповых помещениях и на участках детского сада.
Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского садаРастения, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для ...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".
Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...
Совместная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение совместной деятельности: несомненно, она оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и...