Проект "Красавица-берёзка"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Романцова Марина Васильевна

У ребят недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России –берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Дети часто ломают ветви, не понимая, что деревья приносят пользу.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasavitsa-beryozka.docx660.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области

Познавательно-творческий проект «Красавица - берёзка»

C:\Users\USER\Desktop\Романцова аттестация\1637914891_100-pro-dachnikov-com-p-beryoza-foto-103.jpg

Подготовила:

Романцова Марина Васильевна

г. Сафоново

2019 год

Познавательно-творческий проект «Красавица - берёзка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно-творческий, экологический

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 15.09.2019 по 15.10.2019

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Продукт проекта: открытки «Красавица-березка»

Пояснительная записка.

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

(Станислав Брандис)

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать, чувствовать дети.

Актуальность проекта.

У ребят недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России –берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Дети часто ломают ветви, не понимая, что деревья приносят пользу.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проект направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, то есть прививает экологически грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Обогатить представления детей о берёзе как о живом существе (строение, условия роста, отличия от других деревьев).

2.Познакомить детей со стихами, песнями, пословицами о березке.

3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к деревьям.

3. Развитие творческих способностей детей в ходе проведения проекта «Красавица - березка».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный.

  • Составление перспективного плана.
  • Подбор детской, педагогической литературы.
  • Подбор картин, иллюстраций о березе.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подготовка материала для творческой деятельности.
  • Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
  • Работа с родителями- знакомство с целью и задачами проекта
  • Оформление березки в уголке природы

Основной этап.

  • Тематические беседы.

«Что я знаю о берёзке»

Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

  • «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

  • «Родное дерево»

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

  • «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

  • Наблюдение на прогулке. «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).

Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

  • Рассматривание альбомов 

«Всё о берёзе», «Репродукции картин о берёзе».

Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.

  • Ознакомление с художественной литературой.

1.Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».

2. Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

3. Загадки, пословицы.

Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова. 4.Заучивание: А. Прокофьев«Люблю берёзку русскую»

Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.

  • Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».

Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

  • НОД «Полюбуйтесь на березку» Приложение 1
  • Самостоятельная деятельность детей: раскраски с изображением берёзки.
  • Народные игры «Печка и дрова».
  • Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков» Цель: развивать двигательную деятельность детей, углубить представление о березе. «Кто быстрее найдет берёзку» Цель: развивать двигательную деятельность детей, ориентировку в пространстве, учить находить березу среди других деревьев.
  • Итоговое занятие. Художественно-эстетическое развитие: пластилинография. Тема: «Открытка «Красавица-березка» Приложение 2.

Заключительный этап.

Итогом проделанной работы стало изготовление открытки «Красавица-березка»

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, воспитывать любовь к русской берёзке.

Результаты  проекта

Дети: дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе; узнали о пользе берёзы для человека, прониклись заботой и любовью к берёзе, стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель: подобрала методическую и детскую литературу, разработала конспекты образовательной деятельности, наработала рекомендации для родителей по теме проекта, составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: проявили интерес и участвовали в реализации проекта.

В развивающую среду были внесены: иллюстрированный альбом «Всё о берёзке», «Репродукции картин о берёзе», художественная литература, дидактические игры «Подбери листочек к дереву», «Собери целое дерево», уголок природы дополнен изображением березы.

Методическое обеспечение

1. Сайт для воспитателей http://dochkolenok.ru/ 

2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.»М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Рыжова Н. А.«Деревья - наши друзья.» Книга для педагогов и родителей. – М.: Линка-Пресс, 2009.


Приложение 1

Конспект НОД «Полюбуйтесь на березку»

Цели: формирование патриотического сознания; воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.

Познавательные задачи:

Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, из каких частей состоит дерево, форме листьев березы

Развивающие задачи:

Развитие у детей познавательной активности, активизация и обогащение их словаря.

Воспитательные задачи:

Воспитание любви к русской березке, бережное отношение к ней.

Виды деятельности: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Оборудование: Составные части березы (корень, ствол, ветви, листья, листья березы и других деревьев для сравнения)

Предварительная работа: На прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни.

ХОД

(звучит музыка «Во поле березка»).

А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.

- Ребята, вы прослушали песню, я вам зачитала стих. О  каком  дереве идет речь?

Дети: О березке.

- Правильно. Какая березка?

Дети: Тоненькая, красивая, белоствольная.

- А теперь дети я вам загадаю загадку.

Стоят в поле сестрицы,

Платья белены,

Шапочки зелены. (Березы)

- А кто мне скажет из каких частей состоит березка? ( дети собирают разрезную картинку.)

Воспитатель показывает на доске собранную березу и опрашивает детей из каких  частей состоит  береза

А как вы думаете, для чего нужны вот эти черные точки на стволе у березки? Это дети чечевички – это носик нашей березки, через них она дышит.

Физкультурная минутка

Мы березку посадили,( Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

- А давайте рассмотрим нашей березоньки листочки.

- Сравните их с листиками других деревьев. Можете сказать, на что похожи листики березы?

Итог

- С каким деревом познакомились на занятии?

Дети: Березой

- Из каких частей состоит березка?

Дети: ствол, ветви, листья, корень.

-Для чего нужны черные точки на стволе березы?

Дети: Для того, чтоб она дышала.

Посмотрите, какая березка стройная, красивая, как девушка. Ее с другим деревом не спутать, только у нее стол белого цвета. В нашей стране березку любят и почитают. Надеюсь, и вы ее полюбите.


Приложение 2

Конспект итогового занятия  по художественно-эстетическому развитию

лепка в технике пластилинографии на тему:

«Красавица березка»

Цели: обобщить и закрепить знания детей как о самом почитаемом дереве в России.

Задачи:

Познавательные: учить детей отщипывать и раскатывать между ладонями кусочки пластилина и прикреплять их на шаблон дерева, закрепить знания цветов (желтый, оранжевый и зеленый) и темы проекта.

Развивающие: развивать чувство цвета и композиции, мелкую моторику рук

Воспитательные: воспитывать аккуратность, любовь к березе, умение эмоционально переживать увиденное.

Предварительная работа:

Беседы о березе, рассматривание березы на репродукциях картин, наблюдения на прогулке, сбор материала (листьев) и засушивание, чтение стихотворений, отгадывание загадок о березе

Оборудование и материалы:

Лист бумаги с нарисованной березой, сухие листья, пластилин желтого, оранжевого, зеленого цвета, индивидуальные дощечки, репродукции картин с желтыми березками.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне, я вам свой подарок покажу! (Показывает большой разноцветный букет из листьев) Как вы думаете, кто мне его подарил? (Осень) Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете? (желтые, зеленые, оранжевые) Правильно! Давайте найдем среди всех листиков березовые.

Стихотворение «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

- Давайте поиграем с пальчиками в игру «Осень»

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

- Ребята, злой ветер-ураган, унес с березки все листья, и теперь деревья стали какими? (голыми). А вот такими они были сначала. (Показ репродукций картин с осенней березкой).

Беседа с детьми «Как в любое время года мы можем узнать берёзку?»

Ответы детей (белый ствол только у берёзы,,,)

Как называются черные полоски и точки на стволе?

Для чего они нужны?

Какие у берёзы веточки? Какие листочки? (летом, осенью)?

Ребята, давайте послушаем стихи о берёзе.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах. (Е. Трутнева) (Осенью)

Вам какое дерево больше нравится? Кто хочет украсить разноцветными листочками дерево и сделать его красивым, как на картинах?

Показ последовательности выполнения работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Воспитатель: - Посмотрите, что у нас получилось? (Осенние березки) А на деревьях что растет? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? ( желтого, оранжевого, зеленого) .

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравятся ваши деревья! Вы настоящие волшебники! Какие красивые осенние березки у вас получились. Получите в подарок листики, с которыми можно поиграть в «Волшебный ветерок» (сдуть с ладошки листочек).

11

Приложение 3

Загадки про берёзу для детей

В белом сарафане

Стала на поляне.

К ней слетелись птицы,

Сели на косицы.(Берёза)

Зелёна, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.(Берёза)

Стройная красавица

стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

в белом сарафане.(Берёза)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.(Берёза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,

На землю роняют.(Берёзы)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.(Берёза)

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.(Берёза)

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.(Берёза)

Приложение 4

Пословицы и поговорки про берёзу

Берёза ума даёт(имеются в виду берёзовые розги).

Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.

Бела берёза, да деготь черен.

Бела берёста – да дёготь чёрен.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

Где дубняк, так и берёзняк.

Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

Ельник, берёзник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?

Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется.

Горбатую берёзу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть мой, все таким останется.

Для врага и берёза – угроза.

И берёза наряжается.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Скрипучая старая берёза дольше иных молодых деревьев простоит.

Яблоко к подножию берёзы не падает.

Я тебя, берёзонька, не хаю, не хвалю.


Приложение 5

Стихотворения про берёзу для детей

«Берёзка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть русская наша душа. (Всеволод Александрович Рождественский)

«Люблю берёзу русскую»

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся - но не ломится (Александр Прокофьев)

«Берёза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром. (Сергей Есенин)