Проект "Красавица-берёзка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
У ребят недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России –берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Дети часто ломают ветви, не понимая, что деревья приносят пользу.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krasavitsa-beryozka.docx | 660.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области
Познавательно-творческий проект «Красавица - берёзка»
Подготовила:
Романцова Марина Васильевна
г. Сафоново
2019 год
Познавательно-творческий проект «Красавица - берёзка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно-творческий, экологический
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 15.09.2019 по 15.10.2019
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Продукт проекта: открытки «Красавица-березка»
Пояснительная записка.
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
(Станислав Брандис)
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать, чувствовать дети.
Актуальность проекта.
У ребят недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России –берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Дети часто ломают ветви, не понимая, что деревья приносят пользу.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проект направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, то есть прививает экологически грамотное отношение к природе.
Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Обогатить представления детей о берёзе как о живом существе (строение, условия роста, отличия от других деревьев).
2.Познакомить детей со стихами, песнями, пословицами о березке.
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к деревьям.
3. Развитие творческих способностей детей в ходе проведения проекта «Красавица - березка».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный.
- Составление перспективного плана.
- Подбор детской, педагогической литературы.
- Подбор картин, иллюстраций о березе.
- Подбор дидактических игр.
- Подготовка материала для творческой деятельности.
- Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
- Работа с родителями- знакомство с целью и задачами проекта
- Оформление березки в уголке природы
Основной этап.
- Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
- «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- «Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.
- «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
- Наблюдение на прогулке. «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
- Рассматривание альбомов
«Всё о берёзе», «Репродукции картин о берёзе».
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
- Ознакомление с художественной литературой.
1.Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».
2. Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.
3. Загадки, пословицы.
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова. 4.Заучивание: А. Прокофьев«Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.
- Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
- НОД «Полюбуйтесь на березку» Приложение 1
- Самостоятельная деятельность детей: раскраски с изображением берёзки.
- Народные игры «Печка и дрова».
- Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков» Цель: развивать двигательную деятельность детей, углубить представление о березе. «Кто быстрее найдет берёзку» Цель: развивать двигательную деятельность детей, ориентировку в пространстве, учить находить березу среди других деревьев.
- Итоговое занятие. Художественно-эстетическое развитие: пластилинография. Тема: «Открытка «Красавица-березка» Приложение 2.
Заключительный этап.
Итогом проделанной работы стало изготовление открытки «Красавица-березка»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, воспитывать любовь к русской берёзке.
Результаты проекта
Дети: дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе; узнали о пользе берёзы для человека, прониклись заботой и любовью к берёзе, стали бережно относиться к деревьям.
Воспитатель: подобрала методическую и детскую литературу, разработала конспекты образовательной деятельности, наработала рекомендации для родителей по теме проекта, составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.
Родители: проявили интерес и участвовали в реализации проекта.
В развивающую среду были внесены: иллюстрированный альбом «Всё о берёзке», «Репродукции картин о берёзе», художественная литература, дидактические игры «Подбери листочек к дереву», «Собери целое дерево», уголок природы дополнен изображением березы.
Методическое обеспечение
1. Сайт для воспитателей http://dochkolenok.ru/
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.»М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Рыжова Н. А.«Деревья - наши друзья.» Книга для педагогов и родителей. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Приложение 1
Конспект НОД «Полюбуйтесь на березку»
Цели: формирование патриотического сознания; воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.
Познавательные задачи:
Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, из каких частей состоит дерево, форме листьев березы
Развивающие задачи:
Развитие у детей познавательной активности, активизация и обогащение их словаря.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви к русской березке, бережное отношение к ней.
Виды деятельности: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Оборудование: Составные части березы (корень, ствол, ветви, листья, листья березы и других деревьев для сравнения)
Предварительная работа: На прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни.
ХОД
(звучит музыка «Во поле березка»).
А. Кулагина
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
- Ребята, вы прослушали песню, я вам зачитала стих. О каком дереве идет речь?
Дети: О березке.
- Правильно. Какая березка?
Дети: Тоненькая, красивая, белоствольная.
- А теперь дети я вам загадаю загадку.
Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)
- А кто мне скажет из каких частей состоит березка? ( дети собирают разрезную картинку.)
Воспитатель показывает на доске собранную березу и опрашивает детей из каких частей состоит береза
А как вы думаете, для чего нужны вот эти черные точки на стволе у березки? Это дети чечевички – это носик нашей березки, через них она дышит.
Физкультурная минутка
Мы березку посадили,( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
- А давайте рассмотрим нашей березоньки листочки.
- Сравните их с листиками других деревьев. Можете сказать, на что похожи листики березы?
Итог
- С каким деревом познакомились на занятии?
Дети: Березой
- Из каких частей состоит березка?
Дети: ствол, ветви, листья, корень.
-Для чего нужны черные точки на стволе березы?
Дети: Для того, чтоб она дышала.
Посмотрите, какая березка стройная, красивая, как девушка. Ее с другим деревом не спутать, только у нее стол белого цвета. В нашей стране березку любят и почитают. Надеюсь, и вы ее полюбите.
Приложение 2
Конспект итогового занятия по художественно-эстетическому развитию
лепка в технике пластилинографии на тему:
«Красавица березка»
Цели: обобщить и закрепить знания детей как о самом почитаемом дереве в России.
Задачи:
Познавательные: учить детей отщипывать и раскатывать между ладонями кусочки пластилина и прикреплять их на шаблон дерева, закрепить знания цветов (желтый, оранжевый и зеленый) и темы проекта.
Развивающие: развивать чувство цвета и композиции, мелкую моторику рук
Воспитательные: воспитывать аккуратность, любовь к березе, умение эмоционально переживать увиденное.
Предварительная работа:
Беседы о березе, рассматривание березы на репродукциях картин, наблюдения на прогулке, сбор материала (листьев) и засушивание, чтение стихотворений, отгадывание загадок о березе
Оборудование и материалы:
Лист бумаги с нарисованной березой, сухие листья, пластилин желтого, оранжевого, зеленого цвета, индивидуальные дощечки, репродукции картин с желтыми березками.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне, я вам свой подарок покажу! (Показывает большой разноцветный букет из листьев) Как вы думаете, кто мне его подарил? (Осень) Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете? (желтые, зеленые, оранжевые) Правильно! Давайте найдем среди всех листиков березовые.
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
- Давайте поиграем с пальчиками в игру «Осень»
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
- Ребята, злой ветер-ураган, унес с березки все листья, и теперь деревья стали какими? (голыми). А вот такими они были сначала. (Показ репродукций картин с осенней березкой).
Беседа с детьми «Как в любое время года мы можем узнать берёзку?»
Ответы детей (белый ствол только у берёзы,,,)
Как называются черные полоски и точки на стволе?
Для чего они нужны?
Какие у берёзы веточки? Какие листочки? (летом, осенью)?
Ребята, давайте послушаем стихи о берёзе.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е. Трутнева) (Осенью)
Вам какое дерево больше нравится? Кто хочет украсить разноцветными листочками дерево и сделать его красивым, как на картинах?
Показ последовательности выполнения работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа.
Воспитатель: - Посмотрите, что у нас получилось? (Осенние березки) А на деревьях что растет? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? ( желтого, оранжевого, зеленого) .
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравятся ваши деревья! Вы настоящие волшебники! Какие красивые осенние березки у вас получились. Получите в подарок листики, с которыми можно поиграть в «Волшебный ветерок» (сдуть с ладошки листочек).
Приложение 3
Загадки про берёзу для детей
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.(Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.(Берёза)
Стройная красавица
стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
в белом сарафане.(Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.(Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.(Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют.(Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.(Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.(Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.(Берёза)
Приложение 4
Пословицы и поговорки про берёзу
Берёза ума даёт(имеются в виду берёзовые розги).
Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Бела берёза, да деготь черен.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, так и берёзняк.
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
Ельник, берёзник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда?
Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется.
Горбатую берёзу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть мой, все таким останется.
Для врага и берёза – угроза.
И берёза наряжается.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Скрипучая старая берёза дольше иных молодых деревьев простоит.
Яблоко к подножию берёзы не падает.
Я тебя, берёзонька, не хаю, не хвалю.
Приложение 5
Стихотворения про берёзу для детей
«Берёзка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа. (Всеволод Александрович Рождественский)
«Люблю берёзу русскую»
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся - но не ломится (Александр Прокофьев)
«Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром. (Сергей Есенин)