Кто живет в лесу?
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Лямкина Анастасия Олеговна

Расширять представления детей о лесе — дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Кто живет в лесу?

(С.Н.Николаева)

Программное содержание: расширять представле-

ния детей о лесе — дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Материал: картины из серии «Картины из жизни диких животных»': «Заяц в осеннем лесу» (№ 1), «Белки осенью» (№ 5), «Медведи в осеннем лесу» (№ 11), «Спячка ежа» (№ 21); цветные изображения лисы и волка, кукла Красная Шапочка,
игрушечные животные небольшого размера: заяц, медведь,

лиса, белка, еж, волк (или плоскостные фигурки для фланелеграфа); изображения деревьев и кустарников, которые были использованы в предыдущем занятии о лесе.

Ход  занятия

1-я часть. Воспитатель усаживает детей на стульчики и сообщает, что сейчас к ним придет Красная Шапочка, чтобы снова поговорить о лесе. Гостья приходит, здоровается. Воспитатель обращает внимание детей на то, что она тепло одета  (в пальто или куртку). «Правильно, Красная Шапочка, уже ноябрь,
холодно, нельзя ходить в летней одежде. Давай снимем пальто —
в группе у нас очень тепло, не замерзнешь. Сейчас мы с тобой
будем проверять ребят, помнят ли они, что растет в лесу».
        |

Воспитатель предлагает детям самим составить лес, называя каждое дерево, кустарник. Дети по очереди ставят (на фланелеграф) деревья, а Красная Шапочка помогает — хвалит ребят за } правильные ответы, подсказывает тем, кто забыл название. Затем ,' воспитатель обобщает действия ребят, напоминая им главную ," особенность леса: «В лесу много-много разных деревьев. Куда ни пойдешь — всюду березы, ели, сосны, рябины. А под ними кустарники, грибы и ягоды, травы. Красная Шапочка, я правильно го-  ворю? Ты ведь все время ходишь к бабушке лесом?» Кукла подтверждает: «В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнца не видно, можно заблудиться».

Воспитатель продолжает разговор с детьми и куклой, в котором обсуждает животных — обитателей леса: «В каждом лесу  есть не только деревья и другие растения. Там еще много разных зверей, птиц, насекомых». Красная Шапочка спешит сказать, что в лесу живет волк. «Правильно, в твоей сказке и твоем сказочном лесу живет один волк,— подтверждает воспитатель.— А я сейчас расскажу про настоящий, а не сказочный лес! Ты, Красная Шапочка, послушай тоже — ты ведь не была в настоящем лесу, потому что ты живешь в книжке. Сначала мы поговорим про волков (ставит на фланелеграф фигурку волка). Этот зверь похож на крупную собаку. Кто-нибудь видел овчарку? Волки похожи на этих собак. Они крупные, сильные звери (показывает руками размер волка), имеют острые, крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши и охотятся за зайцами, оленями и другими животными.

Но в настоящем лесу живут не только волки! Дети, какие еще звери живут в лесу? (Выслушивает детей, поддерживает правильные ответы.) Теперь я расскажу вам про зайцев (вывешивает картину № I). Смотрите, вот он какой — заяц: серый, с длинными ушами, коротким хвостиком. Бегает по лесу, ищет вкусную травку да спасается от волка. Красная Шапочка, ты встречалась когда-нибудь с зайцем? (Кукла отвечает отрицательно.) Ну ничего, ты к бабушке все время ходишь, как-нибудь повстречаешься и с этим длинноухим обитателем леса. Посмотрите, дети, и ты, Красная Шапочка, на картину. Что делает заяц в осеннем лесу? Кого он испугался? Посмотрите, кто-то вдали, среди деревьев пробирается по лесу! Это лось — лесной великан. Его-то заяц и испугался. Смотрите, как скачет!»

Далее воспитатель проводит с детьми физкультминутку в форме игры «Зайцы и волк».

2-я часть: демонстрируя картины, воспитатель аналогичным образом знакомит детей с белкой, медведем, ежом, лисой.  В разговор с детьми постоянно вовлекает куклу, обращаясь к ней с репликами: «Красная Шапочка, ты встречала когда-нибудь белок в лесу? Они ловко скачут по деревьям, красивые, с пушистым хвостом!» Или: «Красная Шапочка, а вот ежа ты уж, конечно, видела. Он не белка — по деревьям не прыгает. Он по дорожкам бегает, шуршит в траве. Его легко заметить.  Вот только трогать ежа  не следует — он  колючий,  весь

покрыт иголками».

Короткий рассказ про каждое животное воспитатель сопровождает показом его размеров: «Белка — небольшой зверек, может уместиться на ладони»; «Бурый медведь—огромный, сильный зверь. Если он поднимется на задние ноги, то будет намного выше человека». По ходу беседы воспитатель выставляет фигурки животных на фланелеграфе.

В конце занятия  воспитатель подводит итог,  обращаясь к кукле: «Красная Шапочка, теперь ты и все ребята знаете, что в настоящем лесу живет много разных животных. Кроме волка, там обитают зайцы, ежи, белки, бурые медведи, лисы. Это в твоем сказочном лесу живет один волк. Настоящий лес полон разных зверей, птиц и других лесных жителей. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу. О них никто не заботится — они сами умеют добывать себе пищу. Заяц имеет длинные чуткие уши и может очень быстро бегать — такие у него ноги. Заяц находит для себя разную траву. Белка ловко прыгает и бегает по деревьям, находит себе там корм и даже запасает его на зиму. Еж, пока тепло, отыскивает   червей, жуков, лягушек, а когда настает холод, он, как и медведь, ложится в спячку. Лиса и волк — это хищники, они ловят и поедают разных животных. На человека никто из них не охотится. Но когда волк и медведь, которого подняли зимой из берлоги, очень голодные, они могут напасть и на  человека. Поэтому маленьким  детям одним без взрослых ходить в лес не стоит — опасно!»

Воспитатель оставляет картины, использованные на занятии, в группе до конца дня. Дает детям возможность самостоятельно рассматривать их, отвечает на вопросы дошкольников. В свободное время читает детям рассказы Е. Чарушина.

Заяц

Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет — кормиться. «Не пускай, садовник, зайца в сад: погрызет он кору у яблонь и черешен».

Лиса

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется.

Услышит, заметит—кинется, готово попалась мышь в зубы рыжей

пушистой охотнице!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

"Кто в домике живет"

«Кто в домике живет?»        Программное содержание:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подраж...

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....