КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКИ
картотека по математике (старшая группа)

Светлана Юрьевна Прокопьева

                                   КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКИ                                           

СТАРШАЯ ГРУППА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_femp.docx749.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКИ                                            СТАРШАЯ ГРУППА

1. «Посчитай»

Цель: Показать образование чисел.

Материал: Картинки с предметами.

Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Воспитатель добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше ... или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?  Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать.

2. «Живые числа»

Цель: Упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

3. «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: Упражнять в счете на слух.

Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: У детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру,  сколько звуков услышишь( 3-4 задания).

Задание 2. Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

4. «Сосчитай правильно»

Цель: Упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с пуговицами от 1 до 10.

Ход игры: Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной).

5. «Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Материал:  Карточки от 1 до 10.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать, понимая карточку с нужным числом. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

6. «Угадай, пропущенное число»

Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

7. «Сколько?»

Цель: Развитие мышления.

Материал: Карточки от 1 до 10.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у двух ослов?

-Сколько ушей у трех мышей?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько лап у пяти котят?

-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.

8. «Чудесный мешочек»

Цель: Способствовать закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Материалы: Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)

Ход игры: У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

9.  «Танграм»

Цель: Формировать умение составлять из геометрических фигур архитектурные строения.

Материал: Квадрат 8х8 см из картона, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей, карточки образцы.

Ход игры: На каждого ребёнка раздаётся один танграм  (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные архитектурные конструкции по образцам и по собственному замыслу.

10. «Подбери фигуру»

Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: У каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Ход игры: Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

11. «Назови свой автобус»

Цель: Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Материал: Модели треугольника, прямоугольника и т.д, марки автобусов, билеты с фигурами.

Ход игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

12. «Собери фигуру»

Цель: Учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Материал: Палочки разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

13. «На птицефабрике»

Цель: Упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Материал: Карточки куриц и цыплят.

Ход игры: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше, чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

14. «Расскажи про свой узор»

Цель: Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Материал: Картинки (коврик с узором).

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

15. «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: В игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: Домики «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход игры: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

16. «Почему овал не катится?»

Цель: Познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы.

Материал: Модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Ход игры: На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет. (почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

17. «Посчитай птичек»

Цель: Показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Материал: Картинки снегирей и синичек.

Ход игры: Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

18. «Где фигура»

Цель: Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Материал: Карточки с геометрическими фигурами.

Ход игры: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

19. «Разделим пополам»

Цель: Научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Материал: Полоска и круг из бумаги, у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Ход игры: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина — это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.».

Аналогично: с кругом.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

20. «Прогулка в сад»

Цель: Познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал: Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Ход игры: На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше, чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

21. «Матрешки»

Цель: Упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красная, желтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук.

Ход игры: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

22. «Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

23. «Незаконченные картинки»

Цель: Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

24. «Машины»

Цель:  Закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал: Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Ход игры: Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В.  проверяет порядок номеров, игра продолжается.

25. «Чиним одеяло»

Цель: Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Материал: Одеяло с дырками в виде геометрических фигур.

Ход игры: С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

26. «Новогодние елочки»

Цель: Учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал: 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Ход игры: Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

27. «Продолжи ряд»

Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.         Материал: Карточки, и раздаточный материал геометрические фигуры.                                                                                                                             Ход игры: На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его, используя раздаточный материал.

28. «Сломанная лестница»

Цель: Учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Материал:10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Ход игры: На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

29. «Сестрички идут по грибы»

Цель: Закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.

Материал: Фланелеграф, 7 бумажных матрешек, корзиночки.

Ход игры: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки — это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.

Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по математике в подготовительной группы

Учить овладевать пространственными представлениями, развивать умение выделять признаки предметов, развивать в счете и отчете предметов в пределах 10....

Картотека дидактических игр по математике

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ

Картотека дидактических игр по математике в старшей группе Цель игры: закреплять знания детей о числах, отрабатывать навыки количественного счёта, соотносить количество с числами, выкладывать чис...

Картотека дидактических игр по математике

Дидактические игры подобраны по возрастам...

Картотека дидактических игр по математике

Картотека дидактических игр по математике...