КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Юрьевна Прокопьева

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didak_ekolog.docx94.48 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШАЯ ГРУППА.

1.ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ.

        Цель: Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей.  Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Материал: Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.  

Правила игры: Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево
и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Ход игры: Составить дерево или кустарник, найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарник, выбрать самый главный из отличительных признаков.    

2. ДОМИК ДЛЯ ЛИСТОЧКОВ.

Цель: Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать умение правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.

Материал: Большая картина, изображающая лес весенний период, наборы разнообразных весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Правила игры: Победителем считается те, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнил задание.        

Ход игры: Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд, выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику, нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

3. ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

Цель: Закреплять знания детей о растениях (корнеплодах, др.), совершенствовать умение детей классифицировать предметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.

Материал: картинки с изображениями растений (морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры, свекла, редис).

Правила игры: Победителем считается те, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнил задание.        

Ход игры: Детям предлагается распределить картинки на две группы: растения, у которых съедобен корень и растения, у которых плоды на стебле. Перед детьми кладутся картинки с изображениями моркови, редиса, огурцов и др., а дети должны разложить их по соответствующему признаку да два стола.

4. ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ!

Цель: Закрепить знания о степени зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Материал: Карточки овощи фрукты, что сначала, а что потом.

Правило игры: Искать свое место среди товарищей можно только по сигналу.

Ход игры: Овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группу. Причем внутри каждой группы они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности. В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

5. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материал: Картинки с изображением цветов и лепестков.

Правила игры: Кто быстрей и правильно назовет названия цветка.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

6. СОБЕРИ РАСТЕНИЕ.

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал: Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Правило игры: Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Ход игры: Вспомнить, каково строение растения. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? — Как сделать ее красивой? — Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

    

7. ЧУДО ЦВЕТОК.

Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития.

Материал: Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой - карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения.

 Правило игры: Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Ход игры: -  Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? - Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день? Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

8. ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО.

Цель: Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать полезные травы.

Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с лекарственными растениями, «посуда» для отваров и настоев.

Правило игры: Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет, для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию
приготовления.

Ход игры: Сегодня вы будете выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают и аптеках и готовят лекарства. - Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. Вам надо выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя). Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя, мяты, липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для приготовления лекарства. Рассказать о своем лекарстве.

9. ОТГАДАЙ КТО ЭТО?

Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Материал: Карточки с животными.

Правила игры: Побеждает тот кто быстрей отгадает кто в домике живет.

Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Вариант 2.

Ход игры: ведущий (воспитатель или ребенок) описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь и голосом изобразить данное животное.

10. ЧТО СНАЧАЛО, ЧТО ПОТОМ.

Цель: Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Материал: Карточки что сначала что потом.

Ход игры: Детям предъявляются карточки или предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

11. ПОСТРОЙ ДОМИК ДЛЯ ЖИВОТНОГО.

Цель: Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Материал: Большая дидактическая картина, карточки домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т.п.), строй материалов (веточки, травинки, пух, листья и т.д.) животных.

Правило игры: Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор.

Ход игры: Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришил телеграмма. - Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям - Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их
по имени. Вам надо выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь, выбрать стройматериалы только те, которые нужны для вашего животного. Подобрать домик для животного, рассказать о своем выборе.    

    

12. ГНЕЗДОВЬЯ ПТИЦ.

Цель: Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами.

Материал: Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц — строителей этих гнезд, наборы строительных материалов.

Правило игры: Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Ход игры: В начале игры педагог знакомит детей с птицами - участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы. Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.

13. ЗИМНИЕ ЗАПАСЫ.

Цель: Закреплять знания детей о жителях леса, их образе жизни.

Материал: Изображения лесных зверей, продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.

Правило игры: Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.

Ход игры: Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других—в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т.д.) Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму. 
Примечание : воспитатель предлагает детям изменить правила (например, выбрать пищу и угостить тех животных, которые употребляют данную пищу, прокомментировать свое решение).

14. ЧЕЙ СЛЕД?

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, о образе жизни в зимнем лесу. Формировать умение соотносить зверя с следами в зимнем  лесу.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Правило игры: Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Ход игры: Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса. | Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).

15. «БАБОЧКИ»                                                                                                             Цель: Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.                                                                                   Материал: На поле изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением).                                                                                                                                                     Правила игры: Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.                                                                                                                  Ход игры: Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

16. «НАРЯДЫ МАТУШКИ – ЗЕМЛИ»                                                                              Цель: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.                                                                                                   Материал: Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер).                                                                       Правила игры: Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.                                                                                                                                                  Ход игры: Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины. Рассказать о причинах выбора.        

17. «ГОРОД И СЕЛО».                                                                                                     Цель: Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Воспитывать уважение к людям труда.                                        Материал: Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач).                                                       Правила игры: Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой). Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.   Ход игры: Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

18. «ЧЕТЫРЕ КАРТИНКИ»

Цель: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Материал: 24 картинки с изображением птиц, бабочек, животных.

Правила игры: Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Ход игры: Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно.

19. «ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ, ПРЫГАЕТ»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Материал: Картинки с изображением разных животных.

Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно подберёт карточки.

Ход игры: Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

20. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно расскажет, что произойдёт с оставшимися живыми объектами.

Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 21.«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСА ИСЧЕЗЛИ…»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Материал: Карточки с объектами живой  природы.

Правила игры: Правильно соотнести карточки.

Ход игры: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Дидактических игр в экологическом воспитании старших дошкольников.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлени...

"Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников". Материал для воспитателей.

Данную картотеку можно использовать при составлении планов непосредственной образовательной деятельности....

Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)

Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

В картотеке представлены подвижные, малоподвижные, с использованием дидактического материала игры для проведения мероприятий на прогулках или в помещении группы с детьми старшего дошкольного возраста ...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.старшая группа.

В данном пособии представленны дидактические игры ,которые могут быть использованны в воспитательно - образовательном  процессе, старшего дошкольного возраста....