Проект "Насекомые"
методическая разработка по окружающему миру

Романенко Тамара Петровна

Прект "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nasekomye.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

        СОГЛАСОВАНО                                                             утверждаю

Зам.зав. по ВОР МБДОУ «Д/c № 47»                             Заведующий    МБДОУ «Д/с № 47»

_______________ Хацкевич Н.В.                             __________________ Бахарева Р.К.

________________ 2020г.                                          «____» _______________2020г.

Проект «Насекомые»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Группа «Гномики»

                                                                 

                                                               

                                                                  Составили воспитатели:

                                                                                               Романенко Т.П.

                                                                                               Доронина К.В.

     

2020г.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 01.06.20г. по 24.08.20г.

Предметы исследования: насекомые.

Возраст детей: старший дошкольный.

Актуальность проблемы:

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:

 Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

 Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой,

В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.  

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.

   Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. 

Задачи

1. Сформировать представления:

    - о жизни насекомых, разновидностях, о полезных и опасных насекомых;

    - о строение разных видов насекомых;  

    - о развитие насекомых;

    - о изменении жизнедеятельности в разные времена года;

    - о экологически грамотном поведении человека с природой.

 2. Познакомить с домашними насекомыми.

3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

    исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

4. Вызвать у детей интерес  к конкретным объектам -  к насекомым;

    вызвать желание оберегать, заботиться о некоторых видах насекомых.

5. Расширять представление о том, как поэты и писатели описывали насекомых в

    своих произведениях.

   

 Предполагаемый результат:

-  речевое творчество детей.

- экскурсия в городской сквер.

- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,

  поделки, фотоальбом  «Насекомые», описательные загадки о насекомых);

- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)

- дидактические игры и пособия.

        Перспективное планирование работы с детьми по проекту.

Образовательные области

Познание

Задачи:

- познакомить с новыми видами насекомых.

- познакомить с жизненным циклом насекомых.

- поддерживать стремление детей расширять способы

  наблюдения за насекомыми, самостоятельную поисково –  

  исследовательскую деятельность   детей.

- развивать интерес к насекомым:

  1.Такие разные насекомые.

  2.Распространение и места обитания.

  3.Роль насекомых в экосистеме.

  4.Исследование – «Трудяги муравьи»    

  5.Домашние насекомые.

  6.Вода, свет, тепло в жизни насекомых.

Труд

- сбор иллюстраций  для изготовления альбома «Насекомые».

- сбор материала для коллажа.      

- уход за насекомыми.                                

- изготовление книжки «Наши загадки о насекомых»

Цели:

- научить детей правильно распределять иллюстрации насекомых (полезные и опасные) для изготовления коллажа.

- расширить представление детей, как  правильно ухаживать

   за домашними насекомыми.

- развивать желание оберегать полезных насекомых.

Художественно – творческая деятельность

Задачи:

- закреплять и совершенствовать технологию,

  последовательность.

- использовать широкий спектр материалов и приёмов

   оформления.

- совершенствовать технику рисования гуашью.

- познакомить и научить детей работать с пооперационной

  картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

-  воспитывать в детях самостоятельность.

- развивать любознательность, интерес к овладению способами

   Познания, через изготовление фотоальбома, изготовление книжки – малышки, беседу и рисование на тему: «Насекомые», коллаж на тему «Полезные и опасные насекомые», оформление альбома «Такие разные насекомые».

Музыка

- Песня «Кузнечик»,

- слушание аудиозаписи «Звуки насекомых»,

- хоровод «Паучок»

 Чтение художественной литературы

Задачи:

- познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами,

  писателями.

- продолжать осмысливать образные выражения и

  фразеологические обороты.

- стимулировать к самостоятельному творческому проявлению:

подбор и выставка  художественной  литературы о насекомых,

 заучивание стихотворения о насекомом, чтение детской энциклопедии (о насекомых).

Социализация

Задачи:

- обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества.

- продолжать развивать организаторские способности.

- соблюдать правила связанные с ролью.

-  создавать игровую среду через д/игры  «Собери картинку», Игра по модели строения насекомого (лапы, брюшко, крылья, усики …), Лото «Насекомые», Мягкий конструктор «Насекомые», С /ролевая игра «На лугу»,  Игра - драматизация «Муха - цокотуха», Игра на внимание:

Ведущий показывает открытки с насекомыми. Если это полезное

насекомое, дети поднимают одну руку. Если вредное и опасное – две руки.  

Безопасность

Задачи:

- закрепить знания детей об опасных насекомых.

- вспомнить меры безопасности при посещении леса, во время наблюдения за насекомыми.

- создать условия для выполнения совместных дел, в которых все могут участвовать с соблюдением правил здоровьесберегающего поведения.

- Создать  альбом «Вредные и опасные насекомые».

Коммуникация

Задачи:

- закрепить знания детей об условиях, необходимых для развития насекомых.

- развитие представления детей об насекомых, как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение, разновидности).

- воспитывать бережное отношение к насекомым; умение

 увидеть и оценить красоту и пользу насекомых.

- дать детям информацию о разновидностях насекомых.

- дать обобщённое представление о системе приспособительных

  особенностей насекомых к сезонным изменениям.

- обобщение представлений о системе потребности насекомых

 (в оптимальной температуре, в свете,  во влаге, в питании,

  в соответствующей заботе).

- конкретизировать знания детей о разных способах размножения                

   насекомых;

- вызвать познавательный интерес, через д/игры: «Домашние насекомые», «Пчёлка - доктор», «Летающие насекомые», «Плавающие и ползающие насекомые», «Опасные насекомые»

Физкультура

Задачи:

- совершенствовать технику основных видов движений и

  спортивных упражнений.

- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно

  его использовать.

- формировать умения самостоятельно организовывать

   подвижные игры.

-Разучить с детьми: пальчиковую гимнастику «Паучки»,

 физминутку  «Бабочка», комплекс утренней гимнастики «Насекомые», подвижные игры: «Поймай комарика», «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно), «Медведь и пчёлы»

Здоровье

  Задачи:

- развивать познавательную активность детей в процессе

  формирования  представлений о пользе насекомых в медицине.

- закрепить знания детей о кровососущих насекомых, об оказании первой медицинской помощи при укусе

   насекомого.

- обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- создать коллаж: «Насекомые и здоровье»

Работа с родителями

                                               - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет,      

 загадок, поговорок, стихо     насекомых.

- «Какие разные насекомые» (выставка поделок).

- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в

   Зоологический музей, в городской парк).

- подбор информаций на тему «Домашние насекомые».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

(Развивающая  среда)

- Настольно – печатные игры «Зелёный город»

- дидактические игры: лото, домино,

- «Собери картинку»

- «Угадай насекомое по описанию»;

- «Угадай насекомое по загадке, по иллюстрации»;

- «Составь насекомое из геометрических фигур»;

- «Укрась крылья бабочке».

- атрибуты для с/ролевой игры «На лугу»

- атрибуты для игры – драматизации «Муха – цокотуха»

-библиотечка юного натуралиста (алгоритм, каталог, энциклопедия…..)

- оснащение природным и бросовым материалом.

- инструменты (сачок, лупа, микроскоп, колбы).

- раскраски, трафареты.

- худ. литература, иллюстрации.

- мультфильмы про насекомых.

Итог проекта:

  1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о

    насекомых.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к насекомым,  

    которые  окружают ребенка.

3.Пополнились знания детей о полезных и опасных насекомых.

4. Правила безопасного поведения при общении с насекомыми.

5. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и

    заботиться о ней.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • коллективное наблюдение;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры; 
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экологические  викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

     Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, баночки, песочные часы, часы, лупа, сачок,  спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

- насекомые живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по экологии;

- библиотечка юного натуралиста.

- альбом «Полезные и опасные насекомые»;

     - оснащение природным и бросовым материалом.

На подготовительном этапе работы необходимо:

1. Определить формы и методы исследования;

2.Провести предварительную работу с родителями и детьми;

3.Выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экскурсии и целевые прогулки;
  • Решение проблемных ситуаций; 
  • Беседы и рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы детей;
  • Рассматривание картин и иллюстраций, альбомов;
  • Чтение художественной литературы;
  • Организация игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевая игра «На лугу», игра – драматизация  «Муха - цокотуха»
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Оформление и использование книжек-самоделок по теме «Как избежать неприятностей и сохранить свое здоровье»;

Предварительная работа с родителями:

Родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

1.Провести беседу с детьми о насекомых, показать и рассмотреть иллюстрации

   насекомых.

2. Чтение энциклопедии, сказок, просмотр мультфильмов.

3. Подбор иллюстраций для альбома и коллажа.

4. Экскурсия в городской парк.

Предварительная работа с детьми:

1.Проведение беседы на тему «Что мы знаем о насекомых».

2.Выбор объекта наблюдения.

3.Подготовка личных папок детей «Моё насекомое» для фиксации результатов

  наблюдений.

Подготовительный этап:

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;

- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;

- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);

- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;

- определение времени для работы над проектом

- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.

Заключительный этап:

- размещение информации о проекте и его результатах;

- оформление выставки поделок и рисунков.

- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;

- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;

- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;