Проект "Насекомые"
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО утверждаю
Зам.зав. по ВОР МБДОУ «Д/c № 47» Заведующий МБДОУ «Д/с № 47»
_______________ Хацкевич Н.В. __________________ Бахарева Р.К.
________________ 2020г. «____» _______________2020г.
Проект «Насекомые»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Группа «Гномики»
Составили воспитатели:
Романенко Т.П.
Доронина К.В.
2020г.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный 01.06.20г. по 24.08.20г.
Предметы исследования: насекомые.
Возраст детей: старший дошкольный.
Актуальность проблемы:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой,
В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Задачи
1. Сформировать представления:
- о жизни насекомых, разновидностях, о полезных и опасных насекомых;
- о строение разных видов насекомых;
- о развитие насекомых;
- о изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- о экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Познакомить с домашними насекомыми.
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
4. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам - к насекомым;
вызвать желание оберегать, заботиться о некоторых видах насекомых.
5. Расширять представление о том, как поэты и писатели описывали насекомых в
своих произведениях.
Предполагаемый результат:
- речевое творчество детей.
- экскурсия в городской сквер.
- выставка: продукты детской творческой деятельности (коллаж, рисунки,
поделки, фотоальбом «Насекомые», описательные загадки о насекомых);
- совместные работы родителей и детей (поделки и рисунки)
- дидактические игры и пособия.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
Образовательные области | |
Познание | Задачи: - познакомить с новыми видами насекомых. - познакомить с жизненным циклом насекомых. - поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за насекомыми, самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность детей. - развивать интерес к насекомым: 1.Такие разные насекомые. 2.Распространение и места обитания. 3.Роль насекомых в экосистеме. 4.Исследование – «Трудяги муравьи» 5.Домашние насекомые. 6.Вода, свет, тепло в жизни насекомых. |
Труд | - сбор иллюстраций для изготовления альбома «Насекомые». - сбор материала для коллажа. - уход за насекомыми. - изготовление книжки «Наши загадки о насекомых» Цели: - научить детей правильно распределять иллюстрации насекомых (полезные и опасные) для изготовления коллажа. - расширить представление детей, как правильно ухаживать за домашними насекомыми. - развивать желание оберегать полезных насекомых. |
Художественно – творческая деятельность | Задачи: - закреплять и совершенствовать технологию, последовательность. - использовать широкий спектр материалов и приёмов оформления. - совершенствовать технику рисования гуашью. - познакомить и научить детей работать с пооперационной картой для дальнейшей самостоятельной деятельности. - воспитывать в детях самостоятельность. - развивать любознательность, интерес к овладению способами Познания, через изготовление фотоальбома, изготовление книжки – малышки, беседу и рисование на тему: «Насекомые», коллаж на тему «Полезные и опасные насекомые», оформление альбома «Такие разные насекомые». |
Музыка | - Песня «Кузнечик», - слушание аудиозаписи «Звуки насекомых», - хоровод «Паучок» |
Чтение художественной литературы | Задачи: - познакомить детей с новыми произведениями, с поэтами, писателями. - продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. - стимулировать к самостоятельному творческому проявлению: подбор и выставка художественной литературы о насекомых, заучивание стихотворения о насекомом, чтение детской энциклопедии (о насекомых). |
Социализация | Задачи: - обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества. - продолжать развивать организаторские способности. - соблюдать правила связанные с ролью. - создавать игровую среду через д/игры «Собери картинку», Игра по модели строения насекомого (лапы, брюшко, крылья, усики …), Лото «Насекомые», Мягкий конструктор «Насекомые», С /ролевая игра «На лугу», Игра - драматизация «Муха - цокотуха», Игра на внимание: Ведущий показывает открытки с насекомыми. Если это полезное насекомое, дети поднимают одну руку. Если вредное и опасное – две руки. |
Безопасность | Задачи: - закрепить знания детей об опасных насекомых. - вспомнить меры безопасности при посещении леса, во время наблюдения за насекомыми. - создать условия для выполнения совместных дел, в которых все могут участвовать с соблюдением правил здоровьесберегающего поведения. - Создать альбом «Вредные и опасные насекомые». |
Коммуникация | Задачи: - закрепить знания детей об условиях, необходимых для развития насекомых. - развитие представления детей об насекомых, как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение, разновидности). - воспитывать бережное отношение к насекомым; умение увидеть и оценить красоту и пользу насекомых. - дать детям информацию о разновидностях насекомых. - дать обобщённое представление о системе приспособительных особенностей насекомых к сезонным изменениям. - обобщение представлений о системе потребности насекомых (в оптимальной температуре, в свете, во влаге, в питании, в соответствующей заботе). - конкретизировать знания детей о разных способах размножения насекомых; - вызвать познавательный интерес, через д/игры: «Домашние насекомые», «Пчёлка - доктор», «Летающие насекомые», «Плавающие и ползающие насекомые», «Опасные насекомые» |
Физкультура | Задачи: - совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений. - обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать. - формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры. -Разучить с детьми: пальчиковую гимнастику «Паучки», физминутку «Бабочка», комплекс утренней гимнастики «Насекомые», подвижные игры: «Поймай комарика», «Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно), «Медведь и пчёлы» |
Здоровье | Задачи: - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о пользе насекомых в медицине. - закрепить знания детей о кровососущих насекомых, об оказании первой медицинской помощи при укусе насекомого. - обогащать представления детей о гигиенической культуре. - создать коллаж: «Насекомые и здоровье» |
Работа с родителями | - подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет, загадок, поговорок, стихо насекомых. - «Какие разные насекомые» (выставка поделок). - «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в Зоологический музей, в городской парк). - подбор информаций на тему «Домашние насекомые». |
Создание условий для самостоятельной деятельности. (Развивающая среда) | - Настольно – печатные игры «Зелёный город» - дидактические игры: лото, домино, - «Собери картинку» - «Угадай насекомое по описанию»; - «Угадай насекомое по загадке, по иллюстрации»; - «Составь насекомое из геометрических фигур»; - «Укрась крылья бабочке». - атрибуты для с/ролевой игры «На лугу» - атрибуты для игры – драматизации «Муха – цокотуха» -библиотечка юного натуралиста (алгоритм, каталог, энциклопедия…..) - оснащение природным и бросовым материалом. - инструменты (сачок, лупа, микроскоп, колбы). - раскраски, трафареты. - худ. литература, иллюстрации. - мультфильмы про насекомых. |
Итог проекта:
1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о
насекомых.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к насекомым,
которые окружают ребенка.
3.Пополнились знания детей о полезных и опасных насекомых.
4. Правила безопасного поведения при общении с насекомыми.
5. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и
заботиться о ней.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Трудовая деятельность детей.
- Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, микроскоп, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, баночки, песочные часы, часы, лупа, сачок, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
- насекомые живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного натуралиста.
- альбом «Полезные и опасные насекомые»;
- оснащение природным и бросовым материалом.
На подготовительном этапе работы необходимо:
1. Определить формы и методы исследования;
2.Провести предварительную работу с родителями и детьми;
3.Выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:
- Самостоятельное наблюдение;
- Коллективное наблюдение;
- Экспериментирование;
- Трудовая деятельность детей.
- Экскурсии и целевые прогулки;
- Решение проблемных ситуаций;
- Беседы и рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы детей;
- Рассматривание картин и иллюстраций, альбомов;
- Чтение художественной литературы;
- Организация игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевая игра «На лугу», игра – драматизация «Муха - цокотуха»
- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
- Оформление и использование книжек-самоделок по теме «Как избежать неприятностей и сохранить свое здоровье»;
Предварительная работа с родителями:
Родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
1.Провести беседу с детьми о насекомых, показать и рассмотреть иллюстрации
насекомых.
2. Чтение энциклопедии, сказок, просмотр мультфильмов.
3. Подбор иллюстраций для альбома и коллажа.
4. Экскурсия в городской парк.
Предварительная работа с детьми:
1.Проведение беседы на тему «Что мы знаем о насекомых».
2.Выбор объекта наблюдения.
3.Подготовка личных папок детей «Моё насекомое» для фиксации результатов
наблюдений.
Подготовительный этап:
- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;
- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;
- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);
- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;
- определение времени для работы над проектом
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
Заключительный этап:
- размещение информации о проекте и его результатах;
- оформление выставки поделок и рисунков.
- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;
- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;
- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;