Экологическое воспитание дошольников
статья по окружающему миру

ленамакарова

Глобальный кризис  окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации.Учёные и практики убеждены, что мы много говорим о роли природы в воспитании человека, но мало делаем. Остановить опасность, уберечь наш Дом от катастрофы может только человек. Наша задача воспитать такого защитника. Обогатить его знаниями, научить любить и беречь природу. Научить по-хозяйски распоряжаться богатствами нашей планеты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 4

Сообщение

На тему:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ  – ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА»

 

Подготовил и провёл

                                                                                  воспитатель

                                                                                       Макарова Е.В.

2019г

Глобальный кризис  окружающей среды привёл к тому, экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации. Однако,  массовые  движения  за чистоту окружающей среды, привело к некоторой девальвации понятия «экология». Экология греческое слово, эко – дом, родина; логос-учение. Иначе говоря, экология это наука о Доме – Родине. Это намного глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное экологическое воспитание.

        Сегодня наш дом в опасности.  Слишком, много знаков опасности появилось в последние годы на земле: Байкал, Арал, Чернобыль,   Семипалатинск и т. д.  И, к сожалению, этот процесс продолжается.  Нити, связывающие Землю и Человека  и Землю, рвутся одна за другой. Вспоминаются пронзительные строки Расула Гамзатова:

                        «В час раздумий наших и тревог,

                        В горький час беды и неудачи

                        Видел я: цветы как люди плачут

                        И росу роняют на песок».

Не хочется быть пессимистом, но даже страшно подумать, что наши дети застанут лишь вырубленные леса, обмелевшие реки, загублённые озёра.

        Учёные и практики убеждены, что мы много говорим о роли природы в воспитании человека, но мало делаем. Остановить опасность, уберечь наш Дом от катастрофы может только человек. Наша задача воспитать такого защитника. Обогатить его знаниями, научить любить и беречь природу. Научить по-хозяйски распоряжаться богатствами нашей планеты.

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, желание сохранять её);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями  и животными, по охране и защите за природы);

Естественно что, все составляющие подобного комплексного  подхода  экологического воспитания существуют не обособленно, а взаимосвязано.

        Окружающий нас мир неповторим и уникален.  Он требует к себе гуманного отношения и нуждается в нашей заботе и охране.  Всё это закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями  и обитателями живого уголка.  Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе. А так  же вместе с детьми участвуют в природоохранных мероприятиях.

        Признаком сформированности  осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие критерии:

- понимание необходимости бережного и  заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

-понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её эстетическом  и практическом значении для человека;

-освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;

-проявление активного отношения к объектам природы, умение оценивать действия других по отношению к ней.

        Экологическое воспитание детей следует рассматривать как нравственное воспитание. В основе отношения человека к природе должны лежать гуманные чувства,  такие как, осознание ценности любого проявления жизни и стремление защищать и сберегать природу.  Формируя гуманное отношение к природе, главное чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны  между собой. Забота о природе есть, забота о человеке, его будущем.

        Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? В  дошкольном возрасте дети склонны к впечатлительности и отзывчивости через сопереживание и сострадание. Эти чувства помогают ребёнку войти в жизнь другого живого существа, почувствовать его боль как свою.  Всё это определяет действительное отношение детей к природе.  Дети выражают готовность проявлять заботу о тех, кого обижают, помочь попавшим в беду живым существам.  Активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за растениями, животными и птицами.  Очень важно показать детям, что они должны покровительствовать природе, заботиться и охранять её. Ещё надо научить детей, замечать поступки других людей, давать этим поступкам соответствующую нравственную оценку и по мере своих возможностей противостоять безнравственным и антигуманным действиям.  Взрослые должны помнить, что зачастую небрежное и жестокое отношение детей к природе,  объясняется отсутствием у них необходимых знаний.  Вот  почему нравственное воспитание происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают в себя:

-представление о растениях и животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих  потребностей;

-понимание взаимосвязи живых существ и их среды обитания, их умение приспосабливаться к условиям существования;

-осознание того что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время  каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.

        Разумеется, для формирования у детей гуманного отношения к природе одних знаний недостаточно.  Необходимо эти знания включать в посильную для их возраста практическую деятельность, такую как озеленение живого уголка, уход за его обитателями и т. д. На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают навыки культурного поведения в природе.  А так же знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями  и животными, а также с естественной средой их обитания. Кроме того на прогулках и экскурсиях надо научить детей понимать влияние деятельности человека на природу. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и  приумножить её красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «МУЗЫКА» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШОЛЬНИКОВ"

Нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью чтения народных сказок, инсценировок и разыгрывание те...

Анкеты для родителей по нравственному воспитанию дошольника

Изучение запросов и позиции родительской общественности - одно из важнейших у ловий планирования и корректировки планов нашей работы....

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...