Экологическое воспитание дошольников
статья по окружающему миру
Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации.Учёные и практики убеждены, что мы много говорим о роли природы в воспитании человека, но мало делаем. Остановить опасность, уберечь наш Дом от катастрофы может только человек. Наша задача воспитать такого защитника. Обогатить его знаниями, научить любить и беречь природу. Научить по-хозяйски распоряжаться богатствами нашей планеты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4
Сообщение
На тему:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ – ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА»
Подготовил и провёл
воспитатель
Макарова Е.В.
2019г
Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации. Однако, массовые движения за чистоту окружающей среды, привело к некоторой девальвации понятия «экология». Экология греческое слово, эко – дом, родина; логос-учение. Иначе говоря, экология это наука о Доме – Родине. Это намного глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное экологическое воспитание.
Сегодня наш дом в опасности. Слишком, много знаков опасности появилось в последние годы на земле: Байкал, Арал, Чернобыль, Семипалатинск и т. д. И, к сожалению, этот процесс продолжается. Нити, связывающие Землю и Человека и Землю, рвутся одна за другой. Вспоминаются пронзительные строки Расула Гамзатова:
«В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок».
Не хочется быть пессимистом, но даже страшно подумать, что наши дети застанут лишь вырубленные леса, обмелевшие реки, загублённые озёра.
Учёные и практики убеждены, что мы много говорим о роли природы в воспитании человека, но мало делаем. Остановить опасность, уберечь наш Дом от катастрофы может только человек. Наша задача воспитать такого защитника. Обогатить его знаниями, научить любить и беречь природу. Научить по-хозяйски распоряжаться богатствами нашей планеты.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, желание сохранять её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите за природы);
Естественно что, все составляющие подобного комплексного подхода экологического воспитания существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Окружающий нас мир неповторим и уникален. Он требует к себе гуманного отношения и нуждается в нашей заботе и охране. Всё это закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями и обитателями живого уголка. Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе. А так же вместе с детьми участвуют в природоохранных мероприятиях.
Признаком сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие критерии:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
-понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её эстетическом и практическом значении для человека;
-освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;
-проявление активного отношения к объектам природы, умение оценивать действия других по отношению к ней.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать как нравственное воспитание. В основе отношения человека к природе должны лежать гуманные чувства, такие как, осознание ценности любого проявления жизни и стремление защищать и сберегать природу. Формируя гуманное отношение к природе, главное чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны между собой. Забота о природе есть, забота о человеке, его будущем.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? В дошкольном возрасте дети склонны к впечатлительности и отзывчивости через сопереживание и сострадание. Эти чувства помогают ребёнку войти в жизнь другого живого существа, почувствовать его боль как свою. Всё это определяет действительное отношение детей к природе. Дети выражают готовность проявлять заботу о тех, кого обижают, помочь попавшим в беду живым существам. Активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за растениями, животными и птицами. Очень важно показать детям, что они должны покровительствовать природе, заботиться и охранять её. Ещё надо научить детей, замечать поступки других людей, давать этим поступкам соответствующую нравственную оценку и по мере своих возможностей противостоять безнравственным и антигуманным действиям. Взрослые должны помнить, что зачастую небрежное и жестокое отношение детей к природе, объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему нравственное воспитание происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают в себя:
-представление о растениях и животных, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи живых существ и их среды обитания, их умение приспосабливаться к условиям существования;
-осознание того что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, для формирования у детей гуманного отношения к природе одних знаний недостаточно. Необходимо эти знания включать в посильную для их возраста практическую деятельность, такую как озеленение живого уголка, уход за его обитателями и т. д. На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают навыки культурного поведения в природе. А так же знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, а также с естественной средой их обитания. Кроме того на прогулках и экскурсиях надо научить детей понимать влияние деятельности человека на природу. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и «МУЗЫКА» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШОЛЬНИКОВ"
Нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью чтения народных сказок, инсценировок и разыгрывание те...
Анкеты для родителей по нравственному воспитанию дошольника
Изучение запросов и позиции родительской общественности - одно из важнейших у ловий планирования и корректировки планов нашей работы....
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...