Конспект занятия для детей по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Зимовье зверей»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формирование представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Тема«Зимовье зверей»

Подготовила и провела :

Воспитатель Кондрашова Т.В.

Мытищи 2021 г.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

продолжения формирования представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

ОбразовательныеФормировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу. Формировать у детей заботливое отношение к животным, желание помочь им пережить суровые условия зимы ; закрепить представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; развивать связную речь, обогащать словарь детейзимовье, линька.

Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.

Оборудование :  деревья: березки, ёлочки ; изображение зайца, лисы, волка, белки ; звуковые эффекты (вой волков, метель)набор предметов для игры: орехи, грибы, шишки, корзинки 2 шт. ; набор картинок «Дикие животные», костюмы зайцев, белки, волка, лисы, медведя ; письмо, разрезная картинка «волк», мольберт, фланелеграф.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы о природе; чтение сказок о животных; загадывание загадок; рисование лесных обитателей; беседы о правилах поведения на природе.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физическая минутка, слушание звукозаписи.

Ход НОД

(Дети стоят полукругом на ковре)

Воспитатель : Ребята, сегодня я получила странное письмо. Вот оно, посмотрите. (читает письмо)

«Здравствуйте, ребята. Я – медведь и никогда не видел зимы, потому что всегда осенью ложусь спать и сплю всю зиму в своей теплой берлоге. Расскажите мне о зиме и о том, как зимуют звери в лесу. Скоро к вам приеду. До встречи.

Медведь из леса.»

Раздается стук в дверь, и в группу входит медведь.

Медведь :

- Здравствуйте, ребята, еле до вас добрался. Холодно на улице, мои лапы то скользят, то в белую вату проваливаются.

Воспитатель :

- Здравствуй, мишка, так это не вата – это снег.

Медведь :

- А есть его можно? Он такой белый, на солнышке блестит.

Воспитатель :

- Нет, мишка, снег есть нельзя – горло заболит. Мишка мы прочитали твое письмо и готовы тебе помочь, правда, ребята?.

Ребята, отгадайте загадку: «После осени пришла. И сугробы намела.

Дети Зима.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.

Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток.).

Пока идем, вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие).

Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу.

Воспитатель :

- Ой, ребята, смотрите, что я нашла – шишки. А шишки – то непростые в них загадки, давайте разгадаем первую загадку.

Кто на дереве живёт,
Грызёт орешки без забот,
Запасы на зиму несёт,
Чтоб быть довольной круглый год? (Белка)

Воспитатель : Правильно, ребята, это белка. А вот и белочки нас встречают. Здравствуйте, белочки. Расскажите нам с мишкой как вы зимуете? Почему зимой холодной не мерзнете, чем питаетесь?

Белочка 1 : Мы веселые белочки, прыгаем с ветки на ветку по всему лесу. Зимой мы меняем шубку, была рыжая – стала серая. Нам в ней не холодно. Мы всю осень утепляли дупло, готовили запасы на зиму : грибы, ягоды, орехи чтобы зимой не голодать.

Медведь : А что же вы едите зимой, кругом ведь снег лежит, а его есть нельзя!

Белочка 2 : У нас у белок еда очень разнообразна, в основном мы питаемся семенами ели, сосны, орешками и сушеными грибами.

Медведь : Здорово!

Белочки : Ребята, помогите нам разобрать грибочки и орешки по разным корзинкам. А то мы когда вас увидели с перепугу все перемешали.

Воспитатель : Ну, что,ребята, поможем белочкам? (ответы детей) Тогда давайте разделимся на две команды, первая команда будет собирать грибы, а вторая – орехи. (дети делятся на две команды, орехи и грибы лежат в одной большой корзине, детям необходимо разложить их по разным корзинам.)

Белочки : Вот спасибо вам, ребята, нам пора нас мама ждет.

Воспитатель : До свидания, белочки. Ребята, посмотрите, а вот и вторая шишка с загадкой. Читает загадку:

Прыг – скок, трусишка, хвост коротышка,

Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой;

Одежда в два цвета: на зиму и лето. 

Кто же это? (Зайка)

Воспитатель : Правильно, ребята, это заяц. А вот и зайчики нас встречают. Здравствуйте, зайчики. Расскажите нам с мишкой как вы зимуете? Почему зимой холодной не мерзнете, чем питаетесь?

1заяц Зимой мы шубки свои поменяли, надели белые, как снег, теплые, теперь лисе и волку нас не найти, мы в снежок зароемся, в клубочек свернемся и можем спать в снегу.

2 заяц : Питаемся мы корой деревьев, веточками молодыми, иногда грызем и корни деревьев. Можем и сухую травку из - под снега достать.

  Медведь : Ой, холодно как! Как же вы такие маленькие не мерзнете?

Зайчики : Так мы, мишенька, зарядкой занимаемся каждый день. Бег и прыжки наши любимые занятия. Присоединяйтесь к нам. И ты, мишенька, вставай на зарядку, вот и согреешься.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть,  (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.

Медведь : Ах, спасибо, вам зайчатки, согрелся, аж жарко стало.

Зайцы : Нам пора домой бежать, а вам мы шишку волшебную подарим. До свидания, ребята, до свидания,мишка.

Воспитатель : Ребята, что же нам шишка расскажет. (читает)

Очень хитрая она:

Обитает среди леса

ярко-рыжая принцесса –

Превеликая хитрица,

И зовут ее…(Лисица)

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса. А вот и лисонька нам навстречу идет. Здравствуй, лисонька. Расскажи нам с мишкой как ты зимуешь? Почему зимой холодной не мерзнешь, чем питаешься?

Лиса Зимой, я шубку меняю, да валенки надеваю. У меня на ногах отрастает густая шерсть, потому в народе и говорят «лисица зимой ходит в валенках», вот ноги мои и не мерзнут. А питаюсь я мышками да зайцами, если поймать удастся. А сплю я в теплой норке под землей, хвостиком укроюсь и никакие морозы мне не страшны. Ну, все пора мне на охоту, а вы еще дружка моего найдите, ему мой привет передайте. А кто он узнаете, когда картинку сложите. Держите.

Дети на фланелеграфе собирают разрезную картинку с изображением волка.

Воспитатель : Ребята, кто это? (ответы детей.)Ребята, а вам не страшно? (ответы детей) Из – за елки появляется волк.

Волк : Кто это в моем лесу гуляет, мою добычу пугает?

Воспитатель : Это мы волк в лес пришли, узнать как звери в лесу зимуют. Вот мишенька зимы никогда не видел, ему рассказать.

Волк : Холодно зимой в лесу, голодно. Шерсть у меня теплая, а лапы мерзнут. Целый день по лесу за зайцами да мышами гоняюсь, это про меня говорят «волк зимой холодной, бродит злой голодный». Тяжко мне зимой.

Медведь : Нет, ребята, замерз я в лесу, совсем свои лапы отморозил, да и спать я хочу. Давайте домой возвращаться.

Волк : Держите, ребята, волшебную шишку она поможет вам домой вернуться, только скажите «Раз, два, три, волшебная шишка домой нас верни.»

Воспитатель : До свидания, волк, спасибо тебе. А мы домой будем возвращаться. (воспитатель берет шишку и произносит волшебные слова. дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель : Ну вот, ребята, мы вернулись домой, в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? (ответы детей)Мишка, ты понял что такое зима и как зимуют звери в лесу?

Медведь : Спасибо вам, ребята, за путешествие в зимний лес. Я узнал, что такое зима, и как звери в лесу зимуют. Я же возвращаюсь в свою теплую уютную берлогу и буду спать до весны. (медведь прощается и уходит.)

Воспитатель : Ребята, кого мы встретили в лесу? (ответы детей) Что нового вы узнали о зимовье зверей(ответы детей) Молодцы. На этом наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: "День космонавтики в детском саду". Подготовила занятие: воспитатель средней группы №1 Семина Екатерина Александровна....

Конспект занятия и презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Первые весенние цветы"

Конспект занятия и презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Первые весенние цветы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект занятия с презентацией по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Посуда»

Задачи:Образовательные задачи:- способствовать формированию представлений детей о родах войск,об особенностях военной службы;Развивающие задачи:- содействовать развитию внимания, памяти, логического м...