Конспект занятия для детей по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Зимовье зверей»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формирование представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Тема«Зимовье зверей»

Подготовила и провела :

Воспитатель Кондрашова Т.В.

Мытищи 2021 г.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

продолжения формирования представлений о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

ОбразовательныеФормировать у дошкольников представления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу. Формировать у детей заботливое отношение к животным, желание помочь им пережить суровые условия зимы ; закрепить представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; развивать связную речь, обогащать словарь детейзимовье, линька.

Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.

Оборудование :  деревья: березки, ёлочки ; изображение зайца, лисы, волка, белки ; звуковые эффекты (вой волков, метель)набор предметов для игры: орехи, грибы, шишки, корзинки 2 шт. ; набор картинок «Дикие животные», костюмы зайцев, белки, волка, лисы, медведя ; письмо, разрезная картинка «волк», мольберт, фланелеграф.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы о природе; чтение сказок о животных; загадывание загадок; рисование лесных обитателей; беседы о правилах поведения на природе.

Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физическая минутка, слушание звукозаписи.

Ход НОД

(Дети стоят полукругом на ковре)

Воспитатель : Ребята, сегодня я получила странное письмо. Вот оно, посмотрите. (читает письмо)

«Здравствуйте, ребята. Я – медведь и никогда не видел зимы, потому что всегда осенью ложусь спать и сплю всю зиму в своей теплой берлоге. Расскажите мне о зиме и о том, как зимуют звери в лесу. Скоро к вам приеду. До встречи.

Медведь из леса.»

Раздается стук в дверь, и в группу входит медведь.

Медведь :

- Здравствуйте, ребята, еле до вас добрался. Холодно на улице, мои лапы то скользят, то в белую вату проваливаются.

Воспитатель :

- Здравствуй, мишка, так это не вата – это снег.

Медведь :

- А есть его можно? Он такой белый, на солнышке блестит.

Воспитатель :

- Нет, мишка, снег есть нельзя – горло заболит. Мишка мы прочитали твое письмо и готовы тебе помочь, правда, ребята?.

Ребята, отгадайте загадку: «После осени пришла. И сугробы намела.

Дети Зима.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.

Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток.).

Пока идем, вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие).

Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу.

Воспитатель :

- Ой, ребята, смотрите, что я нашла – шишки. А шишки – то непростые в них загадки, давайте разгадаем первую загадку.

Кто на дереве живёт,
Грызёт орешки без забот,
Запасы на зиму несёт,
Чтоб быть довольной круглый год? (Белка)

Воспитатель : Правильно, ребята, это белка. А вот и белочки нас встречают. Здравствуйте, белочки. Расскажите нам с мишкой как вы зимуете? Почему зимой холодной не мерзнете, чем питаетесь?

Белочка 1 : Мы веселые белочки, прыгаем с ветки на ветку по всему лесу. Зимой мы меняем шубку, была рыжая – стала серая. Нам в ней не холодно. Мы всю осень утепляли дупло, готовили запасы на зиму : грибы, ягоды, орехи чтобы зимой не голодать.

Медведь : А что же вы едите зимой, кругом ведь снег лежит, а его есть нельзя!

Белочка 2 : У нас у белок еда очень разнообразна, в основном мы питаемся семенами ели, сосны, орешками и сушеными грибами.

Медведь : Здорово!

Белочки : Ребята, помогите нам разобрать грибочки и орешки по разным корзинкам. А то мы когда вас увидели с перепугу все перемешали.

Воспитатель : Ну, что,ребята, поможем белочкам? (ответы детей) Тогда давайте разделимся на две команды, первая команда будет собирать грибы, а вторая – орехи. (дети делятся на две команды, орехи и грибы лежат в одной большой корзине, детям необходимо разложить их по разным корзинам.)

Белочки : Вот спасибо вам, ребята, нам пора нас мама ждет.

Воспитатель : До свидания, белочки. Ребята, посмотрите, а вот и вторая шишка с загадкой. Читает загадку:

Прыг – скок, трусишка, хвост коротышка,

Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой;

Одежда в два цвета: на зиму и лето. 

Кто же это? (Зайка)

Воспитатель : Правильно, ребята, это заяц. А вот и зайчики нас встречают. Здравствуйте, зайчики. Расскажите нам с мишкой как вы зимуете? Почему зимой холодной не мерзнете, чем питаетесь?

1заяц Зимой мы шубки свои поменяли, надели белые, как снег, теплые, теперь лисе и волку нас не найти, мы в снежок зароемся, в клубочек свернемся и можем спать в снегу.

2 заяц : Питаемся мы корой деревьев, веточками молодыми, иногда грызем и корни деревьев. Можем и сухую травку из - под снега достать.

  Медведь : Ой, холодно как! Как же вы такие маленькие не мерзнете?

Зайчики : Так мы, мишенька, зарядкой занимаемся каждый день. Бег и прыжки наши любимые занятия. Присоединяйтесь к нам. И ты, мишенька, вставай на зарядку, вот и согреешься.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть,  (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.

Медведь : Ах, спасибо, вам зайчатки, согрелся, аж жарко стало.

Зайцы : Нам пора домой бежать, а вам мы шишку волшебную подарим. До свидания, ребята, до свидания,мишка.

Воспитатель : Ребята, что же нам шишка расскажет. (читает)

Очень хитрая она:

Обитает среди леса

ярко-рыжая принцесса –

Превеликая хитрица,

И зовут ее…(Лисица)

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса. А вот и лисонька нам навстречу идет. Здравствуй, лисонька. Расскажи нам с мишкой как ты зимуешь? Почему зимой холодной не мерзнешь, чем питаешься?

Лиса Зимой, я шубку меняю, да валенки надеваю. У меня на ногах отрастает густая шерсть, потому в народе и говорят «лисица зимой ходит в валенках», вот ноги мои и не мерзнут. А питаюсь я мышками да зайцами, если поймать удастся. А сплю я в теплой норке под землей, хвостиком укроюсь и никакие морозы мне не страшны. Ну, все пора мне на охоту, а вы еще дружка моего найдите, ему мой привет передайте. А кто он узнаете, когда картинку сложите. Держите.

Дети на фланелеграфе собирают разрезную картинку с изображением волка.

Воспитатель : Ребята, кто это? (ответы детей.)Ребята, а вам не страшно? (ответы детей) Из – за елки появляется волк.

Волк : Кто это в моем лесу гуляет, мою добычу пугает?

Воспитатель : Это мы волк в лес пришли, узнать как звери в лесу зимуют. Вот мишенька зимы никогда не видел, ему рассказать.

Волк : Холодно зимой в лесу, голодно. Шерсть у меня теплая, а лапы мерзнут. Целый день по лесу за зайцами да мышами гоняюсь, это про меня говорят «волк зимой холодной, бродит злой голодный». Тяжко мне зимой.

Медведь : Нет, ребята, замерз я в лесу, совсем свои лапы отморозил, да и спать я хочу. Давайте домой возвращаться.

Волк : Держите, ребята, волшебную шишку она поможет вам домой вернуться, только скажите «Раз, два, три, волшебная шишка домой нас верни.»

Воспитатель : До свидания, волк, спасибо тебе. А мы домой будем возвращаться. (воспитатель берет шишку и произносит волшебные слова. дети повторяют за воспитателем.)

Воспитатель : Ну вот, ребята, мы вернулись домой, в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? (ответы детей)Мишка, ты понял что такое зима и как зимуют звери в лесу?

Медведь : Спасибо вам, ребята, за путешествие в зимний лес. Я узнал, что такое зима, и как звери в лесу зимуют. Я же возвращаюсь в свою теплую уютную берлогу и буду спать до весны. (медведь прощается и уходит.)

Воспитатель : Ребята, кого мы встретили в лесу? (ответы детей) Что нового вы узнали о зимовье зверей(ответы детей) Молодцы. На этом наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: "День космонавтики в детском саду". Подготовила занятие: воспитатель средней группы №1 Семина Екатерина Александровна....

Конспект занятия и презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Первые весенние цветы"

Конспект занятия и презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Первые весенние цветы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

конспект занятий по аппликации и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Конспект занятий по аппликации и ознакомлению с окружающим миром в средней группе " Птица мира на защите Родины"...