Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._nod_udiv.mir_peska.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.
Подготовила воспитатель: Сазанова Алла Владимировна
Тема: «Удивительный мир песка»
Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка, его применением через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников.
- Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов.
- Учить ребёнка высказывать свои суждения.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы: песок в контейнерах, цветной песок, стаканы с водой, подносы, ложечки, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейки, правила безопасности при работе с песком, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация «Удивительный песок».
Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, мультимедийное оборудование, планшет для рисования песком.
Словарная работа: энциклопедия, лупа, фильтр.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Аленка, я веселая и добрая девчонка.
Я шла мимо вашего детского сада, услышала звонкий смех и решила зайти к вам, познакомиться и поиграть.
В это время слышится хруст снега и стук в стекло.
Ой, вы кого — то ждете? Кто там?
Пингвинёнок: Здравствуйте, ребята, это я — пингвиненок Пингви.
Я живу далеко на севере, среди льда и снега.
Мне на день рождения подарили вот эту красивую коробку.
А что в ней и для чего это нужно, я не знаю.
Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Интересно, что же там такое?
Попробуйте на ощупь определить, что же такое в мешочке?
Вы абсолютно правы! Это песок!
А вы знаете, где можно увидеть песок, где он бывает?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ой, а я ведь совсем забыла… У меня же есть волшебная книга! Она называется ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Вот она какая! Старинная!
Эта книга знает про все на свете.
Сейчас я скажу волшебные слова, а вы мне помогайте.
Чудо- книга, помоги, про песок нам расскажи!
Дети повторяют за воспитателем волшебные слова.
II. Показ презентации «Ах, этот удивительный песок».
Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, оранжевым, красным, белым.
Есть песок речной, морской.
А есть еще песок карьерный.
Есть песок строительный. Применяется песок в дорожных работах
Песок люди используют при постройке домов.
Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
Песок помогает людям тушить пожары.
Песок нужен не только нам, людям, но и животным.
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
Пингвиненок: Я устал, а вы устали? Ну тогда все дружно встали!
Физкультминутка.
(Выполнение движений вслед за воспитателем.)
Воспитатель: Ребята, я так люблю играть! А вы любите?
А хотите поиграть в мою самую любимую игру
Называется она исследователи.
Чтобы стать настоящими исследователями, необходимо надеть специальную защитную одежду.
Дети одевают фартуки.
Воспитатель: Ну вот, теперь мы смело можем пройти в научную лабораторию.
Ребята, быть исследователем совсем не просто, а иногда и опасно…
Поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности. Как нужно работать с песком, чтобы не навредить себе и своим друзьям?
Обратите внимание на знаки. Они перечеркнуты красной линией, а значит предупреждают нас, что так делать нельзя.
III. Опыты
Воспитатель: Уважаемые исследователи, предлагаю вам занять свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.
Опыт №1: «Из чего состоит песок?»
- Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Вывод. Песок состоит из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Опыт №2: «Легко ли сыпется сухой песок?»
Воспитатель: Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок?
Дети делают вывод: Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.
Опыт №3: «Можно ли лепить из сухого песка?»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас определить ещё одно свойство. У меня здесь две ёмкости с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно сухой песок сделать влажным?
Дети: Полить его.
(Просим полить из лейки)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок руками, можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок — темно-желтого, сухой песок — светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод. Следы остаются на влажном песке.
Опыт 4. Фильтрация воды.
У песка есть полезное свойство очищать воду. Возьмём окрашенную воду и пропустим через воронку, наполненную песком. Посмотрите, какая вода в стакане?
Вывод. Песок — природный фильтр.
Итог.
Воспитатель: А хотите стать художниками и порисовать цветным песком.
И сейчас мы с вами из песка сделаем красивую бутылочку. (Ребята по — очереди, подходят к воспитателю и через воронку насыпают разноцветный песок в горлышко бутылки.
— Вот какая красивая разноцветная бутылочка получилась у нас благодаря «удивительному песочку».
Вы не будете против, если мы ее подарим нашему новому знакомому, пингвиненку?
Воспитатель: — А теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.
— Значит, будем рисовать на песке, а чем можно рисовать на песке? Правильно, пальчиками. А рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.
Нарисуем жёлтый круг,
После лучики вокруг
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
- Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются. Давайте мы тоже им улыбнёмся.
Воспитатель: — Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.
Что мы узнали о нем?
(Перед детьми в качестве подсказки таблица)
Дети: — Песок состоит из песчинок.
Сухой песок сыпучий.
Чтобы песок стал мокрым, его надо полить.
Сухой песок светлый, а мокрый – темный.
Из сырого песка можно лепить, а из сухого нет.
На мокром песке следы отпечатываются четко, а на сухом нет.
- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок?
Теперь нам надо все наши исследовательские записи отправить Пингвиненку на далекий Север.
Давайте положим все наши записи в конверт. А конверт в коробку, туда же положим подарок для Пингвина, который мы сегодня с вами сделали. Ну все, отправляем посылку.
(Голос пингвиненка)
- Спасибо вам, ребята. Теперь я точно знаю, что такое песок и для чего он нужен. Как же много я сегодня узнал! И хочу вас отблагодарить. Ищите подарки в коробке!!!
Воспитатель: — Ребята, но это ещё не всё. Так как вы были сегодня лучшими исследователями и провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями. (награждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)
Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию, познакомит дошкольников с жизнью детей во время войны....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию ."Свойства песка"
Конспект занятия для детей старшего дошкольно возраста по экспериментированию "Свойства песка"...