Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД для детей старшей группы "Удивительный мир песка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.
Подготовила воспитатель: Сазанова Алла Владимировна
Тема: «Удивительный мир песка»
Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка, его применением через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников.
- Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов.
- Учить ребёнка высказывать свои суждения.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Развивать фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы: песок в контейнерах, цветной песок, стаканы с водой, подносы, ложечки, лупа – на каждого ребёнка, презентация, схема свойств песка, 2 ёмкости с песком (влажным и сухим, игрушки, лейки, правила безопасности при работе с песком, воронка с песком, вода окрашенная гуашью, презентация «Удивительный песок».
Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, мультимедийное оборудование, планшет для рисования песком.
Словарная работа: энциклопедия, лупа, фильтр.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Аленка, я веселая и добрая девчонка.
Я шла мимо вашего детского сада, услышала звонкий смех и решила зайти к вам, познакомиться и поиграть.
В это время слышится хруст снега и стук в стекло.
Ой, вы кого — то ждете? Кто там?
Пингвинёнок: Здравствуйте, ребята, это я — пингвиненок Пингви.
Я живу далеко на севере, среди льда и снега.
Мне на день рождения подарили вот эту красивую коробку.
А что в ней и для чего это нужно, я не знаю.
Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Интересно, что же там такое?
Попробуйте на ощупь определить, что же такое в мешочке?
Вы абсолютно правы! Это песок!
А вы знаете, где можно увидеть песок, где он бывает?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ой, а я ведь совсем забыла… У меня же есть волшебная книга! Она называется ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
Вот она какая! Старинная!
Эта книга знает про все на свете.
Сейчас я скажу волшебные слова, а вы мне помогайте.
Чудо- книга, помоги, про песок нам расскажи!
Дети повторяют за воспитателем волшебные слова.
II. Показ презентации «Ах, этот удивительный песок».
Песок может быть разноцветным коричневым, желтым, оранжевым, красным, белым.
Есть песок речной, морской.
А есть еще песок карьерный.
Есть песок строительный. Применяется песок в дорожных работах
Песок люди используют при постройке домов.
Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
Песок помогает людям тушить пожары.
Песок нужен не только нам, людям, но и животным.
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
Пингвиненок: Я устал, а вы устали? Ну тогда все дружно встали!
Физкультминутка.
(Выполнение движений вслед за воспитателем.)
Воспитатель: Ребята, я так люблю играть! А вы любите?
А хотите поиграть в мою самую любимую игру
Называется она исследователи.
Чтобы стать настоящими исследователями, необходимо надеть специальную защитную одежду.
Дети одевают фартуки.
Воспитатель: Ну вот, теперь мы смело можем пройти в научную лабораторию.
Ребята, быть исследователем совсем не просто, а иногда и опасно…
Поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности. Как нужно работать с песком, чтобы не навредить себе и своим друзьям?
Обратите внимание на знаки. Они перечеркнуты красной линией, а значит предупреждают нас, что так делать нельзя.
III. Опыты
Воспитатель: Уважаемые исследователи, предлагаю вам занять свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.
Опыт №1: «Из чего состоит песок?»
- Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Вывод. Песок состоит из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Опыт №2: «Легко ли сыпется сухой песок?»
Воспитатель: Наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Легко ли сыпется песок?
Дети делают вывод: Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки.
Опыт №3: «Можно ли лепить из сухого песка?»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас определить ещё одно свойство. У меня здесь две ёмкости с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно сухой песок сделать влажным?
Дети: Полить его.
(Просим полить из лейки)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок руками, можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок — темно-желтого, сухой песок — светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод. Следы остаются на влажном песке.
Опыт 4. Фильтрация воды.
У песка есть полезное свойство очищать воду. Возьмём окрашенную воду и пропустим через воронку, наполненную песком. Посмотрите, какая вода в стакане?
Вывод. Песок — природный фильтр.
Итог.
Воспитатель: А хотите стать художниками и порисовать цветным песком.
И сейчас мы с вами из песка сделаем красивую бутылочку. (Ребята по — очереди, подходят к воспитателю и через воронку насыпают разноцветный песок в горлышко бутылки.
— Вот какая красивая разноцветная бутылочка получилась у нас благодаря «удивительному песочку».
Вы не будете против, если мы ее подарим нашему новому знакомому, пингвиненку?
Воспитатель: — А теперь давайте порисуем. А как же мы с вами будем рисовать? Ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок.
— Значит, будем рисовать на песке, а чем можно рисовать на песке? Правильно, пальчиками. А рисовать мы будем солнышко. Давайте приступим к работе.
Нарисуем жёлтый круг,
После лучики вокруг
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
- Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются. Давайте мы тоже им улыбнёмся.
Воспитатель: — Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.
Что мы узнали о нем?
(Перед детьми в качестве подсказки таблица)
Дети: — Песок состоит из песчинок.
Сухой песок сыпучий.
Чтобы песок стал мокрым, его надо полить.
Сухой песок светлый, а мокрый – темный.
Из сырого песка можно лепить, а из сухого нет.
На мокром песке следы отпечатываются четко, а на сухом нет.
- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок?
Теперь нам надо все наши исследовательские записи отправить Пингвиненку на далекий Север.
Давайте положим все наши записи в конверт. А конверт в коробку, туда же положим подарок для Пингвина, который мы сегодня с вами сделали. Ну все, отправляем посылку.
(Голос пингвиненка)
- Спасибо вам, ребята. Теперь я точно знаю, что такое песок и для чего он нужен. Как же много я сегодня узнал! И хочу вас отблагодарить. Ищите подарки в коробке!!!
Воспитатель: — Ребята, но это ещё не всё. Так как вы были сегодня лучшими исследователями и провели самые значимые опыты и эксперименты, то я хочу наградить вас медалями. (награждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)
Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию, познакомит дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию ."Свойства песка"
Конспект занятия для детей старшего дошкольно возраста по экспериментированию "Свойства песка"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...