НОД " Насекомые" Беседа,рисование,апликация
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ФЭМП – беседа «Насекомые»
Беседа: «Кто такие насекомые?»
Цель: Формирование представления детей о разновидностях насекомых.
Задачи:
Обучающие задачи:
-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах
Развивающие задачи:
-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам
-развивать интерес к жизни насекомых
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.
Материал: иллюстрации с изображением насекомых.
Ход беседы:
1.Вводная часть
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.
- Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)
- Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.
- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.
- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)
2.Основная часть
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)
-Отгадайте, кто это?
- Кто над нами вверх ногами? (Муха)
- Много загадок сочинил народ о насекомых.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит – говорит,
А сядет – молчит. (Жук)
- Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).
На каждое насекомое – свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.
- Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)
- Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
3.Заключительная часть:
- Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
- А теперь послушайте стихи о насекомых.
Рисование « Насекомые на лугу»
Цель: учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений.
Задачи:
Образовательные: учить передавать контуры насекомых неотрывной линией, закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила
Развивающие: развивать цветовое восприятие. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за насекомыми . Рассматривание иллюстрации с изображением насекомых, отгадывание загадок.
Материал: альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь- белила, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), простой карандаш..
Ход занятия
1.Вводная часть:
Воспитатель: ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей)
Дети, а расскажите, что вы видели на прогулке? (много цветов, насекомые,солнышко и т.д)
Сегодня мы будем рисовать насекомых, которые летают над лугом.
2.Оновная часть:
А каких , вы узнаете когда отгадаете загадки.
расная спинка,
Чёрная головка
Ползёт по травинке
Божья коровка.
***
Над цветами я кружу
И без устали жужжу.
Черно-желтый, полосатый,
Шестилапый и усатый. (Шмель)
***
Она красива и изящна,
Легка и легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит есть цветочный сок (Бабочка).
***
Вертолетик голубой,
Очень-очень мил,
Над зеленою травой
Крылья распрямил. (Стрекоза)
Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Лист А4 делим на две части (горизонтально), в нижней части будет луг, а в верхнем небо. Кистью всем ворсом покрываем широкую часть – луг, небо; в небе можно изобразить облака. Какой красивый луг у вас получился, и чистое голубое небо, но пока чего-то все же не хватает .
Ответы детей. Конечно это насекомые.
Самостоятельное выполнение работы детьми.
3.Заключительная часть:
- что мы сегодня делали?
-каких насекомых рисовали?
-где их можно встретить?
Апликация «Божья коровка».
Цель:Закреплять знания детей о божьей коровке.
Задачи:
образовательные задачи: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке.
Развивающие задачи: Развиватькомпозиционные умения.
воспитательные задачи: Учить бережно и внимательно относиться к родной природе.
Материалы для занятия: зеленый картон, черные круги большие (брюшко), черные круги маленькие (голова). Красные круги, черные и белые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, крупная иллюстрация божьей коровки.
Ход занятия
Воспитатель крепит на доске иллюстрацию божьей коровки, но изображением от детей, что бы они не видели.
1.Вводная часть:
В. - Ребята к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам показываться, пока вы не отгадаете про нее загадку:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
В. - Кто это?
Дети: Божья коровка.
2.Основная часть
В. Правильно. Это божья коровка. Воспитатель показывает иллюстрацию с доски.Давайте рассмотрим ее. Посмотрите, ребята на Божью коровку. По форме она похожа на какую фигуру?
-Правильно на круг. А какого цвета наша божья коровка?
- Красная.
- Все верно. Красного цвета, круглая. Поэтому раньше, давным-давно этого жучка называли –солнышко. А сейчас мы его называем божья коровка. Почему? Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук маленький и кажется безобидным. По руке он бежит не торопясь. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка!
Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!
-Итак, наша божья коровка круглая красная, у нее есть брюшко, крылья, лапки. А сейчас давайте поиграем.
Физминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)-
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
Объяснение этапов работы.
А теперь мы с вами попробуем сделать божью коровку из бумаги. Для начала возьмем большой черный круг и приклеим на свой листочек, где будет сидеть наша божья коровка. Теперь возьмем маленький черный круг и приклеим божьей коровке голову. Теперь нужно сделать крылья. Наша божья коровка хочет взлететь и поэтому она расправляет свои крылышки. Наклеиваем два полукруга. Но у вас на столе один красный круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Потом наклеиваем на крылья точки, глазки на голову. Вот и получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки фломастером.
3.Заключительная часть.
Воспитатель вывешивает все работы детей.
- Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как настоящие, это потому что вы очень старались я думаю ваши божьи коровки обязательно подружиться с нашей гостьей и она больше не будет грустить. А кто помнит стишок, который мы читаем божьей коровке, когда сажаем ее на пальчик?
Божья коровка, улети на небо,
пронеси нам хлеба,
черного и белого,
только не горелого.