НОД " Насекомые" Беседа,рисование,апликация
план-конспект занятия по окружающему миру

Наталья Алексеевна Фаткина

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasekomye_.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

         

        ФЭМП – беседа «Насекомые»

Беседа: «Кто такие насекомые?»

Цель: Формирование представления  детей о разновидностях насекомых.

Задачи:

Обучающие задачи:

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Материал: иллюстрации с изображением насекомых.

                                           

Ход беседы:

1.Вводная часть

     Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

     - Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

     - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

     - Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

     - Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

2.Основная часть

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

     Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

     Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

     - Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

     - Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

     - Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)   

     -Отгадайте, кто это?

     - Кто над нами вверх ногами? (Муха)

     - Много загадок сочинил народ о насекомых.

          Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)         

   Голос тонок, нос долог,

          Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)             

          Шли плотники без топоров,

          Срубили избу без углов. (Муравьи)

 Летит – говорит,

         А сядет – молчит. (Жук)

     - Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

     На каждое насекомое – свой корм.

     Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

     Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

     - Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     - Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

3.Заключительная часть:

     - Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

     - Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

     - А теперь послушайте стихи о насекомых.

        Рисование « Насекомые на лугу»

Цель: учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений.
Задачи:
Образовательные: учить передавать контуры насекомых неотрывной линией, закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила
Развивающие: развивать цветовое восприятие. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за насекомыми . Рассматривание иллюстрации с изображением насекомых, отгадывание загадок.
Материал: альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь- белила, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), простой карандаш..

Ход занятия

1.Вводная часть:

Воспитатель: ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей)
Дети, а расскажите, что вы видели на прогулке? (много цветов, насекомые,солнышко и т.д)
 Сегодня мы будем рисовать насекомых, которые летают над лугом.

2.Оновная часть:

А каких , вы узнаете когда отгадаете загадки.

расная спинка,

Чёрная головка

Ползёт по травинке

Божья коровка.

***

Над цветами я кружу

И без устали жужжу.

Черно-желтый, полосатый,

Шестилапый и усатый. (Шмель)

***

Она красива и изящна,

Легка и легкокрыла

Сама похожа на цветок

И любит есть цветочный сок (Бабочка).

***

Вертолетик голубой,

Очень-очень мил,

Над зеленою травой

Крылья распрямил. (Стрекоза)


Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)


Лист А4 делим на две части (горизонтально), в нижней части будет луг, а в  верхнем небо. Кистью всем ворсом покрываем широкую часть – луг, небо; в небе можно изобразить облака. Какой красивый луг у вас получился, и чистое голубое небо, но пока чего-то все же не хватает . 

Ответы детей. Конечно это насекомые.

Самостоятельное выполнение работы детьми.

 

3.Заключительная часть:

- что мы сегодня делали?

-каких насекомых рисовали?

-где их можно встретить?

 

Апликация «Божья коровка».

Цель:Закреплять знания детей о  божьей коровке.

Задачи:

образовательные задачи: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать  круг пополам, располагать детали в определенном порядке.

Развивающие задачи: Развиватькомпозиционные умения.

 воспитательные задачи: Учить бережно и внимательно относиться к родной природе.

Материалы для занятия: зеленый картон, черные круги большие (брюшко), черные круги маленькие (голова). Красные круги, черные и белые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, крупная иллюстрация божьей коровки.

Ход занятия

Воспитатель крепит на доске иллюстрацию божьей коровки, но изображением от детей, что бы они не видели.

1.Вводная часть:

В. - Ребята к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам показываться, пока вы не отгадаете про нее загадку:

Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

В. - Кто это?

Дети: Божья коровка.

2.Основная часть

В. Правильно. Это божья коровка. Воспитатель показывает иллюстрацию с доски.Давайте рассмотрим ее. Посмотрите, ребята на Божью коровку. По форме она похожа на какую фигуру?

-Правильно на круг. А какого цвета наша божья коровка?

- Красная.

- Все верно. Красного цвета, круглая. Поэтому раньше, давным-давно этого жучка называли –солнышко.  А сейчас мы его называем божья коровка. Почему? Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук маленький и  кажется безобидным. По руке он бежит не торопясь. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка!

Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!

-Итак, наша божья коровка круглая красная, у нее есть брюшко, крылья, лапки. А сейчас давайте поиграем.

Физминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)-

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Объяснение этапов работы.

А теперь мы с вами попробуем сделать божью коровку из бумаги. Для начала возьмем большой черный круг и приклеим на свой листочек, где будет сидеть наша божья коровка. Теперь возьмем маленький черный круг и приклеим божьей коровке голову. Теперь нужно сделать крылья. Наша божья коровка  хочет взлететь и поэтому она расправляет свои крылышки.  Наклеиваем два полукруга. Но у вас на столе один красный круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Потом наклеиваем на крылья точки, глазки на голову.  Вот и получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки фломастером.

3.Заключительная часть.

Воспитатель вывешивает все работы детей.

- Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как настоящие, это потому что вы очень старались я думаю ваши божьи коровки обязательно  подружиться с нашей гостьей и она больше не будет грустить.  А кто помнит стишок, который мы читаем божьей коровке, когда сажаем ее на пальчик?

Божья коровка, улети на небо,

пронеси нам хлеба,

черного и белого,

только не горелого.